Станислав МЕЩЕРЯКОВ, заведующий кафедрой промышленной экологии РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, д.т.н., профессор
Предложение Росприроднадзора о дисквалификации глав компаний за нефтеразливы – это вынужденная мера. За последние два года мы стали очевидцами трех аварий с очень крупным ущербом для экологии, и если не принять серьезных шагов, это может стать тенденцией. Наверняка мнения по поводу инициативы разделятся – одни поддержат, другие будут против: все-таки нефтяные компании обеспечивают львиную долю бюджета страны, и как тут уволишь руководителя? Однако оставлять без внимания этот вопрос уже невозможно.
Конечно, не всегда причина аварии – человеческий фактор. Но важно понимать возможные угрозы и стремиться их предотвратить. А сделать это можно только при своевременной диагностике оборудования, строгом контроле его состояния. Статистика неумолима: у нас регулярно происходят порывы как на промысловых, так и на магистральных трубопроводах. Причин может быть очень много, и, конечно, всего не предусмотришь, но следить нужно более тщательно – и руководитель в первую очередь должен быть в курсе состояния и возможных проблем на каждом объекте. Если нефть разлилась из-за того, что резервуары проржавели или труба износилась – это самая банальная халатность и равнодушие. Да, нельзя исключать природные катаклизмы или тот же производственный брак оборудования, но для этого как раз и нужно усиливать службу эксплуатации в компаниях, делать упор на профилактику.
Наши начальники привыкли действовать по стандарту – вот есть обязанность проводить проверку раз в год, и никто не будет делать это чаще. Плюс – все еще недостаточный уровень цифровизации в отрасли. Ведь можно, грубо говоря, обвешать объект датчиками и только следить за показаниями. Если какая неполадка – машина сразу предупредит. Вероятно, в период пандемии, когда многие ушли на «удаленку», контроль снизился, потому что не всегда удается уследить за всеми процессами дистанционно.
Не секрет, что падает и уровень компетентности специалистов, пришедших сегодня к руководству – первого, второго звена. К тому же раньше люди более ответственно относились к своим обязанностям, а сейчас процветает равнодушие. Если же происходит ЧП, всегда находится «стрелочник», на которого можно переложить вину за происшествие, – эколог, электрик и т. д. Но если при этом все руководители остаются на своих местах, значит, подход к глобальному контролю экологической безопасности в компании не изменится, трагедии будут повторяться снова и снова. Поэтому решение о дисквалификации глав компаний – правильное, хотя механизм пока не ясен. Действенным может стать и наказание рублем лично руководителя, а не организации.
Серьезной проблемой является плохая подготовленность предприятий к чрезвычайным ситуациям. Они знают, что сначала приедет МЧС и устранит первые последствия, но как действовать дальше? Как и чем убирать загрязнение, сколько и какого нужно оборудования, кто будет перерабатывать собранные отходы и т. д. Такой четкой выстроенной системы действий – с анализом конечного результата – в компаниях нет.
Руководитель должен четко понимать: что и когда может случиться на каком объекте, и если случится, то по какими причинам и как на это реагировать, как организовать работу по ликвидации, чтобы начать ее даже раньше спасателей. Все объекты должны быть оснащены экологическими «аптечками» и обеспечены необходимыми объемами нужных веществ, а не мешочком адсорбента.
Но наши предприятия сегодня не готовы к тому, чтобы в случае аварии качественно устранить ее последствия для экологии. Разные фирмы предлагают отдельные продукты, а не общую технологию ликвидации. Очень мало ответственных организаций, которые могут убрать нефтеразлив «под экологический ноль» – на воде, на берегу, на дне, без последствий для флоры, фауны, птиц и т. д. Есть отдельные методы, но нет действующего набора технологий – последовательной цепочки действий для достижения цели полной ликвидации ущерба. Каждый хочет быстро продать адсорбент или какое-то оборудование и ни за что при этом не отвечать.
Конкурсная система отбора подрядчиков, которые обеспечат этот экологический ноль, тоже не способствует успеху. К работам допускают не того, кто более компетентен, а того, кто предложит меньшую цену за свои услуги. А каким будет качество этих услуг – уже большой вопрос. Зачастую такой «победитель» не знает, что от него требуется и как это сделать. Поэтому мы в рабочей группе Росприроднадзора выступаем за то, чтобы отменить госзакупки в сфере ликвидации экологических аварий и определиться со стоимостью переработки одной единицы нефтяных отходов.
Информация с сайта www.sectormedia.ru
Все ссылки СЕКТОР МЕДИА ниже.
Ждем в удобном для вас формате: