Найти тему
Отсебятина

Отхватили жирный кус, Покорили вы Эльбрус...

О трагедии на Эльбрусе и коммерциализации туризма.

Рекламное фото коммерческого тура на перевал Дятлова.  РАЗМЕЩЕНО НЕ В КАЧЕСТВЕ РЕКЛАМЫ ! Из интернета
Рекламное фото коммерческого тура на перевал Дятлова. РАЗМЕЩЕНО НЕ В КАЧЕСТВЕ РЕКЛАМЫ ! Из интернета

После недавней гибели 5 человек на Эльбрусе одна из читательниц попросила меня высказаться по поводу.

Однако возникает вопрос – а что тут, собственно, конкретно обсуждать?

Лично меня уже в первых сообщениях об этом происшествии насторожили несколько моментов:

1. Одна из участниц почувствовала себя плохо, поэтому гид повел ее вниз – но она все равно потеряла сознание и умерла.

Тут практически сразу возникает подозрение на горную болезнь (может даже отек мозга вследствие нее). Но это означает, что девушка была неподготовлена, не проверена и недостаточно акклиматизирована для высоты. Тогда зачем шла (или почему ей позволили идти) ?

2. Спускающиеся были разделены гидами на три группы «быстрых» и «медленных» (один человек сломал ногу и еще более затормозил свою группу уже после этого разделения).

Но это весьма прозрачно говорит о неравномерности физической формы участников группы. Попросту говоря – о случайности подбора людей для восхождения. Да так оно и было – судя по тому, что все из разных городов и многие познакомились друг с другом только в этой вылазке.

Но все это – организация тура, комплектование группы, ее акклиматизация, погода и ее прогнозы, действия гидов, действия спасателей и т.д. – так, чисто технические детали.

Прокуратура сейчас с этим всем разбирается; владелец фирмы -туроператора под арестом, а в интернетах и СМИ стоит гвалт и публикуется масса рассуждений опытных (и не очень) горных туристов и альпинистов по поводу как раз технической и организационной стороны дела.

Для начала уже предлагают ужесточить подготовку и сертификацию гидов и т.д.

Коммерциализация добралась и до Эвереста. Это очередь на его вершину летом 2020 г. Из открытых источников.
Коммерциализация добралась и до Эвереста. Это очередь на его вершину летом 2020 г. Из открытых источников.

Так вот, лично у меня нет никаких особых претензий к туроператору и его гидам. Как умели, так и действовали, и в общем действовали хорошо.

А чтобы наличие сертификата делало человека более грамотным спецом – этого я, честно говоря, ни разу не видел.

Меня в этой истории больше раздражает совсем другое, и полагаю – это накипело у очень многих горных туристов и альпинистов с хоть каким-то опытом.

О чем и поговорим.

Возьмем достаточно широко известные случаи гибели разных туристских групп (Дятлова, Кузнецова, Коровиной и т.д.) – эти группы чем вот от этой группы отличались ?

Они были самоорганизованными !

Сходились ребята и девушки - сами планировали, собирались, куда-то ехали и потом шли. Разные турсекции и клубы были при этом просто центрами для обмена опытом, «входного контроля» (проверки опыта и физического состояния перед походом) и организации поисково-спасательных работ, если группа не возвращалась вовремя.

И пришедший в такую турсекцию (или просто постоянную компанию) новичок постепенно (поскольку никто из более опытных не взял бы его с собой, пока он не прошел испытания более легкими маршрутами !!!) набирался опыта в походах, матерел и превращался в «снежного барса», которому было чем гордиться.

А случай, который сейчас обсуждается – это типичнейший пример коммерческого «похода».

Примерно как «легкое и приятное похудение без тренировок».

Нашел ты в интернете рекламу коммерческого туроператора, заплатил за трансфер и гидов, и пожалуйста – ты побывал на перевале Дятлова (18 тыс. рублей) ! Ты побывал на Эльбрусе (в этом походе, пишут – 38 тыс. рублей) ! Ты, черт побери, даже на семитысячнике - пике Ленина - почти побывал (коммерчески «обход» этого пика на высотах около 5500 м– около 300 долларов).

Иногда говоришь с кем-то, он мимоходом оговаривается, что был на таком-то перевале или такой-то вершине, думаешь про себя: «Ооо, крутой – туда ж неделю ползти с двухпудовым рюкзаком» - а потом выясняется, что его туда завезли по коммерческому туру на джипе и только последние 300 м он прошел пешком и налегке, за 1 день успел…

Фото из рекламы коммерческого конно-туристского тура на фоне Эльбруса. Из открытых источников.
Фото из рекламы коммерческого конно-туристского тура на фоне Эльбруса. Из открытых источников.

Короче, сейчас идет полная профанация и обесценивание горного и прочего туризма – зачем годами наращивать свой опыт, терпеть дожди и снега, холод, жару, пыль; подсчитывать продукты, планировать снаряжение и маршрут и т.д. – если за тебя все это сделает турфирма и с максимальным комфортом доставит тебя поближе к цели?

Были б у тебя деньги.

Только туристский поход как таковой – это все же более емкое мероприятие – это и группа более-менее проверенных друзей, и самостоятельное планирование и подготовка, и т.д. – но, в общем, не кратковременная платная экскурсия со случайными попутчиками…

Не, ну я понимаю, что организаторы туров тоже хотят заработать на спросе к «легкому» туризму без длительной подготовки и организации – все. За ваши бабки, сделает туроператор…

Но надо ж и честь знать.

Это вряд ли удастся (капитализм, однако!) – но, по-моему, давно пора как минимум ограничить коммерческие горно-лесные туры, оставив для этого только некоторые сравнительно легкие зоны.

Иначе и дальше будет продолжаться стремительное загаживание природы, профанация спортивного туризма и вытекающие из этой профанации случаи гибели совершенно случайных и неподготовленных к походам людей.

Горное озеро Урунгач. Когда-то я сутки добирался до него на попутках геологов, и за 4 дня не видел там ни единого человека. Сейчас коммерсанты возят туда автобусы. Еще и завезли водные велосипеды и поставили шашлычные. Озеро убито. Фото автора.
Горное озеро Урунгач. Когда-то я сутки добирался до него на попутках геологов, и за 4 дня не видел там ни единого человека. Сейчас коммерсанты возят туда автобусы. Еще и завезли водные велосипеды и поставили шашлычные. Озеро убито. Фото автора.

И, кстати, гореть леса – потому что тех, кто занимается туризмом сам, с самого начала учат тушить за собой костры. Не гасят их люди, оказавшиеся в горах и лесах случайно, для которых понятие «туризм» означает просто купленный тур.

PS

Заголовок - это старое поздравление одному моему личному знакомому, взошедшему на Эльбрус в 1986 г. Имеет ли смысл писать подобные вирши нынешним "покорителям" - уже надо проверять.