Найти тему

Эксперт: из-за запрета на экспорт круглого леса «полетят щепки» на железной дороге

Ограничения «съедят» 20 млн тонн погрузки древесины за год

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Запрет на вывоз круглого леса за границу, который вводится с 1 января 2022 года, снизит экспортную погрузку древесины на железной дороге на 20 млн тонн. Это около 10% от общих объемов, но серьезно может перераспределить погрузочные мощности железнодорожной инфраструктуры. Рассказал вице-президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России Евгений Кесарев на транспортно-логистическом форуме «Грузовая панорама».

История вопроса:

По его словам, запрет на экспорт «кругляка» сократит объемы лесозаготовки на 10%. Это привет к снижению экспортной погрузки древесины на железной дороге на 20 млн тонн уже в следующем году, из них порядка 6 – 7 млн тонн могли по традиции «уехать» в Китай и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

– Небольшие объемы экспорта леса в сравнении с остальными грузами, которые перевозят железнодорожными путями, на первый взгляд, особо не влияют на загрузку мощностей инфраструктуры, но это не совсем так, – отмечает Евгений Кесарев. – Лесные регионы у нас в стране достаточно локализованы. Это Северо-Запад (Архангельская, Кировская, Вологодская области), Сибирь (Красноярский край и Омская область) и Дальний Восток (Хабаровский и Приморский края). Погрузка леса здесь составляет существенную часть от общего объема перевалки грузов, так что локальные перераспределения грузоперевозок из-за нового запрета все же будут.

Эксперт напомнил, что подобное перераспределение уже наблюдается в отрасли. Это было связано с открытием новых производств. Также идет изменение использования объемов контейнерных перевозок при перевозке леса.

– Ни для кого не секрет, что за последние 10 лет объем контейнерных перевозок лесной продукции вырос в 4 раза, - подчеркнул Евгений Кесарев. – Это объясняется тем, что страна постепенно начала отказываться от продажи «кругляка» за рубеж, делается упор на переработанную продукцию. Но если доски низкой категории мы можем возить в полувагонах, то остальная продукция более высокого качества – древесные плиты, фанера – это уже исключительно контейнерные перевозки. Отсюда и спрос на них.

По словам эксперта, важно, чтобы грузоперевозчики отслеживали эти тренды и были готовы к тому, что в какой-то период для перевозки леса может понадобиться больше контейнеров, а в доступе будут только полувагоны и лесовозные платформы. Это поможет избежать задержек в отгрузке.

Стоит отметить, что по распоряжению правительства РФ с 1 января 2022 года ряд видов необработанного леса можно будет экспортировать с Дальнего Востока только в Северную Корею. Транспортировка груза будет возможна только по железной дороге через пункт пропуска Хасан в Китае. Об этом сообщает пресс-служба Дальневосточного таможенного управления.

В ведомстве отметили, что в прошлом году объемы российского экспорта через этот пункт пропуска достигли исторического минимума и составили всего 40 000 тонн. При этом в 2017 году, когда еще не действовали международные санкции в отношении Северной Кореи, через этот пункт пропуска было экспортировано 2 млн тонн грузов.

Кроме того, в Дальневосточном таможенном управлении напомнили, что с 1 января 2022 года экспорт российского обработанного леса будет возможен только в пунктах пропуска, которые внесены в постановление правительства. На Дальнем Востоке это три автомобильных пункта – Кяхта, Забайкальск, Кани-Курган, три железнодорожных – Наушки, Забайкальск, Гродеково, 11 морских – Владивосток, Ванино, Восточный и др. и один речной – Хабаровск.

Напомним, что по итогам 2020 года доля железнодорожного транспорта в экспортных перевозках в Китай продукции лесопромышленного комплекса составит 88%. LR

#экспортдревесины #законодательство #ограничения