О первой жене Пабло Пикассо говорили мало, да и тогда отзывались в не самом доброжелательном ключе. Неприязнь к личности Ольги Хохлоʙой никто из друзей художника не скрывал. Биографы Пикассо редко рассказывают о ней, как о значимой части его жизни.
Трудно было отыскать настолько разных по своему характеру, мировоззрению и моральным ценностям людей, которые любили друг друга столь же сильно, сколько ненавидели.
Как "муза творчества" стала "музой жизни"
Ольга и Пабло познакомились на гастролях в Италии в 1917 году.
Он — тридцатипятилетний художник, за плечами которого годы нищеты и разгульной жизни на Монмартре. На его полотнах — первые красавицы Парижа, Фернанда Оливье и Ева Гуэль, позировавшие ему в свои лучшие годы.
Она — двадцатишестилетняя известная балерина "на пенсии". В мемуарах своего первого супруга Ольга предстает посредственной танцовщицей и эгоистичной женщиной, которая преследовала в браке корыстные цели.
При первой встрече Ольга пленила Пикассо своей красотой и целомудрием. Художник решил завоевать сердце славянки горячим андалузским темпераментом и талантом. Пабло посвящал женщине самые яркие мазки своих кистей.
Хохлоʙа, безусловно, была "нешаблонной" музой. Пикассо срисовывал свои лучшие творения с тел проституток и натурщиц, но до сих пор ему не позировали девушки "из приличных семей".
>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни
Их отношения развивались крайне стремительно. Решению заключить брак поспособствовала Октябрьская революция, которая не позволяла дочери полковника царской армии возвращаться домой без риска для жизни. В июле 1918 года пара обвенчалась в Александро-Невском соборе в Париже, несмотря на категорические отговорки друзей художника. На следующий день Пикассо вышел в свет в новом социальном статусе светской персоны.
Почему в окружении Пикассо недолюбливали русскую избранницу художника
Их происхождение и прошлое было крайне разным. Она предпочитала светские рауты пьяным посиделкам с друзьями.
Ее непосредственное влияние на Пикассо проявлялось постепенно. Все началось с одежды, которой Пабло никогда не придавал значения. Сначала у него появился личный портной, а затем — шикарные костюмы с, выглядывающими из жилетного кармана, золотыми часами. Они завели породистых собак, наняли прислугу и переехали в фешенебельные апартаменты.
Квартира супругов Пикассо была строго разделена на мужскую и женскую части. Педантичность Ольги была одной из чертой, которую богемные друзья художника буквально не выносили.
Бывшие друзья по Бато-Лавуар были шокированы от столь радикальных перемен и находили влияние русской аристократки "порочным" и "расточительным".
Оно проявилось и в работах Пикассо. Первая половина их супружеской жизни прошла счастливо и возвратила художника в классическую манеру. Говорят, однажды Ольга попросила мужа, чтобы тот нарисовал ее лицо узнаваемым, в ответ на что, Пабло написал множество реалистических портретов балерины.
После рождения сына в 1921 году Пикассо воспрял от гордости и отцовской любви, передавая всю свою любовь и на полотнах. Ольга взяла на себя еще одну роль — матери семейства.
Бывшая балерина умудрялась совмещать бесчисленные светские приемы с воспитанием сына. В семье стали возникать разногласия на почве чрезмерного внимания Ольги к отпрыску. Непрерывное раздражение Пикассо выплескивал в красках.
Летом 1923 года художник снял квартиру наверху, отгородив себя от жены и ребенка. В нее не пускали никого из слуг, и даже Ольге приходилось просить разрешения, чтобы навестить супруга. Пикассо понемногу возвращался в годы холостяцкой жизни, все чаще пропадая в публичным домах.
Идиллия длилась не вечно: как распалась пара художника и его "Мельпомены"
Это случилось в январе 1927 года. Пикассо прогуливался возле Галереи Лафайет, когда на его пути встретилась семнадцатилетняя Мари-Тереза Вальтер. Юная красавица мало что смыслила в искусстве, но стала новой музой художника.
Ольга, как мудрая женщина, узнала об отношениях мужа на стороне. Конечно, не восприняла их всерьез, но мириться не стала. Слезы и истерики злили Пабло, и он стал отдаляться еще больше.
Крайне красноречивой является его картина 1929 года "Большая обнаженная женщина в красном кресле". В линиях, изображающий героиню полотна, прослеживается ненависть творца к Ольге. Пикассо не смог избавиться от нее в реальной жизни, поэтому безжалостно уродовал женщину на своих холстах.
К моменту, когда Мария-Тереза родила дочь, отношения между супругами были хуже, чем когда-либо. Усугублял положение супружеский контакт, согласно которому Хохловой принадлежала половина всех доходов художника.
Вскоре Пикассо охладел к Мари, но возвращаться к Ольге не намеревался. Он нашел вдохновение в Доре Маар, а после — в юной Франсуазе Жилло. Его последним увлечением станет, моложе на сорок лет, Жаклин Рок.
Хохлова страдала и ждала его возвращения. А он, в свою очередь, менял натурщиц и возлюбленных, теперь не давая им шанса занять важное место в своей жизни. Для религиозной Ольги было немыслимо расторгнуть церковный брак. Вдобавок ко всему, у нее больше не было родни, кроме Пабло, которому она внезапно стала не нужна.
Одиночество и обломки счастья Ольги Хохловой
Многие биографы Пикассо отмечали, что Ольга совершила чисто женскую ошибку. Она стала полностью зависимой от мужа, грезя о диалоге душ и драматизируя их отношения, в то время как художник стремился к абсолютной свободе от мирских условностей.
Не желая делить свое состояние с ненавистной женой, Пабло так и не подал на развод, и Ольга Хохлова оставалась его законной супругой до самой смерти.
Женщина отчаянно цеплялась за счастливые моменты прошлого, преследуя Пикассо с напоминаниями о клятвах перед Богом. Она отправляла ему душераздирающие письма и фото подросшего сына.
В 1953 году у Ольги обнаружили тяжелую стадию онкологии. Болезнь долго и мучительно изнуряла ее тело. Последние месяцы жизни она провела в больнице, прося знакомых позвонить Пабло. Художник знал о просьбах умирающей жены, но так и не нашел минуты навестит ее.
>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни
Ольга Руис Пикассо умерла в госпитале "Бо Солей" в возрасте шестидесяти трех лет в горьком одиночестве и с глубокой обидой на мужа. Ее хоронили на одном из самых красивых кладбищ Франции — Du Grand Jas ("Лазурный берег Пер-Лашез"), но Пикассо не так и не пришел попрощаться со своей первой женой. Он работал над созданием очередного вечного шедевра.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/130721/50388/