«Стенька Разин» (или "Понизовая вольница") (1908) считается одним из первых российских художественных фильмов. Сюжет пьесы Василия Гончарова взял за основу фильма Александр Осипович Дранков (1886–1949), один из первых художников отечественной кинематографической школы. Дранков был основателем «Первой в России фабрики кинематографов и лент для живой, поющей и говорящей фотографии». Лента была короткой — 6-7 минут, но была масштабной: на натурной съемке на озере Разлив участвовало около 150 актеров массовки, облаченных в красочные костюмы. Впервые в российском кино были использованы художественно-технические возможности — наезд камеры и монтаж.
Фрагменты афиши:
Сюжет "Женщины с кинжалом" - циничный художник влюбил в себя и обманул чистую и скромную девушку, чтобы заставить ее позировать обнаженной. Но оскорбленная девушка убивает своего соблазнителя. Фильм считается утраченным.
Сохранились несколько вариантов афиш некоторых фильмов:
Название взято из стихотворения И.Никитина. В фильме рассказывается о тяжкой судьбе обитательницы публичного дома – соблазненной и покинутой жертве «мужского темперамента». Фильм считается утраченным.
По мотивам одноименного рассказа Александра Амфитеатрова. Сюжет картины таков: сочувствовавшая революционерам москвичка Лиза Басова становится политзаключенной и отбывает ссылку в селе Проще на Енисее. Там она знакомится с приказчиком Тимофеем Курлянковым, который вскоре становится вдовцом после гибели жены – пьяницы Ульяны. Бывший каторжанин Потап помогает Тимофею закопать тело и совершить побег с Лизой (выдаваемой по паспорту за Ульяну) в Барнаул, поручив им передать пермскому революционеру шифрованную записку. В длинной дороге, пережив череду приключений, беглецы из фиктивных супругов становятся фактическими. Не выполнив поручения Потапа, они селятся в уездном городке, открывают магазин, строят дом и заводят детей.
Сюжет: оторванный от своей родины негр Джо работал в бродячем цирке. Судьба столкнула его с жестокой кокеткой Агни, которая открыла наивному негру «новый мир, утонченный и развратный, и разожгла знойную кровь». Пресытившись вскоре любовным приключением, Агни грубо оттолкнула возлюбленного, тогда «в душе дикаря вспыхнуло еще одно новое чувство, чувство безотчетной мести». Фильм до наших дней не сохранился.
Сюжет: трагическая история страсти князя Друцкого и Китти Званцевой. Китти, случайно оказавшись в имении князя из-за поломки автомобиля, ночует там. Через пять лет князь, заехав к своему приятелю Аматову, узнает в его супруге когда-то встреченную им девушку. Не в силах скрывать свою любовь и ревность к ее самодовольному мужу, князь предоставляет последнему «доказательства» мнимой супружеской измены. Аматов бросает жену. Китти таит в душе любовь к князю, но отказывает ему, возмутившись подлостью этого обвинения. Через полгода Друцкой встречает Китти в разгульной компании, и она цинично предлагает ему оплатить свидание с ней. Князь предлагает Китти стать его женой, заявив, что для него она по-прежнему чиста и благородна. Понимая, что к прежнему нет возврата, Китти отказывает Друцкому и принимает яд. Князь также кончает счеты с жизнью.
«Король Парижа» — последняя режиссерская работа Евгения Бауэра, выпущенная в 1917 году. Также эта лента, снятая в декабре 1917 года, стала завершением непродолжительного периода расцвета раннего частного кинематографа России.
Фильм снят по мотивам романа Жоржа Онэ. В основе фильма — повествование о жизни парижского светского общества, в которое стремится попасть главный герой — молодой авантюрист, не ограничивающий себя в средствах при достижении цели.
Сюжет: Сергей Попов, сын управляющего фабрикой, лицеист и прожигатель жизни, из патриотических побуждений записывается в добровольцы. Затем под влиянием рабочего Власова втягивается в революционное движение. Отец Сергея, подкупленный немецким агентом и сорвавший для фабрики оборонный заказ, становится агентом царской охранки, выдавая раздобытые у сына сведения. Сергей, догадавшись о предательстве отца, тяжело заболевает. После Февральской революции Попов-старший, арестованный за сотрудничество с жандармами, безуспешно пытается вымолить прощение у сына (члена Революционного суда) и кончает жизнь самоубийством в тюремной камере.
Фильм был снят в ателье «Эра» по пьесе В.В. Протопопова. Пьеса сразу начинается с того момента, когда молодая одинокая девушка оказывается в цепких руках преступников, «черных воронов»; очень бледно намечены в связи с ее прошлой жизнью мотивы разочарования и стремления в сферу новых религиозных исканий. Фильм сохранился, но без надписей (т.е. интертитров).
Писатель Ведринский безнадежно любит тихую и нежную Евгению Клод. К нему воспылала страстью взбалмошная красавица Дина Вольская, ранее «бессердечно равнодушная к своим жертвам». В Вольскую же безнадежно влюблен Борис Клод, брат Евгении. Сначала он послушное орудие в руках Вольской и способствует ее сближению с Ведринским. Затем воссоединяет его с сестрой. Но в финале «в отчаянии и безумии» убивает Ведринского и Вольскую, вновь видя их в объятиях друг друга.
Сюжет: в грязном рабочем кабаке знатный пан Вацек встречает юную певичку Ганку. Став возлюбленной богатого юноши, Ганка из чистой и скромной девушки превращается в «пылкую и разнузданную женщину», бесстыдно отдаваясь ласкам других любовников. В их числе и лакей Жан. Жан и Ганка обкрадывают Вацека и сбегают. Ганка становится фактически рабой нового возлюбленного, снося все выходки и измены этого «наглого сутенера». Расставшись с Жаном, она возвращается в кабак, где начиналась ее карьера певички, и вскоре становится случайной жертвой поножовщины между посетителями.
«История о человеке-дьяволе, погубившем девушку и женившемся на ее сестре, толкающем жену в объятия другого и развращающем собственного ребенка. … автор сценария усиленно подчеркивает то, что 'он’ есть воплощение дьявола на земле; при каждой смерти (а их в пьесе – четыре) он показывает его в образе сатаны с злорадным адским пламенем на губах… Хороши натурные съемки картины, сделанные в Крыму» (Проэктор. 1918 г.)
#русское кино
#еврений бауэр
#дореволюционная россия
#дореволюционная история
#утерянное кино
#кино россии
#плакат
#афиша
#дореволюционный плакат