177 подписчиков

Особняк Брусницыных и судьба семьи и района Чекуши

1,1K прочитали

В сентябре 2021 года я попала на экскурсию в особняк Брусницыных, где была ранее в 2013 году. За это время здание пришло совсем в упадок, что прискорбно: света нет, воды нет, отопления и в помине. Главное - нет достойного хозяина. Но периодически всё равно пускают снимать какие-то фильмы и клипы...

Начнём немного с истории:

В 1844 году в город приехал из Тверской губернии "попытать удачу" зажиточный крестьянин Николай Мокеевич Брусницын (1810 года рождения). Накопленных Н.М. Брусницыным средств хватило, чтобы приобрести обращённый к Балтийскому взморью особняк на Кожевенной линии Васильевского острова, числившийся в городских адресных книгах под номером 27 в старинном промышленном районе Чекуши.

В районе располагались многочисленные склады, где хранилась, в частности, мука, и от сырости эта мука в амбарах твердела и слипалась, поэтому чтобы продавать товар в надлежащем виде, муку приходилось разбивать специальными молоточками (деревянными колотушками) под названием «чекуши». Стук чекуш стоял в этих местах постоянно, отсюда и историческое название данной местности.

Еще в 1780х годах сюда, по указу Екатерины II,  были переведены кожевенные заводы. Организацией производства одного из завода занималась Анна Екатерина Фишер, вдова иностранного купца Иоганна Фишера, ставшая владелицей этого участка. Для неё в 1787 году был перестроен жилой дом на на Кожевенной линии дом 27. На первом этаже разместилась контора завода и прислуга, на втором - жилые помещения.

В 1844 году владельцем участка становится купец Н. М. Брусницын, где он и поселился с семьей. У Брусницына  было трое (в некоторых источниках 4) сыновей и пять дочерей.

Устроившись на новом месте, поразмыслив, чем же Санкт-Петербурге на жизнь зарабатывать, Н.М.Брусницын создал небольшую кожевенную мастерскую, где дублением кожи и ремонтом под его началом занимались 10 человек.

Семья росла и в 1857 году по проекту А. С. Андреева с западной стороны к зданию пристроили объём в три оси. В 1860-х были расширены проемы окон на первом этаже. Совершили отделку фасадов на лицевой части. В 1864-м построили новые элементы архитектурной композиции на западной стороне здания.

Качественные материалы и умелое управление помогли предприимчивому Брусницыну, зажиточному крестьянину, поднять свою кожевенную мастерскую до уровня крупнейшей мануфактуры "Брусницын Н.М. и сыновья", где уже трудились 600 рабочих. Бизнес Брусницын вёл с подросшими и получившими образование сыновьям, и, к концу XIX века, на их заводе ежегодно выделывали около сотни тысяч шкур быков для ремней и сбруи.

Поселились Брусницыны рядом со своим заводом. Николаю Мокеевичу "деньги голову" не вскружили и как предприимчивый владелец уже большой кожевенной мануфактуры, он выбрал удобное место, чтобы на работу ходить буквально через дорогу и всё было под присмотром.

    В сентябре 2021 года я попала на экскурсию в особняк Брусницыных, где была ранее в 2013 году. За это время здание пришло совсем в упадок, что прискорбно: света нет, воды нет, отопления и в помине.

Предприятие было оснащено по последнему слову техники. Один из сыновей, Александр Николаевич, регулярно ездил за рубеж, чтобы закупать современное оборудование и знакомиться с новейшими технологиями. Еще одним секретом успеха было создание собственной сети магазинов, где продавались сумочки, ремни, сандалии и высококачественные мелкие изделия из кожи.

Основатель фирмы «Брусницын Н.М. с сыновьями» Николай Мокеевич Брусницын стал уже купцом 1-ой гильдии. Двое из его сыновей, Александр (1844 года рождения) и Георгий (1851 года рождения) - купцами 2-ой гильдии (т.е. владели капиталом более 20 тысяч рублей). Третий сын, старший, Николай (1839 года рождения) - пошёл ещё дальше, стал "коммерции советником", купцом 1-ой гильдии, "гласным" Городской Думы, вице-председателем совета Русского банка для внешней торговли.

Я нашла фотографию старшего, Николая, а Александра можно увидеть на коллективной фотографии, показанной ниже в статье.

