Найти в Дзене
Серебряный экран

Дореволюционные российские киноафиши: Стенька Разин, Иван Грозный, черти и грех

«Стенька Разин» (или "Понизовая вольница") (1908) считается одним из первых российских художественных фильмов. Сюжет пьесы Василия Гончарова взял за основу фильма Александр Осипович Дранков (1886–1949), один из первых художников отечественной кинематографической школы. Дранков был основателем «Первой в России фабрики кинематографов и лент для живой, поющей и говорящей фотографии». Лента была короткой — 6-7 минут, но была масштабной: на натурной съемке на озере Разлив участвовало около 150 актеров массовки, облаченных в красочные костюмы. Впервые в российском кино были использованы художественно-технические возможности  — наезд камеры и монтаж. Фрагменты афиши: Сюжет "Женщины с кинжалом" - циничный художник влюбил в себя и обманул чистую и скромную девушку, чтобы заставить ее позировать обнаженной. Но оскорбленная девушка убивает своего соблазнителя. Фильм считается утраченным. Сохранились несколько вариантов афиш некоторых фильмов: Название взято из
«Стенька Разин» (или "Понизовая вольница") (1908). Александр Осипович Дранков. Автор афиши - знаменитый петербургский карикатурист Поль Ассатуров.
«Стенька Разин» (или "Понизовая вольница") (1908). Александр Осипович Дранков. Автор афиши - знаменитый петербургский карикатурист Поль Ассатуров.

«Стенька Разин» (или "Понизовая вольница") (1908) считается одним из первых российских художественных фильмов. Сюжет пьесы Василия Гончарова взял за основу фильма Александр Осипович Дранков (1886–1949), один из первых художников отечественной кинематографической школы. Дранков был основателем «Первой в России фабрики кинематографов и лент для живой, поющей и говорящей фотографии». Лента была короткой — 6-7 минут, но была масштабной: на натурной съемке на озере Разлив участвовало около 150 актеров массовки, облаченных в красочные костюмы. Впервые в российском кино были использованы художественно-технические возможности  — наезд камеры и монтаж.

Фрагменты афиши:

-2
-3
-4

"Убийство в Петрограде" (1917). Фильм считается утраченным.
"Убийство в Петрограде" (1917). Фильм считается утраченным.

«Мечта убита» (1910). Автор плаката - Георгий Александров. Фильм считается утраченным.
«Мечта убита» (1910). Автор плаката - Георгий Александров. Фильм считается утраченным.

Драма "Удар в спину" (1917). Режиссер: Александр Иванов-Гай. Актеры: Николай Скрябин, В. Чижова, Вера Валицкая. Фильм считается утраченным.
Драма "Удар в спину" (1917). Режиссер: Александр Иванов-Гай. Актеры: Николай Скрябин, В. Чижова, Вера Валицкая. Фильм считается утраченным.

"Женщина с кинжалом" (альтернативное название - "Обнажённая") (1916) - не сохранившийся до наших дней фильм  Якова Протазанова, снятый по мотивам пьесы Леонида Андреева «Екатерина Ивановна».
"Женщина с кинжалом" (альтернативное название - "Обнажённая") (1916) - не сохранившийся до наших дней фильм Якова Протазанова, снятый по мотивам пьесы Леонида Андреева «Екатерина Ивановна».

Сюжет "Женщины с кинжалом" - циничный художник влюбил в себя и обманул чистую и скромную девушку, чтобы заставить ее позировать обнаженной. Но оскорбленная девушка убивает своего соблазнителя. Фильм считается утраченным.

"Чаша любви и смерти" (1917)
"Чаша любви и смерти" (1917)

Сохранились несколько вариантов афиш некоторых фильмов:

"Чаша любви и смерти" (1917). Фильм считается утраченным.
"Чаша любви и смерти" (1917). Фильм считается утраченным.

"По следам преступления. Драма в 4 частях. Эпизод из жизни знаменитого английского сыщика Стюарта Веббса" (1916). Каминтфильм. Фильм считается утраченным.
"По следам преступления. Драма в 4 частях. Эпизод из жизни знаменитого английского сыщика Стюарта Веббса" (1916). Каминтфильм. Фильм считается утраченным.

