Ограничения «съедят» 20 млн тонн погрузки древесины за год
Запрет на вывоз круглого леса за границу, который вводится с 1 января 2022 года, снизит экспортную погрузку древесины на железной дороге на 20 млн тонн. Это около 10% от общих объемов, но серьезно может перераспределить погрузочные мощности железнодорожной инфраструктуры. Рассказал вице-президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России Евгений Кесарев на транспортно-логистическом форуме «Грузовая панорама».
История вопроса:
По его словам, запрет на экспорт «кругляка» сократит объемы лесозаготовки на 10%. Это привет к снижению экспортной погрузки древесины на железной дороге на 20 млн тонн уже в следующем году, из них порядка 6 – 7 млн тонн могли по традиции «уехать» в Китай и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
– Небольшие объемы экспорта леса в сравнении с остальными грузами, которые перевозят железнодорожными путями, на первый взгляд, особо не влияют на загрузку мощностей инфраструктуры, но это не совсем так, – отмечает Евгений Кесарев. – Лесные регионы у нас в стране достаточно локализованы. Это Северо-Запад (Архангельская, Кировская, Вологодская области), Сибирь (Красноярский край и Омская область) и Дальний Восток (Хабаровский и Приморский края). Погрузка леса здесь составляет существенную часть от общего объема перевалки грузов, так что локальные перераспределения грузоперевозок из-за нового запрета все же будут.
Эксперт напомнил, что подобное перераспределение уже наблюдается в отрасли. Это было связано с открытием новых производств. Также идет изменение использования объемов контейнерных перевозок при перевозке леса.
– Ни для кого не секрет, что за последние 10 лет объем контейнерных перевозок лесной продукции вырос в 4 раза, - подчеркнул Евгений Кесарев. – Это объясняется тем, что страна постепенно начала отказываться от продажи «кругляка» за рубеж, делается упор на переработанную продукцию. Но если доски низкой категории мы можем возить в полувагонах, то остальная продукция более высокого качества – древесные плиты, фанера – это уже исключительно контейнерные перевозки. Отсюда и спрос на них.
По словам эксперта, важно, чтобы грузоперевозчики отслеживали эти тренды и были готовы к тому, что в какой-то период для перевозки леса может понадобиться больше контейнеров, а в доступе будут только полувагоны и лесовозные платформы. Это поможет избежать задержек в отгрузке.
Стоит отметить, что по распоряжению правительства РФ с 1 января 2022 года ряд видов необработанного леса можно будет экспортировать с Дальнего Востока только в Северную Корею. Транспортировка груза будет возможна только по железной дороге через пункт пропуска Хасан в Китае. Об этом сообщает пресс-служба Дальневосточного таможенного управления.
В ведомстве отметили, что в прошлом году объемы российского экспорта через этот пункт пропуска достигли исторического минимума и составили всего 40 000 тонн. При этом в 2017 году, когда еще не действовали международные санкции в отношении Северной Кореи, через этот пункт пропуска было экспортировано 2 млн тонн грузов.
Кроме того, в Дальневосточном таможенном управлении напомнили, что с 1 января 2022 года экспорт российского обработанного леса будет возможен только в пунктах пропуска, которые внесены в постановление правительства. На Дальнем Востоке это три автомобильных пункта – Кяхта, Забайкальск, Кани-Курган, три железнодорожных – Наушки, Забайкальск, Гродеково, 11 морских – Владивосток, Ванино, Восточный и др. и один речной – Хабаровск.
Напомним, что по итогам 2020 года доля железнодорожного транспорта в экспортных перевозках в Китай продукции лесопромышленного комплекса составит 88%. LR
#экспортдревесины #законодательство #ограничения