Итак, что же такое краудфандинг, о котором последнее время всё чаще и чаще говорят?
Краудфандинг (crowd - толпа, масса людей; funding - вложение средств) - сбор денег для бизнеса или развития идей на базе специальных сайтов, социальных сетей и других интернет ресурсов.
Несколько лет назад краудфандинг стал отдельным движением в бизнесе и стремительно стал набирать обороты, а теперь и вовсе каждый второй наверняка слышал такой термин, однако до сих пор многие считают это мошенничеством, задают вопросы и в принципе не понимают идею движения.
Идея краудфандинга изначально появилась на Западе, однако сегодня активно применяется в Российской среде стартаперов и начинающих бизнесменов. Годовые объемы переводов денежных средств на краудфандинговых платформах превышают $5 000 000 000 по всему миру.
Существует несколько вариантов создания краудфандинга. Какой из них выбрать? Это зависит от цели, с которой запрашивается финансированием. Рассмотрим на примерах.
Благотворительность. Представляет собой безвозмездный, нефиксированный добровольный взнос, который направлен на пожертвования обездоленным, инвалидам, сиротам, приютам бездомных животных и так далее. Существуют индивидуальные проекты, призывающие общество помочь кому-либо безвозмездно, ради самой помощи. Самыми популярными каналами распространения информации являются телевидение и социальные сети.
Обмен на образец продукции. Компания предлагает выслать какой-либо подарок/сувенир за участие в краудфандинге. Вложивший средства единоразово получает продукцию компании бесплатно за оказанную материальную помощь.
Финансовая поддержка деятеля культуры. Например, развивающийся музыкальный коллектив может попросить фанатов перевести деньги с целью выпуска альбома. В таком случае, фанаты, оказавашие материальную помощь любимой группе не получат возврата денежных средств или подарка, так называемой благодарностью для них станет выход альбома в сеть.
Инвестирование. Представляет собой вклад в новоиспеченный бизнес, стартап, который впоследствии должен принести прибыль и вместе с ней дивиденды инвесторам. Однако может так же осуществляться на условиях единоразового вознаграждения инвесторов, без последующих выплат дивидендов (то есть краудфандинг НЕ равно акции в этом случае).
Какие же схемы финансирования в краудфандинге существует? На самом деле их безмерное множество, однако на слуху лишь несколько. О таких популярных схемах мы и поговорим далее.
Все или ничего. Если заявленную сумму не удалось собрать в обозначенные сроки, то деньги возвращаются акционерам, а проект не реализуется.
Оставить всё. Авторы проекта получают деньги за вычетом комиссии даже если обозначенная сумма не набрана, то есть средства не вернутся акционерам, как это было в первом случае.
Вечное финансирование. В этом случае срок сбора денежных средств не ограничен. Вложения будут привлекаться в проект по мере их поступления.
Переломный момент. Средства будут переведены авторам только при достижении "контрольной точки" проекта.
На сегодняшний день самыми популярными и успешными краудфандинговыми сервисами, которые помогают стартапам собирать средства на проект являются такие как Kickstarter, Indiegogo, PlanetaRU, Crowdfunder, Boomstarter.
Благодарим вас за прочтение статьи, если она была интересна для вас, вы можете поддержать наш канал лайком, комментарием и подпиской. Пишите в комментарии темы, которые вы бы хотели увидеть в наших статьях, а также интересующие вас вопросы и своё мнение по теме сегодняшней статьи.
До скорой встречи в нашей следующей публикации!