Большинство психологических и поведенческих блоков у взрослого человека берут своё начало в его детстве. Чаще всего они вызваны отсутствием чувства защищённости, невниманием родителей.
В целом, никто не заставляет эти блоки прорабатывать, но они могут сильно отравлять жизнь, уничтожая веру в собственные силы.
Как взаимодействовать с подростком так, чтобы он чувствовал себя в семье комфортно и безопасно, но при этом был достаточно самостоятельным? Не претендую на звание знатока подростковой психики, но некоторые наработки в этом отношении имею.
Поведение подростка сильно отличается от детского. Ребёнок становится менее уравновешенным, вспыльчивым или наоборот — замкнутым.
Проблемы могут быть разными — от конфликта со сверстниками до проблем с самочувствием. Разберу каждый случай отдельно.
1. Конфликт
Как выявить?
Ребёнок пришел с прогулки раньше обычного, не разговаривает, иногда гуляет один во дворе, не заходя в дом, машет палками, рвёт траву и ведёт себя агрессивно, и при этом как бы исподтишка.
Как взаимодействовать?
Не выказывая сильной заинтересованности (это важно, чтобы не спугнуть), как бы мимоходом спрашиваю, чего это он так быстро нагулялся? Почему не идёт домой?
В первом случае просто развиваем тему, беседуем, предлагаем варианты решения, обязательно аргументируем свои предложения и просим, чтобы он обосновал свои. Пример: приятель нарушал правила игры, ему сказали, что так нельзя, тот заревел, нажаловался маме, мама пришла разбираться. Совместно было решено с такими ябедами больше не гулять, во всяком случае, пока.
Как правило, через 15-20 минут можно снова попробовать поговорить.
Пример:
Сын пришёл с баскетбола, сел в беседке на улице, не отвечает, отворачивается. Оказалось, что на занятиях напиннал одному задире, обижавшему младшего школьника, а тренер вступился за агрессора, не вникая особо в причины произошедшего. Обидно и несправедливо! Особенно, если учесть, что моему сыну этот тренер рекомендовал на занятия больше не ходить.
Выудить из него эту информацию удалось только через час его психов в уединении.
- Пришёл — заметила неладное, спросила, что произошло. Прячется.
- Отстала на время, вернулась через 15 минут, попробовала снова завязать диалог — отворачивается. Предложила позвать меня, когда надумает рассказать.
- Ещё через 10 минут стучит в стену. Выхожу. Слушаю. Не сюсюкаюсь — это вызывает слёзы, а мальчику неприятно плакать при свидетелях.
- Соглашаюсь, что обидно, объясняю, что тренеру (занятия в школе) проще выгнать с занятий гиперсправедливого «СО-шника», чем ученика с очной формы.
- Резюмирую, что, вообще-то, не очень-то нам и нужен этот баскетбол, предлагаю поискать какую-то другую секцию.
- Всё, внимание ребёнка переключилось, задумывается, чем хотел бы заниматься, идёт в Интернет искать подходящую секцию. Вопрос исчерпан.
То есть пообещали другие занятия — будьте добры найти тренера, оплатить абонемент и обеспечить присутствие ребёнка на тренировках!
2. Проблемы с самочувствием
Никогда не рассказывает!
Обычно о травмах узнаю или от других детей или от их родителей. Исключение — когда действительно настолько больно, что скрываться от меня как минимум страшно.
Пример:
Ещё светло, все гуляют, сын приехал домой на велосипеде, сел на лавку во дворе и неестественно поджал ногу.
Выхожу и выдаю свой обычный вопрос: «Нагулялся?» Даже удивительно (возможно, сказываются годы работы по вышеописанному алгоритму), но ответил тут же: «Я на сестре повис, она меня раскрутила, оба свалились, теперь нога болит».
Несколько раз переспросила, как можно упасть на землю, стоя на земле? Пока объяснял мне, переключился на мою «долгодоходимость» и отвлёкся от ноги. Завела домой, осмотрела — чудненько, перелом!
Просто фиксируем конечность и далее действуем по ситуации (кто в травмпункт, кто за сельским фельдшером), щедро приправляя описание ближайших перспектив лёгкими шутками и примерами из жизни.
3. Проблемы с учёбой
На семейном образовании с учёбой может возникнуть два типа проблем:
- Не усваивается учебный материал — актуально для старших классов, когда ребёнок преимущественно на самообразовании.
- Некомфортно себя чувствует во время аттестации — непривычное окружение, общая напряжённость, малознакомый преподаватель.
В первом случае для своевременного выявления проблемы мы регулярно пишем контрольные и самостоятельные работы, решаем тесты на онлайн-ресурсах.
Иногда ребёнок просто сидит и занимается посторонними делами, не выполняя задание. Здесь достаточно просто спросить, почему так происходит, и он честно сознаётся: «Я не понял».
Как действовать, если не усваивает материал?
- Спокойно. Не надо его ругать и сравнивать с другими. Объясните, что ещё ни у кого на свете не получилось с первого раза какого-то шедевра или научного открытия.
- Уточните, что именно ему непонятно и объясните ещё раз. Думаю, не стоит уточнять, что сами вы должны в материале свободно ориентироваться.
- Если ребёнку досталось задание, которое и у меня не получается выполнить, просим «помощь зала»: возможно, друзья, другие члены семьи или подписчики в соцсетях могут решить сложную задачку. Нет? Гугл в помощь. Главное: сын видит, что мы тоже чего-то не умеем, но не бросаем то, что не получилось, а ищем решение.
Второй случай — аттестация, в нашем случае — в школе. Как помочь?
Шум в коридорах, незнакомые преподаватели, у каждого свои требования. Да вплоть до формы одежды и положения тела — всё по-другому! Даже если ребёнок отлично усвоил материал, он может «завалить» экзамен банально из-за нервного напряжения.
- Максимально приближаем учебный процесс дома к школьному, за исключением фонового шума: одеваемся, проставляем на телефоне звонки на урок и с урока, занимаемся за письменным столом, а не на диване, записи оформляем в соответствии с требованиями школы. Например, задачи по геометрии.
- Обсуждаем особенности того или иного учителя. Например, вот этот обязательно докопается до оформления, этот — до исправлений, а с тем можно и немножко пофилонить. Обязательно быть объективным, не строить иллюзий и не навязывать их ребёнку.
- Ну, и не ругать в случае неудачной аттестации, а разобрать повторно темы, по которым выявились пробелы.
Если вас волнует, какой растёт наша молодёжь, присоединяйтесь к беседам на нашем канале о семейном образовании
Автор: Светлана Селинская, фотограф, копирайтер, владелец личного подсобного хозяйства; мама двоих детей, оба на семейном образовании
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Ещё о помощи ребёнку:
«Я — ничтожество». Как помочь ребёнку поднять самооценку
Другие статьи автора:
Кого мы вырастим, если будем оберегать детей от физического труда
Мать-гиена, или как у нас с детской самостоятельностью