Cреди множества способов честного зарабатывания денег есть один, хорошо известный научным сотрудникам и чиновникам международных организаций, но практически неведомый остальному населению – нужно написать заявку на получение приличного количества дензнаков и потом просто получить их.
У многих это дело проходит, потому что они знают, как написать такую заявку и куда именно ее отправить. Деньги, которые сваливаются на умные головы, называются «грант». Гранты бывают большие и маленькие, отечественные и западные, персональные и для организаций. Вот я как раз занимаюсь тем, что пишу заявки на западные гранты для себя или для организации, в которой на данный момент работаю. Правда, жить только на деньги по грантам я не пробовал, но знаю людей, которые именно так и поступают. В любом случае это приносит небольшой, но верный доход при умелой постановке дела. Чтобы написать правильную заявку, нужно прежде всего уяснить, откуда берутся фонды, раздающие гранты, и какие цели они преследуют. Во все времена существовали виды деятельности, не приносящие прямого дохода, но необходимые обществу.
Например, борьба с бедностью, охрана природы, поддержка образования, научных исследований, искусства... Раньше этим занимались государственные организации – составляли бюджет, выделяли деньги. A в 60-е годы, в ходе культурной революции, на Западе началось движение из низов, и возникли организации граждан, которые сказали, что они это могут делать лучше, чем правительственные чиновники. Появилась другая схема: правительство объявляет тендер на выполнение какой-то работы для общества. Организации же, которые конкурируют за государственные деньги, знают проблемы из первоисточников. Считается, что они будут эффективнее тратить средства. С другой стороны, некоторым богачам хотелось, чтобы после смерти их помнили, и они создавали фонды своего имени.
Зачатки такой системы наблюдались и раньше. Например, в России до советской власти были общества, которые по подписке собирали деньги, открывали школы для бедных или, скажем, больницы. Отличие в том, что сейчас это превратилось в систему. Если раньше организация сама и формулировала задачу, и собирала деньги, и их реализовывала, то теперь эти функции разнесены. У одной организации есть деньги и возможность решать, кому бы их дать, у других – возможность бороться за эти деньги на конкурсной основе и тратить их потом, выполняя нужную работу. Лучше всего эта система развита в СШA. Там изначально участие государства в общественной жизни было минимальным, поэтому и гражданское общество появилось. Чтобы вдохновить грантодателя, нужно разбираться в вопросе, который его интересует.
Я разбираюсь в экологии, поэтому пишу заявки на гранты, связанные с экологической тематикой.
В прошлом году я работал в Подводном Клубе МГУ. Этот клуб обучает людей подводному плаванию, издает журнал, снимает подводные фильмы, возит экспедиции и продает снаряжение. Основное занятие – подводные экспедиции по всему миру, от Aнтарктиды до Северного полюса. У клуба есть корабль на Белом море, который надо как-то использовать. Доходы от туристических туров небольшие, поэтому я предложил развивать экологический туризм, за который хорошо платят иностранцы. Понятно, на развитие проекта нужны были деньги. Тогда я вошел в Интернет, набрал самым примитивным образом несколько ключевых слов: «плавание», «сохранение природы морей» и др. Между прочим, это самый удобный способ поиска фонда.
Нашел фонд Профессиональной ассоциации водолазных инструкторов.
Эта коммерческая компания учредила фонд для охраны подводного мира. Я послал им вопросы по электронной почте, предложил три проекта. Это очень важно – связаться напрямую и узнать, какие проекты интересуют грантодателей в первую очередь. Часто я просто звоню по телефону, и в большинстве фондов со мной охотно разговаривают. Так вот, я предложил три проекта, они выбрали один – сделать фильм о подводной природе Белого и Баренцевого морей с обозначением экологических проблем. Тогда я за два часа написал заявку на три страницы и послал им по электронной почте. Меньше чем через месяц на счет клуба пришли деньги – 5 тысяч британских фунтов.
В таких небольших грантах не предусматривается зарплата. Средства должны были пойти на монтаж, озвучание фильма и на топливо для корабля. Остальное – сами. Но поскольку фильм снимался в плановых туристических рейсах, затраты дублировались. На горючее мы потратили деньги фонда, а то, что заработали на туристах, осталось в прибыли. Такие гранты самые выгодные. Например, все права на фильм остаются за нами. Правда, пока еще мы не отчитались, а отчет – крайне важный этап. Если не отчитаться по гранту, то в следующий раз ничего от этой организации не получишь. Я думаю, могут и в суд подать. A если напишешь хороший отчет, значит, оправдал деньги.
На самом деле это палка о двух концах. Во-первых, многие исполнители просто получают деньги, и непонятно, как их тратят. Ведь одно дело – написать хороший отчет, другое – действительно выполнить работу. Конечно, если ты ничего не делаешь, рано или поздно это заметят и больше ты никаких грантов не получишь. Но заметить могут нескоро. Вторая проблема. Если мыслить государственно, то получается, что гранты в нашей стране в основном иностранные, то есть инструмент влияния. Естественно, страдает национальная политика. На Западе, кстати, это прекрасно осознают, особенно в государственных фондах. Есть, конечно, и противоположная тенденция: в последнее время американцы и прочий Запад любят давать гранты на развитие российской системы грантов.