Найти в Дзене

AUKUS. Взгляд австралийского стратега

Нельзя кончать неделю без хотя бы крохотной щепотки аналитики и серьезности. В этот раз в качестве таковой у меня для вас размышления руководителя австралийского центра стратегических и оборонных исследований колледжа Азии и Тихого океана Брендана Сардежнта. Это не просто какой-то там исследователь, он в 2013-2017 годах был помощником министра обороны Австралии. А если Австралия, то что? Конечно же речь про новый союз между США, Великобританией и Австралией. AUKUS. Аналитик размышляет на тему того, зачем Австралии этот союз нужен и чем он для нее так важен. И первая же его мысль – мы можем поглубже без мыла…. Ну почти. Глубже, интегрироваться в стратегические и оборонные планы США, вот. Что там с Великобританией будет – неизвестно. Да и какая она сверхдержава. А вот США! Правда, отмечает он, соглашение изменит взаимоотношения между Австралией и державами индо-тихоокеанского региона. А им всем придется определяться по отношению к конкуренции между Китаем и США, лишь нарастающей со време
Все хотят подлодку, а некоторые - так даже и не одну
Все хотят подлодку, а некоторые - так даже и не одну

Нельзя кончать неделю без хотя бы крохотной щепотки аналитики и серьезности. В этот раз в качестве таковой у меня для вас размышления руководителя австралийского центра стратегических и оборонных исследований колледжа Азии и Тихого океана Брендана Сардежнта. Это не просто какой-то там исследователь, он в 2013-2017 годах был помощником министра обороны Австралии.

А если Австралия, то что? Конечно же речь про новый союз между США, Великобританией и Австралией. AUKUS.

Аналитик размышляет на тему того, зачем Австралии этот союз нужен и чем он для нее так важен. И первая же его мысль – мы можем поглубже без мыла…. Ну почти. Глубже, интегрироваться в стратегические и оборонные планы США, вот. Что там с Великобританией будет – неизвестно. Да и какая она сверхдержава. А вот США!

Правда, отмечает он, соглашение изменит взаимоотношения между Австралией и державами индо-тихоокеанского региона. А им всем придется определяться по отношению к конкуренции между Китаем и США, лишь нарастающей со временем и обостряющейся в перспективе. Но Австралия свой выбор сделала – вместе с Японией и Индией она вошла в союз QUAD, в котором тоже США верховодят.

Буквально недавно – в сентябре, высокие чины этого союза (в основном – военные) опять встречались и обсуждали всякое. Учения проводили совместные. Так что определенность уже есть.

Однако нет бочки меда без ложки дегтя. Сарджент напоминает, что теснее взаимодействовать США без большей подчиненности руководящим и направляющим посылам из Вашингтона едва ли удастся – надо это понять и действовать сообразно. Кроме того, по его словам, кинуть Францию с проектом строительства подлодок было лишь половиной дела – ведь правда построить атомный подводный флот, даже с помощью США – самый сложный проект, который Австралия когда-либо предпринимала. И у него будут последствия.

Еще мне понравилась формулировка «смена подрядчика для постройки новых атомных подлодок и более тесная связь Австралии с США отвечают преемственной австралийской стратегической политике». Вроде бы все верно, и сказал банальность, но что-то в этом занятное есть. А, дальше там говорится, что союз AUKUS подразумевает веру в США как гаранта безопасности и порядка в регионе Индийского и Тихого океанов.

Вот только Сарджент оговаривается, что у США сейчас самих очень большие проблемы и их мировое лидерство оспаривается. Что действительно будет с ролью Вашингтона в двух океанах – еще совсем не предопределено, потому Австралии придется действовать, исходя из стратегической неопределенности, подытоживает он.

А еще все время лейтмотивом его выступления звучит «что же делать с Китаем?». Ну, он не другой деятель. Который тут на днях заявил, что Австралия приобретет кучу подлодок чтобы устрашать Китай. Китай прямо сразу устрашился.

Только вот будут ли лодки и когда – еще большой вопрос, а выводы в Пекине уже сделали. И будут делать дальше. Так что действительно, за преемственность стратегической политики придется платить. И вполне возможно – очень дорого. Но если из Вашингтона сказали «Надо» - что делать, приходится соглашаться.