Школа. Один из важных этапов в жизни каждого человека. Непревзойдённый по своей значимости и дальнейшему влиянию на судьбу.
В школу я пошла рано. Мне было 6 лет. Брать меня никто не хотел, но кто бы их спрашивал!
Ничтоже сумняшеся я заявила, что хочу учить немецкий язык. Мамин близкий друг был полиглотом и переводчиком. Говорил бегло на 5 европейских языках. Послушав его я уверенно и твердо выбрала немецкий. Мне понравились его интонации, ритмика, придыхание и грассирование. Это вам не мяуканье английского или французский щебет. Понравился ещё испанский. Но маме было удобнее возить меня в немецкую школу. Туда мы и отправились поступать.
Читала я к тому моменту бегло и с мелкой моторикой тоже всё было нормально. Памятью Господь не обидел. О конкурсе ни я, ни мама даже не думали. Был конец августа. Классы были набраны и сформированы, как выяснилось позднее.
Школа мне понравилась сразу. Четырёхэтажное кирпичное здание довоенной постройки. С большим школьным двором, своим яблоневым и вишнёвым садом. Железная калитка открывала вход в этот волшебный мир. Между палисадником, с цветущими астрами и золотыми шарами, с низеньким, по колено, заборчиком сада вела дорожка. Крыльцо с круглыми колоннами и высоченная дверь с витой медной, отполированной до блеска, ручкой. За крыльцом сад растекался, заполняя собой пространство. Рядом мини-стадион на школьном дворе и современный, недавно пристроенный, спортзал.
Мама с трудом открыла дверь. Сама я смогла это делать только классе в пятом. До того открывали старшеклассники, учителя или родители. Если никого не было рядом, то наваливались втроем, и она нехотя поддавалась.
Меня сразу поразил запах! Школа пахла мастикой для полов! У нас дома и у бабушки с дедушкой паркетный пол натирался восковой мастикой. Затем полировался. Та еще работа, скажу я вам! Если у дедушки с бабушкой был электрополотёр, с тремя вращающимися круглыми щетками, то у нас такой роскоши не было. Полировалось всё ручками и ножками. На ноги надевались овальные щетки с короткой щетиной и на них я каталась по натертому мастикой полу. Мама натирала одной ногой, описывая ей полукруг.
Знакомый запах меня порадовал.
Мы прошли в приёмную директора школы. Нас встретила величественная дама. Статная, Очень полная. В черном атласном платье в пол. На воротничке и манжетах длинных рукавов, кружево. Сердоликовая камея у самого горла крепила жабо. Очки и английский пучок с напуском. Очень приятного тембра голос. Нас пригласили пройти и сесть. В Веру Яковлевну я влюбилась сразу. Настолько она была необычной.
Не помню, о чём она беседовала с мамой. Я была поглощена изучением кабинета. Стол покрыт зелёным сукном и стеклом. Папки, бумаги. Телефонный аппарат. Письменный прибор с фигурками медведицы и медвежат. Тяжелые кресла с зелёной бархатной обивкой. Застеклённые книжные шкафы. Напольные часы с круглым циферблатом и ажурными латунными стрелками Тяжелые гири на цепях за стеклом. Плотные бархатные шторы на окне. Невероятным было всё.
От созерцания меня оторвал вопрос. Что я умею делать и хочу ли в школу. Да! В школу хочу. Хочу учить немецкий язык. Сказала как меня зовут, где живу. Что в сад не ходила, потому, что часто болею. Назвала всю известную мне родню и кто кому кем приходится.
Умею ли читать? Конечно же умею!
Вера Яковлевна протянула мне знакомую детскую книжку. Ушинский "Бишка". Такая у меня была. Я открыла и начала читать:
«А ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написано!»
Понюхала собачка книжку да и прочь пошла. «Не моё, — говорит, — дело книги читать; я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу, поноску тащу — будет с меня и этого».
Глаза Веры Яковлевны заметно округлились.
-А дальше?
-Дальше "Уточка".
И я свободно продолжила излагать следующий рассказ. Вера Яковлевна остановила. Перевернула страницу и предложила прочесть ещё один рассказ. "Петушок".
Нет проблем! Книгу я знала наизусть.
Меня ничуть не смущало то, что она была на немецком!
На вопрос, все ли буквы мне знакомы, ответила, что не все. Но я знаю, какие должны быть.
Вера Яковлевна предложила мне ещё пару книг. Читала я бегло и выразительно.
Посчитала для неё до ста и обратно. Рассказала "Бородино" и "Мороз-воевода".
Что сказать.. В школу меня приняли. Я очень понравилась моей будущей учительнице Лидии Николаевне.
Дня через три наступил мой первый учебный день. Коричневая школьная форма. Белый фартук и белые банты в косичках. Портфель и букет гладиолусов, чуть меньше меня ростом. Шумная линейка. Старшекласник, в серой форме, подхвативший девочку с колокольчиком. Песни из репродуктора. Море улыбок, букетов. Алые галстуки, белые банты и фартуки. Всё так нарядно и так необычно!
Через год наша чудесная учительница ушла на пенсию. Объединили два класса. Отсев был очень большой. Требования жёсткие. Со второго класса по 5-6 уроков. 5 часов немецкого в неделю.
Лидия Николаевна пришла на наш последний звонок. Принесла нам листочки с нашими самыми первыми школьными работами. К каждой прилагался рисунок и две тоненькие тетради. Прописи в косую линейку и арифметика в клеточку. Все эти годы она хранила их, чтобы вручить нам. В моих все поля были изрисованы принцессами, осликами, цветами и зАмками. Писала я быстро и времени оставалось достаточно. И на память от Лидии Николаевны:"Опять рисовала в прописях!"
А что вы помните о начале школьной жизни? Об учителях и одноклассниках. Достижениях и шалостях.
Автор Отстрелила лису хвост.
#школа #учитель #воспоминания