Часто возникает некоторая путаница по поводу того, какой именно меч на самом деле является рапирой, потому что классификация мечей никогда не была точной, поскольку исторические мастера меча и фехтовальщики не маркировали свое оружие для нас. Они не классифицировали их так, как мы делаем сегодня, по внешнему виду, а вместо этого определили их в большей степени на основе их функций и возможностей. Но современные коллекционеры оружия и кураторы оружия, как правило, помечают почти любой клинок с близкой рукоятью, который явно не был крестообразным средневековым мечом, считался "рапирой", хотя исторически это было не так. Современные мастера меча также следовали этой привычке, и это добавило путаницы, связанной с оружием.
Кроме того, история фехтования—это не прямая линия эволюции от примитивного к более совершенному оружию и методам (хотя такова была точка зрения на историю фехтования с 19-го века) - как будто развитие различных мечей было процессом работы над какой-то идеальной “высшей” формой
Изменение формы меча с течением времени было больше похоже на дерево, у которого несколько ветвей растут и уменьшаются, в то время как образуются новые ветви. Это был процесс инноваций и адаптации к новым обстоятельствам и потребностям. Поэтому для ясности сегодня приемлемо применять различия “ранней” рапиры к более широкой плоской форме, а “более поздней “или” настоящей " рапиры к более тонкому виду. Кроме того, много раз короткий вооруженный меч с остро заостренным и сужающимся кончиком клинка (типичный для тех, которые использовались с 15-го века) сегодня будет обозначен как тип “рапиры” только из-за рукояти, которая напоминает те, что были на рапирах более позднего 16-го века. "Настоящая" рапира-это длинное, узкое, жесткое, почти без лезвий одноручное колющее лезвие с толстым, сужающимся поперечным сечением и очень узким и острым концом. Нет никаких сомнений в том, что рапиры различаются по своей форме, длине и ширине и особенно по конфигурации рукояти. Но рапиры, как правило, тонкие, легкие, быстрые и хорошо сбалансированные колющие мечи, предназначенные для единоборств без брони.
Существуют существенные исторические свидетельства того, что рапиры ломались во время боев (в телах и против другого оружия). Тем не менее, клинок рапиры ни в коем случае не хрупок и не уязвим для того, чтобы его можно было легко сломать или порезать другими мечами (хотя его тонкий кончик иногда может сломаться). Рапира может быть довольно прочной и способной парировать удары более тяжелых мечей, но только с более толстой частью лезвия или рукояти и (предпочтительно) в отклоняющем действии для перенаправления атакующей точки, а не пассивным жестким блоком. Но было лучше избегать или уклоняться от ударов более широких лезвий, чем парировать их тонким мечом.
Откуда взялось название “рапира”?
Существует несколько теорий относительно происхождения этого слова. Первоначально, к 1470-м годам, французы насмешливо называли любое чрезмерно длинное и тонкое оружие la rapière, в то время как испанцы называли маленький меч, который носили в гражданской одежде при дворе или в городе, spada ropera, “мечом для одежды” или “мечом для одежды”. По крайней мере, к 1530-м годам такое оружие стало известно на английском языке как рапиры, а в немецких работах по фехтованию, по крайней мере, к 1540 году, называлось Рапирой. Слово "рапира" в конце концов стало относиться исключительно к тонкому колющему мечу,который мы теперь знаем. Интересно, что итальянские и испанские создатели рапиры никогда не называли само оружие чем-либо иным, кроме как просто spada или espada, общие слова, означающие “меч”. Французские источники 1530-х годов и английские источники 1540-х годов упоминают рапиры как “меч Спаннише”. Термин Ensis Hispanis (или Ensis Hispanicus, что опять же означает “испанский меч”) был использован Паулюсом Гектором Маиром в его сборнике около 1542 года. Но, как показывают его многочисленные подробные иллюстрации, это безошибочно указывало на форму заостренного лезвия средней длины со сложной рукоятью, используемой в бою без доспехов.
Однако нет никаких описаний того, что именно означают оригинальные espada ropera или la rapière на самом деле были. Мы не знаем его размера, длины, стиля клинка или рукояти. Учитывая характер боевых действий и других видов оружия в то время, у него, должно быть, были некоторые характеристики, которые отличались достаточно, чтобы оправдать новый ярлык. Любопытно, что есть свидетельства того, что мужчины при итальянских дворах 1480-1490-х годов начали носить клинки, которые были намного длиннее и тяжелее обычных кинжалов, но короче и легче чем обычные вооруженные мечи. Эти мечи обычно имели составные или сомкнутые рукояти (с дополнительными кольцами или планками). Очень может быть, что это оружие в стиле рубки и удара производилось в более длинных и длинных вариантах, чтобы со временем стать новой рапирой.