Николай Николаевич Брусницын, старший сын Н.М.Брусницына
Николай Николаевич Брусницын, старший сын Н.М.Брусницына

О предприимчивости Брусницыных говорит, например, тот факт, что во время одного из визитов в Стокгольм Александр Николаевич Брусницын купил яхту (история из книги капитана Д.А. Лухманова (1867-1946) «Соленый ветер»). Шикарная паровая яхта под именем «АстАрта» пленила с первого взгляда, белоснежная, 60ти метровая, с надстройкой из красного дерева, на носу - золоченый голубь с тянущимися от него вдоль борта резными золочеными ветвями… Брусницын перекупил яхту, предназначавшуюся шведскому кронпринцу, за кругленькую сумму. Такой роскошной яхты не было ни у кого в России. Но Брусницыны на этой яхте океанских вояжей не совершали, для этого надо было иметь свободное время, и её сдавали в аренду состоятельной публике для путешествий по Балтике.

    В сентябре 2021 года я попала на экскурсию в особняк Брусницыных, где была ранее в 2013 году. За это время здание пришло совсем в упадок, что прискорбно: света нет, воды нет, отопления и в помине.-3

Немного истории яхты:

Бывшая паровая прогулочная яхта, построена в 1899 в Швеции для наследника шведского короля и в том же году куплена русским частным владельцем.

21.05.1915 мобилизована и включена в состав Балтийского флота. До 08.05.1916 относилась к классу учебных.

25.10.1917, находясь в зоне Петроградского военного порта на Неве, перешла в распоряжение ВРК Петрограда.

С мая 1918 года находилась в порту на хранении.

В сентябре 1921 передана в состав плавсредств Ускоренных курсов техников комсостава флота, 15.09.1921 в штормовую погоду получила повреждение корпуса о камни и затонула в районе бухты Батарейная. В 1922 поднята и поставлена в порт на хранение. Впоследствии переоборудована в "плавмаяк", устанавливавшийся при входе на Кронштадтский корабельный фарватер.

С июня 1941 по май 1945 года находилась на долговременном хранении в Кронштадте и после 1963, как устаревшая, разобрана на металл.

Ну, а я продолжаю рассказ про особняк Брусницыных:

Предлагаю вам фотографии с экскурсии в 2013 году из моего личного архива, когда дом не был затянут сеткой, но уже был в аварийном состоянии. Был свет (его экономили), было отопление и вода.

Добавлю немного фотографий 2013 года

После смерти Николая Мокеевича Брусницына в 1878 (похоронен на Смоленском кладбище) и его супруги Елены в 1882 году дом унаследовали трое сыновей: Николай, Александр и Георгий. Спустя ещё пару лет они решили перестроить и облагородить родительский дом и пригласили архитектора Александра Ивановича Ковшарова (1848-1927).

Братья  Николай, Александр и Георгий — создали товарищество кожевенного завода «Брусницын Н. М. с сыновьями».

Группа членов товарищества, родственников и знакомых Н.М. Брусницына в интерьерах особняка (в Белом зале); фотограф К. Булла
Группа членов товарищества, родственников и знакомых Н.М. Брусницына в интерьерах особняка (в Белом зале); фотограф К. Булла

Архитектор Ковшаров А.И. в 1884-1886м годах, оставив особняку форму буквы "Ш", где каждому брату отводилось собственное крыло, парадные залы находились в анфиладе с окнами на улицу, увеличил высоту второго этажа, обновил отделку и декор фасадов, пристроил парадную лестницу и оранжерею (экзотические растения из оранжереи Брусницыных в 1924-1925 годах передали в Ботанический Сад, где они, возможно, живут и до сих пор), внёс множество изменений во внутреннее убранство, перепланировал во дворе регулярный сад и соорудил садовую ограду.

    В сентябре 2021 года я попала на экскурсию в особняк Брусницыных, где была ранее в 2013 году. За это время здание пришло совсем в упадок, что прискорбно: света нет, воды нет, отопления и в помине.-7

Поражает и богатое убранство особняка Брусницыных, который был построен рядом с источником прибылей, на пересечении Косой и Кожевенной линий в промышленном районе.

Давайте теперь попробуем представить, как мы проходим через деревянный, чудом сохранившийся портал в особняк, где фасад украшает вензель братьев Брусницыных (перекрещенные буквы Н, А, Г, по именам сыновей), который в советское время заменили "серпом и молотом".