"Вор" (1916). Фильм считается утраченным.
"Вор" (1916). Фильм считается утраченным.

«Царь Иван Васильевич Грозный» (1915) (варианты названия — «Дочь Пскова» и  «Псковитянка»)  Режиссер: Александр Иванов-Гай. Фильм считается утраченным.
«Царь Иван Васильевич Грозный» (1915) (варианты названия — «Дочь Пскова» и «Псковитянка») Режиссер: Александр Иванов-Гай. Фильм считается утраченным.

"Да будет воля твоя" (1915). Фильм считается утраченным.
"Да будет воля твоя" (1915). Фильм считается утраченным.

Отец Сергий (1918). Реж.: Я. Протазанов. В ролях: И. Мозжухин.
Отец Сергий (1918). Реж.: Я. Протазанов. В ролях: И. Мозжухин.

"Дочь Анны Карениной" (1916). Режиссер-сценарист: Александр Аркатов. Актеры: Лидия Джонсон, А. Инсарова, Юлия Бахмачевская, Леопольд Иост, Олег (Осип) Фрелих. Фильм считается утраченным.
"Дочь Анны Карениной" (1916). Режиссер-сценарист: Александр Аркатов. Актеры: Лидия Джонсон, А. Инсарова, Юлия Бахмачевская, Леопольд Иост, Олег (Осип) Фрелих. Фильм считается утраченным.

«Лихо одноглазое» (1916). Фильм считается утраченным.
«Лихо одноглазое» (1916). Фильм считается утраченным.

(1916). Режиссер: Петр Чардынин. Актеры: Осип Рунич, Мария Горичева, Леопольд Иост, Александр Вертинский. Фильм считается утраченным.
(1916). Режиссер: Петр Чардынин. Актеры: Осип Рунич, Мария Горичева, Леопольд Иост, Александр Вертинский. Фильм считается утраченным.

(1914, США). Режиссер: Герберт Бренон. Актеры: Аннетт Келлерман, Уильям Е. Шэй, Уильям Уэлш, Леа Бейрд, Аллен Уолкер. Фильм считается утраченным.
(1914, США). Режиссер: Герберт Бренон. Актеры: Аннетт Келлерман, Уильям Е. Шэй, Уильям Уэлш, Леа Бейрд, Аллен Уолкер. Фильм считается утраченным.

(1917) Режиссер: Аркадий Шифман. В ролях: П. Козмовская, Амо Бек-Назаров,
Лидия Триденская, Николай Горич. Фильм считается утраченным.
(1917) Режиссер: Аркадий Шифман. В ролях: П. Козмовская, Амо Бек-Назаров, Лидия Триденская, Николай Горич. Фильм считается утраченным.

«Лунная красавица» (1916) Режиссер:  Евгений Бауэр. В ролях: Вера Холодная, Петр Баратов. Художник киноплаката: Петр Житков. Фильм считается утраченным.
«Лунная красавица» (1916) Режиссер: Евгений Бауэр. В ролях: Вера Холодная, Петр Баратов. Художник киноплаката: Петр Житков. Фильм считается утраченным.

Имя режиссера не сохранилось, известна только его фамилия — Ларин. Художник рекламного плаката: Георгий Алексеев. Фильм считается утраченным.
Имя режиссера не сохранилось, известна только его фамилия — Ларин. Художник рекламного плаката: Георгий Алексеев. Фильм считается утраченным.

(1917) Режиссер: Александр Чаргонин. В ролях: Елена Романова, Александр Чаргонин,
А. Миссан
(1917) Режиссер: Александр Чаргонин. В ролях: Елена Романова, Александр Чаргонин, А. Миссан

Название взято из стихотворения И.Никитина. В фильме рассказывается о тяжкой судьбе обитательницы публичного дома – соблазненной и покинутой жертве «мужского темперамента». Фильм считается утраченным.

(1918) Режиссер: Виктор Туржанский. В ролях: Иван Горский, Дмитрий Зеланд, А. Робен. Фильм считается утраченным.
(1918) Режиссер: Виктор Туржанский. В ролях: Иван Горский, Дмитрий Зеланд, А. Робен. Фильм считается утраченным.

«Грех» (1916). Фильм считается утраченным.
«Грех» (1916). Фильм считается утраченным.

