Именно с такой формулировкой Министерство обороны СССР запретило демонстрацию картины «100 дней до приказа». Факт действительно уникальный, ведь на дворе стоял 1990 год и казалось, что никакой правдой на киноэкране уже не удивить, однако режиссеру Хусейну Эркенову это удалось.
Картина стала экранизацией повести известного писателя Юрия Полякова, реалистично рассказывающей об армейских буднях, однако сам фильм мало кому понравился. Не был в восторге от получившегося результата и сам писатель.
Дело в том, что режиссер сильно отошел от первоисточника, насытив сюжет сюрреалистическими сценами и аллегорическими образами, в итоге добиваясь не столько связного развития действия, сколько сильного эмоционального воздействия на зрителей.
В какой-то мере ему это удалось, ведь никто из тех, кто посмотрел ленту, не мог оставаться равнодушным к происходящему на экране. Увиденное производило удручающее впечатление и сегодня воспринимается как чуть ли не образец пресловутой чернухи, подменившей собой реализм в перестроечном кино.
Даже удивительно, как одну из ролей сыграл в фильме бесконечно уважаемый и любимый зрителями Армен Джигарханян. Возможно, ему был близок посыл режиссера рассказать правду, о которой раньше все молчали.
Тем не менее, правда, точнее то, как ее видел и понимал режиссер, зрители в большинстве своем не приняли, равно как и претензии режиссера на новое слово в киноязыке.
Однако у фильма был один несомненный козырь, который обеспечил ему повышенное зрительское внимание. Это участие в картине молодой актрисы Елены Кондулайнен. Елена начала сниматься еще в конце восьмидесятых и быстро приобрела армию поклонников. Ее называли русской Мэрилин Монро и советской Марлен Дитрих, но именно эта картина сделала ее всесоюзной звездой.
По сути в фильме Елена сыграла сразу две роли – вполне реального капитана Советской Армии, и некий аллегорический персонаж, которые принято считать самой Смертью.
Вот именно с появлением этого образа и связаны самые обсуждаемые сцены картины, ведь Елена показала себя в них во всей красе, наслаждаться которой не мешало ничего.
Экранный образ предопределил актерскую судьбу актрисы, ведь на протяжении всей карьеры режиссеры неизменно отталкивались от ее внешних данных.
А как вы считаете, насколько справедливым был запрет фильма? Стоило ли это делать или в 1990 году уже ничего нельзя было изменить? Жду ваши ответы в комментариях. А за ❤ огромное спасибо!
Читайте также: 2 мощных, но очень жестоких советских фильма