И по парадной лестнице в особняк попадаем в чарующую красоту:

Мы поднимаемся на площадку с камином

2021: над камином окно с витражом (витраж современный).
2021: над камином окно с витражом (витраж современный).
Фотография 2013, когда стекло было без наклеенного витража - видно зимний сад - оранжерею. Возможно, витраж существовал, чтобы скрыть от глаз гостей еще одну "изюминку"  особняка.
Фотография 2013, когда стекло было без наклеенного витража - видно зимний сад - оранжерею. Возможно, витраж существовал, чтобы скрыть от глаз гостей еще одну "изюминку" особняка.

Что было здесь в советское время: надстроили над забитым входом над лестницей целый этаж, где находился кабинет, а на лестнице хранили бутылки с химикатами.

Потолок на парадной лестнице усеян гирляндами с цветами и можно увидеть чудом сохранившийся вензель братьев Брусницыных:

Справа от лестницы находился небольшой полукруглый эркер (сейчас здесь какой-то съемочной группой установлены двери - их не должно быть). Вид из окон эркера (ныне забитых) на садик в глубине особняка (ныне там разруха и с улицы не попасть).

С парадной лестницы мы можем попасть сразу в три помещения: Приёмная, Столовая и Красный кабинет/Бильярдная.

Но мы начнём с Приемной в "помпейском стиле" с высокими строгими колоннами. В Приёмной, где ожидали гости, оформленной в "помпейском" модном стиле с классическим колонами и окнами на парадную лестницу, где уютная и строгая красота пленяет. Сегодня свет попадает только через окна с парадной лестницы.

В советское время здесь находился чей-то кабинет:

    В сентябре 2021 года я попала на экскурсию в особняк Брусницыных, где была ранее в 2013 году. За это время здание пришло совсем в упадок, что прискорбно: света нет, воды нет, отопления и в помине.-16

А уже из Приемной можно попасть в самый красивый парадный зал особняка Брусницыных - в Белый зал, где проводились светские балы и приёмы:

Рассмотрим элементы украшения стен танцевального Белого зала.

Добровольцы-краеведы в своё время, когда помогали "разгребать" хлам и мусор после арендаторов, в поисках артефактов, нашли бюст Радищева, в довольно-таки "модном наряде", как светский денди. Этот бюст фигурирует на фотографиях заседаний из архива во времена работы Кожевенного завода, носящего имя Радищева.

    В сентябре 2021 года я попала на экскурсию в особняк Брусницыных, где была ранее в 2013 году. За это время здание пришло совсем в упадок, что прискорбно: света нет, воды нет, отопления и в помине.-19

И визитная карточка особняка - мраморный камин с дерущимися (играющими, целующимися, резвящимися, кому как нравится) мальчиками-путти:

Над камином мистическое зеркало, которое прозвали Зеркало Дракулы, вокруг которого столько легенд. По одной из легенд, во время строительства Брусницын для гостиной своего шикарного дома заказал в Италии старинное зеркало, которое ранее висело в усыпальнице графа Дракулы (спрашивается для чего оно там было, в усыпальнице). Смотревшие в это зеркало люди испытывали странные ощущения.

Есть легенда, что зеркало влияло на жителей и прислугу особняка, его сняли и убрали в кладовую, а на местном заводе заказали новое, которые мы и видим сегодня. Кто его знает? Но я и в 2013, и в этом году всё равно в него заглянула (я всегда смотрюсь в старинные зеркала, это уже традиция) и ничего сверхъестественного не почувствовала. Но люди любят сказки и чудеса.

    В сентябре 2021 года я попала на экскурсию в особняк Брусницыных, где была ранее в 2013 году. За это время здание пришло совсем в упадок, что прискорбно: света нет, воды нет, отопления и в помине.-21

С тех времен осталась оригинальная хрустальная люстра, где вензеля Брусницыных заменили серпом и молотом...

Если позволило бы освещение, то мы бы насладились красотой и грациозностью потолка: ангелочки резвятся с цветочными гирляндами, на пагоде потолка тоже ангелочки и с венками, и с лирами:

В советские времена часть парадных залов была разграничена перегородками и использовалась под коммунальные квартиры. Потом только решили переселить сюда заводоуправление кожевенного завод им.Радищева (может это чуть-чуть и оттянуло гибель особняка).

Если смотреть на окна Белого зала, то слева увидим замечательно сохранившуюся Курительную/Кальянную комнату в мавританском стиле. Над входом надпись на арабском (что-то вроде "Слава Аллаху"), однако, это всего лишь стилизация - купцы не были мусульманами, и это просто модное веяние того времени.

Напольное покрытие - современное, но орнамент сохранили, молодцы.

