Найти тему
Облако свидетелей

Опыт святых подвижников неэффективен?

Братья и сестры, мир вам! Хочу порассуждать на весьма модную сегодня тему. Речь идёт о рассуждениях за пределами догматов православной Церкви и всяческого тиражирования идей нивелирования значимости церковных авторитетов. А поводом к написанию сей статьи послужило видео протоиерея Вячеслава Рубского на тему пола в христианстве. Я его выложу, но в отличие от своего визави сделаю оговорку, что просмотр данного видео может вызвать смущение у православных христиан. Поэтому если вы неофит, лучше вообще не читать мой пост, а заняться чтением Священного Писания и катехизиса. Ну, теперь, когда дисклеймер активирован, приступлю к выражению своей точки зрения.

Сразу скажу, что по имеющейся у меня информации, в том числе за ту лекцию, отец Вячеслав на некоторое время был запрещён в служении. Однако, факт того, что он на протяжении определённого времени (вроде бы речь о годе) не совершал Евхаристию, не может однозначно говорить об изменении его мнения по рассматриваемой теме. Впрочем, последующие выступления Вячеслава Рубского это подтверждают. В менее жёсткой форме, конечно, но он таки отстаивает свою позицию в части возможности допускать что-то, выходящее за пределы догматов, не говоря уже о сведении на нет роли опыта средневековых подвижников.

Очевидно, что Вячеслав Рубский - умнейший человек и в моей голове нет и сотой доли его научных знаний. Поэтому данный пост – это не попытка спора с пресвитером (что считаю, как минимум, нарушением субординации), но выражение личного мнения по данному вопросу. Вместе с тем священнику весьма жёстко ответил архимандрит Феогност Пушков. Его, видимо, зацепили темы, поднимаемые Рубским, особенно в части особого отношения к самому институту монашества. Тоже выкладываю видео, которое по сути можно считать неким ответом на лекцию отца Вячеслава.

Ну, ближе к теме. В своей лекции Вячеслав Рубский высказал весьма популярную сегодня идею (вполне возможно, что она стала популярной в том числе благодаря его видеоблогу) о том, что опыт древних подвижников просто говоря не работает. Речь идёт в первую очередь о борьбе с блудной страстью. Насколько я понял Вячеслава Рубского, по его мнению, человек, приходящий в монастырь имеет куда больший иммунитет к воспламенению плотской страстью, нежели монах, проживший в монастыре, предположим, десять лет. Отец Вячеслав, видимо, считает, что и весь пласт духовных упражнений, которые имеет православное предание в виде огромного количества поучений святых подвижников, не работает на современных монахах. То есть, увидь, гипотетически, монах с Афона обнажённую женщину, он тут же с нею согрешит и десятки лет тренировок и борьбы с блудной страстью – коту под хвост. В это же время, как считает пресвитер Рубский, только что принявший постриг человек имеет больший шанс с этой же условной девицей не согрешить.

Изображение: von-hoffmann.livejournal.com
Изображение: von-hoffmann.livejournal.com

С одной стороны, мысль вполне логична. Любой здоровый мирской мужчина знает и согласится, что чем дольше воздержание, тем сильнее разжигается плоть в случае наличия на то раздражающих оснований. И в то же время о каком блудном желании может идти речь, когда мы рассматриваем мужчину, только что имевшего акт соития? Но корректно ли приводить такую параллель? В одном случае гипотетический мужчина живёт обычной городской жизнью и по каким-то причинам не живёт половой жизнью, но по природе своей страстно её желает. И это нормально и естественно. Но ведь сверхъестественно, как написано в Священном Писании, оскопить себя и следовать за Христом. Таким образом, люди, осознанно принявшие монашеский постриг, понимая и ощущая телом последствия грехопадения, а душой желая исполнить сказанное Иисусом Христом и жить целомудренно, ведут борьбу с этой страстью 24/7.