«Пиковая дама» (1916) Режиссер: Яков Протазанов. Фильм сохранился.
«Пиковая дама» (1916) Режиссер: Яков Протазанов. Фильм сохранился.
 Мистическая драма «Зеленый паук» (1916). Режиссер: Александр Волков, Автор афиши — Михаил Кальмансон.  Фильм до наших дней не сохранился.
Мистическая драма «Зеленый паук» (1916). Режиссер: Александр Волков, Автор афиши — Михаил Кальмансон. Фильм до наших дней не сохранился.

«Жизнь — миг, искусство — вечно» («На пороге смерти») (1916) Режиссер: Чеслав Сабинский. Фильм до наших дней не сохранился.
«Жизнь — миг, искусство — вечно» («На пороге смерти») (1916) Режиссер: Чеслав Сабинский. Фильм до наших дней не сохранился.

«Побег Лизы Басовой» (1917) режиссера А. Ивонина. Автор плаката — Владимир Свешников.
«Побег Лизы Басовой» (1917) режиссера А. Ивонина. Автор плаката — Владимир Свешников.

По мотивам одноименного рассказа Александра Амфитеатрова. Сюжет картины таков: сочувствовавшая революционерам москвичка Лиза Басова становится политзаключенной и отбывает ссылку в селе Проще на Енисее. Там она знакомится с приказчиком Тимофеем Курлянковым, который вскоре становится вдовцом после гибели жены – пьяницы Ульяны. Бывший каторжанин Потап помогает Тимофею закопать тело и совершить побег с Лизой (выдаваемой по паспорту за Ульяну) в Барнаул, поручив им передать пермскому революционеру шифрованную записку. В длинной дороге, пережив череду приключений, беглецы из фиктивных супругов становятся фактическими. Не выполнив поручения Потапа, они селятся в уездном городке, открывают магазин, строят дом и заводят детей.

"Тайны Нью-Йорка" (1915, США) Режиссер: Луи Дж. Ганье, Леопольд Уортон, Теодор Уортон. В ролях: Перл Уайт, Крейтон Хейл, Арнольд Дэйли, Эдвин Арден
"Тайны Нью-Йорка" (1915, США) Режиссер: Луи Дж. Ганье, Леопольд Уортон, Теодор Уортон. В ролях: Перл Уайт, Крейтон Хейл, Арнольд Дэйли, Эдвин Арден

"Черная любовь" (1917). Режиссер: Владимир Стрижевский. В ролях: Владимир Стрижевский, Зоя Баранцевич, Лев Кулешов, Павел Кнорр, Александр Морозов
"Черная любовь" (1917). Режиссер: Владимир Стрижевский. В ролях: Владимир Стрижевский, Зоя Баранцевич, Лев Кулешов, Павел Кнорр, Александр Морозов

Сюжет: оторванный от своей родины негр Джо работал в бродячем цирке. Судьба столкнула его с жестокой кокеткой Агни, которая открыла наивному негру «новый мир, утонченный и развратный, и разожгла знойную кровь». Пресытившись вскоре любовным приключением, Агни грубо оттолкнула возлюбленного, тогда «в душе дикаря вспыхнуло еще одно новое чувство, чувство безотчетной мести». Фильм до наших дней не сохранился.

"В мире должна царить красота" (1916). Режиссер: Евгений Бауэр. В ролях: Андрей Громов, Надежда Нельская, Вера Холодная
"В мире должна царить красота" (1916). Режиссер: Евгений Бауэр. В ролях: Андрей Громов, Надежда Нельская, Вера Холодная

"Крылья ночи" (1915)
"Крылья ночи" (1915)

"Ток любви" (1917)
"Ток любви" (1917)

Афиша для фильма «Туман» — еще одна работа Петра Житкова. Изображение на ней похоже на кинокадр, однако художник рисовал его вручную! Драму «Туман» выпустили на кинофабрике Александра Ханжонкова в 1917 году.
Афиша для фильма «Туман» — еще одна работа Петра Житкова. Изображение на ней похоже на кинокадр, однако художник рисовал его вручную! Драму «Туман» выпустили на кинофабрике Александра Ханжонкова в 1917 году.