    В сентябре 2021 года я попала на экскурсию в особняк Брусницыных, где была ранее в 2013 году. За это время здание пришло совсем в упадок, что прискорбно: света нет, воды нет, отопления и в помине.-25

По моему мнению, это самая сохранившаяся комната почти в первозданном виде. По моде того времени кальянная комната оформлена в восточном стиле, вы как бы попадаете в сказку к Шахерезаде. Сохранился купол курительной комнаты, который украшает позолоченная лепка из гипса, разукрашенная яркими красками, а также небольшой угловой эркер с изящными полуколонками. Уникальная старинная люстра из стекла и латуни покрыта восточными рисунками и надписями на арабском языке. Люстра отражается в зеркале, которое зрительно увеличивает пространство комнаты. По стенам курительной мелкой утонченной вязью идет повторяющаяся надпись «слава Аллаху». Кроме кальяна, здесь были диваны, подушки и ковры.

Зато из Мавританской, если открыта дверь в Белом зале, видно анфиладную систему расположения парадных залов.

жаль, дальше двери закрыты...
жаль, дальше двери закрыты...

Если пройти дальше через красивейшие двери - мы попадаем в Гостиную, которая впечатляет нарядной отделкой в уютных, теплых коричневатых тонах.

В оформлении гостиной обнаруживается влияние стиля рококо. Стены разбиты на отдельные панно с золочеными лепными рамками изогнутых очертаний. Такой же золоченый лепной орнамент можно заметить на дверях и в обрамлении зеркал. В промежутках между панно помещены вертикальные вставки с лепным узором и ажурной сеткой.

Падуга потолка (это широкая полоса/карниз между потолком и стеной) украшена растительными орнаментами, раковинами и фигурками дракончиков. Великолепный потолок гостиной также обильно украшен лепниной, в том числе узорами в виде сетки, которые перекликаются с золоченой сеточкой настенной лепнины и вентиляционных решеток.

В помещении сохранилась подлинная люстра. Особенно примечательно, что стены гостиной затянуты подлинным шелком (штофом) более чем столетней давности. Зеркала, поставленные друг напротив друга, создают иллюзию бесконечности перспективы.

В советское время, конечно, в этой гостиной был кабинет директора, поэтому она дошла до наших дней в большей сохранности.

Далее по движению мы проходим в кабинет, где находятся камин с зеркалом и небольшая туалетная комната с раритетной раковиной.

Следующее помещение Приемная/Секретарская , где сохранился старинный сейф фирмы Сан-Галли.

В следующее помещение нам входить не разрешили, но я его сфотографировала, действительно потолок и стены аварийные.

Вернувшись в Белый зал, мы через парадные двери попадаем в деревянную Столовую. Конечно, без освещения здесь очень сложно всё рассмотреть. Поэтому вашему внимаю я прикладываю фотографии за 2013 год, а если фотографии 2021 года, то они со вспышкой с телефона.

Бра того времени, оригинал
Бра того времени, оригинал

На стене, где стоит буфет, слева от него очень органично вписалась в деревянной стеновой панели как бы "потайная" дверь.

И мы попали в Бильярдную. Для меня это спорное утверждение, что это Бильярдная. По моему мнению, комната небольшая и встать бильярдный стол здесь никак не смог бы. Думаю, это чисто мужская комната - игровая в карты быстрее всего.

Полы не исторические, увы, тоже советских времен.

В Бильярдную, или как её ещё называют Красный кабинет из-за цвета штофов на стенах, можно попасть из Столовой (откуда нас сюда ведет уже упоминавшаяся потайная дверца) и с Парадной лестницы (дверь в 2021 была открыта, а вот в 2013, когда ещё кто-то работал в здании, была просто забита).

Сам бильярдный стол (если он был, как и карточный) утрачен, но остальное убранство комнаты сохранилось, в том числе встроенные угловые диванчики с подлинной обивкой, два шкафа для бильярдных принадлежностей (один из них точно отсюда), двери и резной деревянный камин. Низ стен облицован деревянными панелями, верхняя часть обтянута красной тканью/штоф. Когда-то в бильярдной ещё был роскошный красный занавес, который благодаря особой плотности не пропускал ни единого лучика света из соседней оранжереи.

Вот в Оранжерею мы и проходим.

Здесь выращивали экзотические растения, которые после 1917 года попали в Ботанический сад.