Зачем была создана рапира?
Рапиры развились из более ранних форм меча с острыми лезвиями в качестве оружия для городской самообороны и частных дуэлей. К 1540-м годам изготовители мечей реагировали на потребности в самообороне небронированных бойцы сражаются за быстрый одноручный колющий меч с большой досягаемостью, который можно использовать на улице, в переулке или в замкнутом пространстве. Следуя древнему процессу обратной связи между производителями и пользователями, их творения были опробованы, и то, что работало лучше всего, затем постоянно совершенствовалось на основе советов и просьб мастеров меча.
Вытеснила ли рапира меч?
Существует часто повторяющийся миф о тонких колющих мечах, разработанных мастерами фехтования к середине 1500-х годов как заменяющие боле старый стиль тяжелых режущих мечей. Это утверждение не только игнорирует тот факт, что различные типы заостренных колющих мечей (как тяжелых, так и легких) существовали примерно с 1300-х годов и далее, и что развитие рапиры первоначально происходило за пределами традиционного военного внимания признанных “мастеров фехтования”, но также игнорирует тот факт, что в течение не менее чем 200-летнего правления рапиры все еще широко использовались всевозможные “тяжелые режущие лезвия”, даже продолжающие развиваться (например, сабли, палаши и т. д.) еще долгое время после того, как популярность рапиры для гражданских дуэлей угасла.
Есть некоторые сообщения о том, что рапиры носили в бой, особенно конные офицеры (наименее склонные к участию в ближнем бою), но ни одна рапира не использовалась эффективно в реальных боевых действиях. Многие военные писатели в эпоху рапир выступали за использование вытачек (коротких жестких колющих мечей), а более поздние авторы иногда ошибочно принимали эти мечи за “рапиры”.
Как и в случае с любой формой меча, разработку и внедрение рапиры следует рассматривать контекстуально: оружие, разработанное сначала для самообороны в городах без оружия, которое превратилось в идеальное личное дуэльное оружие и стиль боя с ударами, вскоре полюбившийся аристократии.
Насколько эффективной в качестве оружия была рапира?
Рапира обладала уникальной способностью совершать невероятно обманчивые и ловкие атаки и опасной способностью возобновлять непрерывные атаки под непредсказуемыми углами, даже после парирования атак более широких режущих мечей. Она также может точно нанести удар в лицо, горло, глаза и особенно в руки с быстрыми легкими ранами, чтобы отвлечь, спровоцировать и запугать противника. Быстрый, мощный удар рапиры был смертельным в своем проникающем сила. Простая колотая рана всего в несколько сантиметров могла мгновенно оказаться смертельной. Узкие отверстия, проделанные в жизненно важных внутренних органах, не поддавались лечению и не заживали. Однако, даже будучи смертельными, его раны не всегда были сразу смертельными. Если не пробить череп или сердце насквозь, человека могут проткнуть насквозь и он может продолжать сражаться в течение нескольких мгновений или даже выиграть бой, но через некоторое время умереть от шока и потери крови.
В то время как режущий меч можно использовать для нанесения легких или плоских ударов, которые не являются смертельными, с помощью рапиры невозможно реально контролировать глубину колющей атаки, чтобы нанести только незначительный неглубокий удар рана. С рапирами люди не могли просто безразлично драться друг с другом рубящими и стучащими ударами, как они иногда делали с другими мечами. Поэтому каждое нападение было потенциально смертельным, и было мало места для ошибки или снисхождения. Результат, несомненно, придал новую серьезность тому, что когда-то было обычными столкновениями.
Несмотря на уникальный стиль боя рапиры, она по-прежнему опиралась на проверенные временем принципы понимания и контроля расстояния и времени, умело применяя технику. Опытный боец, хорошо владеющий этими основными элементами с помощью традиционного меча с более широким лезвием, мог бы успешно сражаться с ним. Все дело было не в самом оружии, а в том, как и где оно было применено.
Использовались ли когда-нибудь рапиры против доспехов?
Рапиры не были разработаны и не предназначались для применения против бронированных противников. Тем не менее, встреча с доспехами была обычным явлением для любого воина того времени. Рапиры были способны пробивать мягкую броню, но исторические свидетельства показывают, что тонкая кольчуга (кольчужная броня) была достаточной защитой и часто носилась под одеждой именно по этой причине. Если противник носил какую-либо часть пластинчатой брони, что все еще было возможно на полях сражений и в рамках городских ополчений 1500-х и 1600-х годов удары, естественно, будут направлены на другие более уязвимые районы. Иногда по эстетическим соображениям сегодня музеи часто демонстрируют костюмы пластинчатых доспехов 16 века, держащих или носящих рапиры, даже если они не использовались вместе на войне, турнирах или в частной самообороне.