МАРИЯ: Нет, я уверена, что вы мне подскажете. Ну, в общем, у меня такая ситуация. Ребенок 8 лет, мальчик Андрей ходит во второй класс. В школу ходить он любит, ходит с удовольствием. Но он очень не любит домашние задания. Потому что на них уходит много времени, это скучно. И мой вопрос, то есть у меня ощущение, что у него испортится, в принципе, отношение к школе именно благодаря вот этим домашним заданиям. И как сделать так, чтобы…
Д.ЗИЦЕР: Вот, внимание, подождите. Внимание, внимание, учителя, сотрудники министерств, департаментов образования, услышьте, пожалуйста, последнюю фразу. Услышьте, пожалуйста, последнюю фразу замечательной Марии из Москвы, которая опасается, что у человека испортится отношение к школе из-за домашних заданий. Тут есть, о чем подумать. Ну, давайте к вопросу. Будем считать, что нас услышали.
МАРИЯ: Ну, вот, собственно, вопрос, как сохранить интерес ребенка к учебе, учитывая объемы домашних заданий? Как вообще к этому относиться?
Д.ЗИЦЕР: Только один, я знаю только один способ в этом возрасте, не знаю другого. Нет, знаю другой, но он менее действенный. Начнем со второго. Второй – это поговорить с учительницей на тему того, что вы сказали мне уже. Теперь, поскольку это способ менее простой, остается способ второй, о котором, немного интриги, Мария, вы узнаете через две минуты.
Так вот, Мария, второе, что мы можем сделать, это сделать нашего ребенка сильнее в тот момент, когда он выполняет домашнее задание. То есть сделать так, чтобы это было хотя бы каким-то удовольствием. А как это сделать, очевидно – сесть рядом с ним.
МАРИЯ: Да, я поняла, хорошо. Спасибо большое. Я, на самом деле, в первом классе была намерена, чтобы он выполнял домашние задания самостоятельно, чтобы привык уже к этой ответственности. А сейчас во втором стало еще больше, и я поняла, что, действительно, мне нужно сесть рядом и просто помочь ему ускорить этот процесс.
Д.ЗИЦЕР: Смотрите, вот я скажу вам. Тем более что человек инкогнито, вы сейчас поймете, почему он хочет остаться инкогнито, пишет мне в этот момент: «Хотите вырастить поколение дебилов? Отмените домашние задания». Три восклицательных знака. Мало, мало, надо больше восклицательных знаков, вы не видны.
Так вот я должен вам сказать, что это какая-то минимальная рефлексия. Ведь домашние задания бывают разные, они по-разному даются. Но вообще-то домашние задания, к сожалению, довольно часто сводятся, ну, к такой вообще-то ненужной работе. Единственная, знаете, причина, я, когда встречаюсь с учителями, и мы обсуждаем это, поверьте мне, мы это обсуждаем много-много, где, с коллегами, главная причина, зачем нужны домашние задания, что мне говорят? Нужно отработать навык, который дан в классе. Ребят, ну, так его и в классе можно отработать, этот навык. А можно придумать такой способ, чтобы человеку было в кайф делать это самое задание.
Я не буду замахиваться в эфире «Маяка» на отмену домашних заданий. Вы и так угадываете, как я, в общем, к ним отношусь. Но я абсолютно точно уверен в том, Мария, что, по сути, вы правы. В тот момент, когда учеба становится горькой, когда человек подозревает, что то, что он делает вообще-то никому не нужно, это можно отвратить его от учебы вовсе.
Теперь, поскольку мы с вами сейчас не устраиваем революцию, мы стараемся сделать так, чтобы ваш сынуля дорогой не потерял это самое удовольствие. Ну, что, ну, садимся рядом и помогаем. Потихонечку при этом, я уверен, что есть разные домашние задания. Я уверен, что среди них есть, я надеюсь, вернее, что среди них есть те, которые удовольствие доставляют. Вот и все. А когда есть проблема, ну, садимся и решаем. Слушайте, вы же помогаете ему, если он кашу начнет варить и не справится сам. Вы же не скажете – давай, будем воспитывать самостоятельность, вари, как есть, хоть ноги себе обвари, но кашу свари.
МАРИЯ: Ну, да, да.
Д.ЗИЦЕР: Вы встанете рядом. И много-много действий человека 7 или 8 лет вы выполните вместе. Вот, собственно, и все. Да?
МАРИЯ: Ну, да, все понятно. Спасибо. Хорошо.