Другие помещения, не парадные залы, не так интересны, но можно "подглянуть". Фото 2013 и 2021 года

Бросим взгляд на "уходящую" красоту особняка Брусницыных. Надеемся, что найдётся Хозяин и приведет в порядок особняк. Снимать кино, это хорошо, но в каком состоянии остается нам это "наследство"... страшно.

Семье Брусницыных принадлежал большой участок земли, на который помимо Кожевенного товарищества "Брусницы Н.М. и сыновья", особняка Брусницыных, находились и Общежитие для работников завода. Сегодня это единственный жилой дом в данном микрорайоне.

После смерти в 1878 Николая Мокеевича и в 1882 Елены Ивановны, сыновья Брусницыны, Николай, Александр и Георгий, в память о родителях основали "Дом призрения для малолетних детей-сирот имени Николая и Елены Брусницыных". Ныне в этом доме №15а на Косой линии размещается Государственная Морская академия им. адмирала С. О. Макарова. О том, что это было незаурядное заведение, говорит не только колоссальный по тем временам взнос на строительство в 1,5 миллиона рублей, выделенный Брусницыными, но и архитектором здания был «престижный» Павел Юльевич Сюзор. Тот самый граф Сюзор, который через восемь лет возведет знаменитый Дом компании «Зингер» на Невском пр., 28.

В приют принимались дети - преимущественно круглые сироты от 6 до 12 лет, а также потерявшие близких ветераны преклонного возраста. Для детей были организованы школа, больница и учебные мастерские. Перед 1917-м годом в приюте на полном содержании находились более 100 детей и более 50 стариков.

В центральной части здания, на 3-м этаже размещалась домовая церковь с хорами. В росписи этой церкви принимали участие художник Николай Андреевич Кошелев (роспись главного купола московского храма Христа Спасителя – тоже его работа) и известный тогда мозаист Михаил Иванович Зощенко (отец писателя Михаила Зощенко).

При освящении здания богадельни в декабре 1897-го года (в день 50-летия Кожевенного завода) присутствовали принц А.П. Ольденбургский и Иоанн Кронштадтский. Вскоре после открытия Дом посетил Николай II с семьей, дабы выразить благодарность Брусницыным, передавшим свое заведение в распоряжение города.

Что стало с братьями Брусницыными после 1917-й год.

Завод был национализирован и получил имя А. Н. Радищева, а особняк Брусницыных передан кожевенному заводу. Но Брусницыны не покинули Россию. Георгий Брусницын умер в 1934 году в комнате коммунальной квартиры на Пушкинской улице. Александр остался и продолжил работать на заводе в должности главного инженера и председателя Коллегии заводоуправления. Но в ночь на 28 мая 1919 года, по ордеру Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией, Александр Брусницын был арестован в своей квартире при заводе, в доме 27 по Кожевенной линии и заключен в тюрьму. В июне 1920 года корпорацией рабочих и служащих кожевенного завода было передано заявление в ЧК с ходатайством об освобождении. Позднее по ходатайству юридического отдела Московского Политического Красного Креста Александр Николаевич Брусницын был освобожден. Ему пришлось сменить залы особняка на комнату в коммуналке, где он до конца дней жил вместе с супругой и верной прислугой. Примерно в начале 1920х он умер. Старший из братьев Николай умер примерно в 1918 году в Петрограде.

В особняке парадный вход был заколочен, убрали вензеля бывших владельцев. Здесь были размещены административные помещения завода и несколько комнат коммунальной квартиры, которых вскоре расселили. Здесь заседало управление и работала лаборатория. В 1920-х годах осуществили перемещение местной оранжереи в здание Ботанического сада. В 1925-1930х годах на месте ворот были устроены вестибюль и проходная. В советское время здание использовалось для нужд кожевенного завода (который работал вплоть до Перестройки) — здесь находились бухгалтерия, дирекция и т.д. В 1993 году над зимним садом соорудили металлическое перекрытие, реставрировали Белый зал и столовую.

На этом мы попрощаемся с районом Чекуши. Я надеюсь, что судьба будет благосклонна к особняку Брусницыных, найдётся Хозяин, приведёт дом в порядок, и лет через 5 мы сможем вновь открыть двери замечательного особняка.

Спасибо, что вы дочитали мою статью до конца. Если вам понравилось, ставьте лайк. Подписывайтесь на мой канал.

#особняк Брусницыных #брусницыны #прогулки по спб #достопримечательности санкт-петербурга #достопримечательности спб #сюзор #чекуши #зеркало Дракулы #архитектрура #интерьеры