Говорить, что годы духовных упражнений бессильны перед, извиняюсь, созерцанием голой девушки, означает полное отрицание вообще успеха подвижнической жизни. Впрочем, Вячеслав Рубский и не скрывает своего отношения к этому и прямо называет практику такого воздержания калечащей человека. Точную цитату не помню, в прикреплённом видео сами посмотрите. Но ведь получается, что называя чуть ли не инвалидами монахов, такое клеймо автоматически падает и на Серафима Саровского, и на Сергия Радонежского, на того же самого нашего любимого Иоанна Кронштадтского и огромное число других, менее известных святых подвижников. А в месте с этими именами всякой пользы лишаются и великие труды старцев. Первое, что приходит на ум – знаменитая Лествица – настольная книга монахов. Выходит, всё, что там написано святой игумен Синайской горы выдумал и ничего не работает? Для меня это всё крайне странно и даже не подлежит серьёзному обсуждению.

Святые отцы. Изображение: ya.ru/images
Святые отцы. Изображение: ya.ru/images

Я не был в монастыре, но братья из моего храма бывали и во многих. Так вот все они описывают монахов чуть ли не как святых людей, общаясь с которыми не то, что блудной страсти не видно, но и вообще какого-то даже малейшего намёка на неё. Ну не актёрствуют же все они! Чтобы не быть голословным, речь идёт о монахах Пантелеимоновской обители на Афоне. Да, там женщин нет даже из числа паломников, насколько мне известно. И из общения с монашествующими там братьями, мой знакомый алтарник понял, что даже привези им женщину, они воспримут это как очередное искушение и помолятся, возможно с многочисленными земными поклонами. Но вешать ярлык на мировое монашество пусть даже аргументируя его какими-то единичными фактами срывов по меньшей мере не убедительно.

В числе прочего, человек отличается от животных способностью управлять природными инстинктами. Мы можем что-то терпеть, понуждать себя к чему-то, ограничивать себя в чём-то. И от того, насколько мы тренированы в том или ином воздержании, зависит и успех всякого нашего подвижничества. Отрицая реальность достижения успехов в подвижничестве, мы автоматически отрицаем и реальность успехов физических. Взять спорт. Чемпион мира по плаванию когда-то и плавать-то не умел, и брось тогда его в воду – тотчас бы утонул. Параллелей можно привести массу. А в мирской жизни разве мало примеров успешной духовной тренировки? В той же семейной жизни неужели люди не работают над собой, чтобы сохранять и усиливать семейный очаг? Как вообще можно ставить под сомнение действенность опыта святых людей?

Святые отцы. Изображение: ya.ru/images
Святые отцы. Изображение: ya.ru/images

Ещё больше удивляет содержание комментариев под видео с той лекцией отца Вячеслава. Практически все высказывают чуть ли не восторг от услышанного и выражают полное согласие со сказанным. У меня возникает вопрос, что мы творим с православным вероучением? Соглашаться с позицией, высказанной в данной лекции, как мне кажется, означает если и не переход из православия в протестантизм, то что-то очень близкое к тому. Отрицать наличие, а главное – необходимость наличия авторитетов в Церкви, значит плевать на великое наследие святых отцов, ставя нас с ними в один ряд. Только вдумайтесь, нас призывают усомниться или допустить возможность ошибки святых Отцов, то есть подвергнуть сомнению само православие! Это вообще как? И как все те люди, восхищённые словами отца Вячеслава Рубского о монашествующих, будут теперь молиться Серафиму Саровскому и смотреть на его святой лик? Слов нет, братья и сестры. Просто нет слов.

Хочу заметить, что идея культивирования мысли о том, что древний опыт подвижнической жизни уже не работает, что святые Отцы тоже люди и могли ошибаться в толковании Библии набирает такие обороты, что многие молодые священники уже тоже стали мыслить также! Доходит, порой, до абсурда. Слышал, что есть случаи, когда алтарники убеждают пресвитеров в истинности толкований Отцов. С ума сойти просто. Я не опытный богослов и мои знания пока ограничиваются лишь двумя годами обучения в семинарии, но мне очень диковинно слушать от священников подобные мысли, зная элементарный катехизис, где говорится о догматах и невозможности их какого-либо изменения. Если же кто-то берётся ставить под сомнение православное вероучение и сверхъестественность монашеского пути, может, стоит подумать над переходом в протестантизм? А мы, тем временем, с Серафимом Саровским, за них помолимся. А в завершении напомню, что апостол Павел сказал Коринфянам в своём первом к ним послании: «…чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано…». Аминь!