С появлением ребенка осетины придерживались целой системы воззрений. Во время беременности женщину оберегали и заботились о ней. Недопустимы были:
- тяжелый труд;
- разного рода волнения;
- поднятие тяжестей.
Все семейство относилось к будущей маме с почтением, более того, беременная находилась под защитой старшей женщины, а младшие братья и сестры мужа спешили на помощь.
С наступлением беременности женщину с подарками и люлькой для ребенка возвращали в родное гнездо. Первенца она рожала в доме своих родителей — это продолжалось вплоть до XIX века. Переезжала невестка с чадом к мужу под шумное празднество.
Поздравить с пополнением в семье приходили как родственники и друзья, так и односельчане. Всех угощали и приветствовали. Рождение малыша женского пола встречалось не так пышно.
На мальчика возлагались надежды как на будущего:
- воина;
- защитника;
- работника;
- добытчика.
Но главное, он считался продолжателем рода и фамильной чести.
Осетинские обычаи и традиции для детей очень своеобразны. Когда малышу исполнялось четверо суток, его клали в колыбель. Это превращалось в целую церемонию. Перед тем как его туда уложить, женщина, которая первая его искупала сразу после рождения, купает его и в этот раз. По этому поводу:
- пеклись пироги;
- варилось много пива;
- забивали бычков и баранов;
- готовили разные вкусности.
Что примечательно, праздник считался чисто женским.
Спустя 10 дней родители мальчика устраивали очередной праздник. В этот день давалось имя ребенку. Действо организовывалось в доме родителей. Имя ребенку выбирали следующим образом:
- присутствующие мужчины бросали жребий, для этого применялся альчих;
- первым в жребии участвовал самый старший, затем остальные по принципу старшинства;
- тот, у кого оказался альчих, становился в определенную стойку и оглашал имя младенца.
В начале июля семьи, у которых появились мальчики, отмечали праздник в честь появления будущих защитников и кормильцев.
Продолжение следует...