Сюжет: трагическая история страсти князя Друцкого и Китти Званцевой. Китти, случайно оказавшись в имении князя из-за поломки автомобиля, ночует там. Через пять лет князь, заехав к своему приятелю Аматову, узнает в его супруге когда-то встреченную им девушку. Не в силах скрывать свою любовь и ревность к ее самодовольному мужу, князь предоставляет последнему «доказательства» мнимой супружеской измены. Аматов бросает жену. Китти таит в душе любовь к князю, но отказывает ему, возмутившись подлостью этого обвинения. Через полгода Друцкой встречает Китти в разгульной компании, и она цинично предлагает ему оплатить свидание с ней. Князь предлагает Китти стать его женой, заявив, что для него она по-прежнему чиста и благородна. Понимая, что к прежнему нет возврата, Китти отказывает Друцкому и принимает яд. Князь также кончает счеты с жизнью.

«Лея Лифшиц. Страницы печального прошлого», (1917). Постановщик: В. Старевич. Художник киноплаката: П. Житков. Фильм до наших дней не сохранился
«Лея Лифшиц. Страницы печального прошлого», (1917). Постановщик: В. Старевич. Художник киноплаката: П. Житков. Фильм до наших дней не сохранился

«Король Парижа» (1917) Режиссер: Евгений Бауэр. Художник киноплаката: Петр Житков.
«Король Парижа» (1917) Режиссер: Евгений Бауэр. Художник киноплаката: Петр Житков.

«Король Парижа» — последняя режиссерская работа Евгения Бауэра, выпущенная в 1917 году. Также эта лента, снятая в декабре 1917 года, стала завершением непродолжительного периода расцвета раннего частного кинематографа России.

Фильм снят по мотивам романа Жоржа Онэ. В основе фильма — повествование о жизни парижского светского общества, в которое стремится попасть главный герой — молодой авантюрист, не ограничивающий себя в средствах при достижении цели.

"Так было, но так не будет" (варианты названия «Канун свободы», «Так было до 1-го марта»). Режиссер: Аркадий Шифман. В ролях: Владимир Алексеев-Месхиев, Наталья Кованько, С. Шатов, Амо Бек-Назаров. Автор плаката - Г. Д. Алексеев.
"Так было, но так не будет" (варианты названия «Канун свободы», «Так было до 1-го марта»). Режиссер: Аркадий Шифман. В ролях: Владимир Алексеев-Месхиев, Наталья Кованько, С. Шатов, Амо Бек-Назаров. Автор плаката - Г. Д. Алексеев.

Сюжет: Сергей Попов, сын управляющего фабрикой, лицеист и прожигатель жизни, из патриотических побуждений записывается в добровольцы. Затем под влиянием рабочего Власова втягивается в революционное движение. Отец Сергея, подкупленный немецким агентом и сорвавший для фабрики оборонный заказ, становится агентом царской охранки, выдавая раздобытые у сына сведения. Сергей, догадавшись о предательстве отца, тяжело заболевает. После Февральской революции Попов-старший, арестованный за сотрудничество с жандармами, безуспешно пытается вымолить прощение у сына (члена Революционного суда) и кончает жизнь самоубийством в тюремной камере.

"Сашка-наездник" (1916). Реж.: В. Старевич
"Сашка-наездник" (1916). Реж.: В. Старевич

"Черные вороны" (1917). Драма. Режиссер Михаил Бонч-Томашевский Актеры: Вера Павлова, Ольга Оболенская, Петр Леонтьев, Александр Морозов, Дмитрий Гундуров, Елена Романова, Яков Волков, Пётр Старковский, Александра Янушева.
"Черные вороны" (1917). Драма. Режиссер Михаил Бонч-Томашевский Актеры: Вера Павлова, Ольга Оболенская, Петр Леонтьев, Александр Морозов, Дмитрий Гундуров, Елена Романова, Яков Волков, Пётр Старковский, Александра Янушева.

Фильм был снят в ателье «Эра» по пьесе В.В. Протопопова. Пьеса сразу начинается с того момента, когда молодая одинокая девушка оказывается в цепких руках преступников, «черных воронов»; очень бледно намечены в связи с ее прошлой жизнью мотивы разочарования и стремления в сферу новых религиозных исканий. Фильм сохранился, но без надписей (т.е. интертитров).

