181 подписчик

О нормах появления звуков в речи

Язык, свёрнутый "трубочкой". Не все умеют выполнять данную позу. Картинка из свободного доступа.
Язык, свёрнутый "трубочкой". Не все умеют выполнять данную позу. Картинка из свободного доступа.

Многих родителей, имеющих детей дошкольного возраста, тревожит вопрос формирования у них правильного звукопроизношения. Разделившись на категории "особо переживающих" и тех, кто думает, мол, "выговорится", так или иначе попадают к логопеду. И если первые приходят слишком рано, когда переживать еще не стоит, то вторые являются (или оставляют все, как есть) в тот момент, когда драгоценное время уже упущено. Как попасть в ту "золотую середину", чтобы не переплатить за естественный ход становления речи, и не допустить стойкого закрепления дефективного звучания? Рассказываю.

Тема сроков появления звуков в речи актуальна до сих пор, так как даже сейчас среди логопедов нет единого мнения по этому поводу. На профессиональных форумах часто возникают разногласия о нормах становления звукопроизношения, разделяя логопедов на "старую" и "новую" школу. И если среди педагогов нет однозначного ответа на данный вопрос, то что уже говорить о родителях.

Итак, в логопедии под термином "онтогенез речи" понимают тот самый процесс формирования речи от первых речевых актов до полноценного овладения родным языком, как средством общения и мышления. Если кратко озаглавить каждый период, то он будет выглядеть так: крик - гуление - лепет - слова - словосочетания - предложения - связная речь. Такую логику развития речи обозначил лингвист А.Н. Гвоздев. В данной статье раскрою только фонетико-фонематическую сторону речи, то есть правильное выговаривание звуков.

К трем годам ребенок в норме должен усвоить гласные "а, о, у, и" и согласные "к-кь, г-гь, м-мь, п-пь, б-бь, т-ть, д-дь, н-нь" и к концу третьего года "в-вь, ф-фь, ы, э, х-хь, сь, зь, ль". До трех лет физиологической нормой считается смягчение согласных, т.е. все освоенные твердые согласные могут звучать как мягкие. Все остальные звуки позднего онтогенеза (ж, ш, р, л), ребенок третьего года жизни, как правило, опускает или заменяет на более простые (ш на с, ж на з) и это считается физиологической нормой. Т.е. ни о какой звукопостановке шипящих или соноров в возрасте трех лет и речи быть не может!

Почему-то некоторые родители уверенны, что трехлетнему ребенку просто необходимо "поставить букву рэ", именно в отсутствии этого звука кроются главные причины нарушения речи. Сразу скажу, что это не так. Бывают случаи, когда звуковая сторона речи сформирована, но сама речь скудная, фраза бедная, имеются нарушения лексико-грамматического строя речи. В таком случае говорят об общем недоразвитии речи (ОНР). Работу с данным нарушением необходимо начинать как можно раньше.

Так как же родителям не прозевать тот момент между "к логопеду пока рано" и "досиделись, теперь уже поздно". Очень просто: помимо звуковой стороны речи нужно обращать внимание на слоговую структуру слов (меняет слоги местами, "проглатывает" окончание слов); согласование слов в роде, числе, падеже; как ребенок пересказывает тексты, умеет ли составлять рассказ по картинке. Что касается звуков, нужно следить за отсутствием грубых искажений и замен. Сюда относится горловое произношение звука "р" (так называемая "картавость"), межзубное произношение свистящих и шипящих звуков, когда язык просовывается между зубами и т.д. Такого рода патологические замены требуют раннего вмешательства со стороны специалиста.

Так или иначе, стоит побывать на консультации у логопеда и получить исчерпывающие ответы на свои вопросы. Педагог проведет диагностику, расспросит о течении беременности и родов, о физиологическом развитии ребенка до года, о сроках появления гуления, лепета, первых слов. Будьте готовы предоставить эту важную информацию для исключения органического характера возникновения речевой патологии. Не лишним будет и посещение невролога, который в ходе детального обследования может назначить медикаментозное лечение для более благоприятного течения коррекционного процесса.

Остались вопросы? Обсудим в комментариях.