Самым эффективным в борьбе с проблемой мусора признан его раздельный сбор. Почти 70% жителей России им не занимаются и не планируют. Но это не повод недооценивать население: 86% россиян вовлечено хотя бы в одну практику по сокращению бытовых отходов. Формы, мотивы и потенциал вовлеченности изучила Марина Шабанова. Результаты исследования будут представлены на XX Апрельской конференции в НИУ ВШЭ.
Масштаб и фрагментарность
Практики, уменьшающие образование мусора, разнообразны: бойкотирование пластиковых пакетов, экономия ресурсов, передача ненужных вещей хорошего качества другим людям, сокращение избыточного потребления и проч.
Россияне, как показал опрос Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ (2 тыс. чел., 2017 г.), чаще всего:
- экономят электроэнергию (энергосберегающая техника и лампочки, выключение света в пустом помещении) — 59% участников опроса;
- экономят воду (избегание ситуаций, когда вода течет напрасно) — 57%;
- покупают ровно столько продуктов питания, сколько нужно, чтобы не выбрасывать лишнего — 43%.
Наименее распространены:
- покупка товаров в перерабатываемой/разлагаемой упаковке, с минимальной упаковкой или вообще без нее — 4%;
- сокращение использования одноразовых пластиковых пакетов, отказ от них в пользу долговечных сумок — 7,5%.
Участие россиян в практиках, содействующих сокращению образования мусора (% опрошенных)
«В целом в ту или иную практику включены 86% граждан. Однако присутствует высокая фрагментарность: 25% участвуют только в одной, 30% в двух, 19% в трех, и лишь 12% в четырех-семи», – говорит Марина Шабанова.
Лавры сортирующих
Перспективный для сокращения мусорной проблемы РСБО (раздельный сбор бытовых отходов) в РФ распространен мало. Основная часть населения (68%) его не применяет и пока не собирается.
Однако социальная база для развития хорошая: у РСБО высокие коэффициенты стабильности (отношение числа намеренных продолжать практику в ближайшие год–два к числу уже включенных в нее) и замещения (отношение числа намеренных включиться к числу намеренных отказаться).
Условия для участия в раздельном сборе мусора,
по мнению жителей России (% опрошенных)
- установка контейнеров для РСБО вблизи дома — 69%;
- уверенность в том, что раздельно собранный мусор пройдет вторичную переработку — 26%;
- организация своевременного и правильного вывоза мусора — 19%;
- приемлемое время на доставку мусора в спецпункты или раздельные контейнеры — 17%;
- наличие информации о том, куда можно отвезти раздельно собранный мусор — 16%;
- участие большинства соседей в раздельном сборе мусора — 13%; введение штрафов или дополнительной платы за отказ от сортировки мусора — 11%.
Источник: Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, 2017
На другие практики приверженцы РСБО реагируют слабо: уступают остальным в экономии воды и электричества; умеренно отказываются от приобретения лишних вещей и продуктов питания; 75% из них не игнорируют одноразовый «пластик», 83% — перерабатываемую упаковку.
«Возможно, за этим скрываются эффекты “морального лицензирования” или “этики вклада”, когда люди воздерживаются от включения в новые виды поведения по ослаблению конкретной проблемы, если считают, что уже внесли посильную лепту и вправе почивать на лаврах», — поясняется в исследовании.
На полюсах мотивации
В наиболее массовых практиках с большим отрывом лидируют экономические мотивы, в наименее — просоциальные и проэкологические.
К примеру, 69% экономящих электроэнергию/воду поступают так в целях сокращения коммунальных платежей. О пользе для природы думают лишь 4%, к тому же среди них больше всего разочаровавшихся – намеренных прервать участие.
В случае с РСБО личная корысть отступает. У сортирующих отходы высок так называемый «зеленый моральный индекс» (Berglund C.): 47% объясняют свои действия желанием ощущать ответственность за состояние окружающей среды; 37% — старанием делать то, что, по их мнению, должны делать все; 36% — стремлением вносить вклад в улучшение экологии, благополучие нынешних и будущих поколений; 29% убеждены в экономической выгоде РСБО для общества.
Выбор по себе
Помимо мотивации в приобщении к «антимусорному» поведению важны социально-демографические характеристики человека, его ценности и общественные установки.
С большей вероятностью активность проявляют:
- женщины. В первую очередь в вопросах бережного отношения к продуктам питания и передачи вещей;
- члены НКО, общественных организаций/движений/инициатив;
- жители городов-миллионников по сравнению с жителями сел.
Готовые объединяться с другими, если их интересы и цели совпадают, энергичнее подключаются к РСБО и передаче вещей.
От использования пластиковых пакетов чаще отказываются те, для кого в приоритете надындивидуальные ценности (благополучие всех людей и природы; гордость за Россию как Родину, ее мощь и процветание; помощь нуждающимся).
Ориентированные на личное (материальный достаток, безопасность своя и близких, получение удовольствий, наслаждение жизнью), скорее займутся экономией энергии/воды и бережным отношением к продуктам питания.
Такая гетерогенность, заключает автор исследования, подтверждает необходимость решать мусорный вопрос с помощью комплексной политики, «расширяющей приемлемые каналы вхождения со стороны разных групп».
IQ
Автор исследования:
Марина Шабанова, профессор факультета экономических наук,
ведущий научный сотрудник Центра исследования гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ
Автор текста: Светлана Салтанова