1917 — «Скошенный сноп на жатве любви»
1917 — «Скошенный сноп на жатве любви»

"Тобою казненные" (1917). Автор плаката - М. С. Кальмансон
"Тобою казненные" (1917). Автор плаката - М. С. Кальмансон

Писатель Ведринский безнадежно любит тихую и нежную Евгению Клод. К нему воспылала страстью взбалмошная красавица Дина Вольская, ранее «бессердечно равнодушная к своим жертвам». В Вольскую же безнадежно влюблен Борис Клод, брат Евгении. Сначала он послушное орудие в руках Вольской и способствует ее сближению с Ведринским. Затем воссоединяет его с сестрой. Но в финале «в отчаянии и безумии» убивает Ведринского и Вольскую, вновь видя их в объятиях друг друга.

«Исчадие Ада» (1917)
«Исчадие Ада» (1917)

«Венчал их Сатана» (1917). Режиссер: Вячеслав Висковский
«Венчал их Сатана» (1917). Режиссер: Вячеслав Висковский

«Бездна» (1917). Реж.: Вячеслав Ленчевский
«Бездна» (1917). Реж.: Вячеслав Ленчевский

"Осень женщины" (1917). Режиссер: Андрей Громов. В ролях: Владимир Стрижевский
"Осень женщины" (1917). Режиссер: Андрей Громов. В ролях: Владимир Стрижевский

«Ультус. Тайна ночи» (1917). Реж.: Джордж Пирсон
«Ультус. Тайна ночи» (1917). Реж.: Джордж Пирсон

«Истерзанные души» (1917) Реж.: Владимир Касьянов.
«Истерзанные души» (1917) Реж.: Владимир Касьянов.

«Как они лгут» (1917). Реж.:  Вячеслав Висковский. Автор плаката - М. С. Кальмансон.
«Как они лгут» (1917). Реж.: Вячеслав Висковский. Автор плаката - М. С. Кальмансон.

Сюжет: в грязном рабочем кабаке знатный пан Вацек встречает юную певичку Ганку. Став возлюбленной богатого юноши, Ганка из чистой и скромной девушки превращается в «пылкую и разнузданную женщину», бесстыдно отдаваясь ласкам других любовников. В их числе и лакей Жан. Жан и Ганка обкрадывают Вацека и сбегают. Ганка становится фактически рабой нового возлюбленного, снося все выходки и измены этого «наглого сутенера». Расставшись с Жаном, она возвращается в кабак, где начиналась ее карьера певички, и вскоре становится случайной жертвой поножовщины между посетителями.

Сатана ликующий» — немой двухсерийный художественный фильм режиссёра Якова Протазанова, 1917.
Сатана ликующий» — немой двухсерийный художественный фильм режиссёра Якова Протазанова, 1917.
В главных ролях: Иван Мозжухин, Наталья Лисенко, Поликарп Павлов
Александр Чабров, Вера Орлова
В главных ролях: Иван Мозжухин, Наталья Лисенко, Поликарп Павлов Александр Чабров, Вера Орлова

 Автором сценария фильма указан Л. Никулин. (Интересно, не является ли он известным советским писателем Львом Никулиным, по книге которого "Мертвая зыбь" поставлен известный фильм "Операция "Трест"?)
Автором сценария фильма указан Л. Никулин. (Интересно, не является ли он известным советским писателем Львом Никулиным, по книге которого "Мертвая зыбь" поставлен известный фильм "Операция "Трест"?)

«История о человеке-дьяволе, погубившем девушку и женившемся на ее сестре, толкающем жену в объятия другого и развращающем собственного ребенка. … автор сценария усиленно подчеркивает то, что 'он’ есть воплощение дьявола на земле; при каждой смерти (а их в пьесе – четыре) он показывает его в образе сатаны с злорадным адским пламенем на губах… Хороши натурные съемки картины, сделанные в Крыму» (Проэктор. 1918 г.)

"Позор дома Романовых" (1917)
"Позор дома Романовых" (1917)

#немое кино

#русское кино

#киноплакат

#еврений бауэр

#дореволюционная россия

#дореволюционная история

#утерянное кино

#кино россии

#плакат

#афиша

#дореволюционный плакат