Найти в Дзене

ЗИЛ 130 вернулся! Их сейчас массово покупают, дорабатывают и снова используют. Расскажем почему ...

Оглавление

ЗИЛ 130 - легендарный автомобиль Московского автомобильного завода имени Лихачева. Их произвели около 3,5 млн штук! В них был заложен тройной ресурс. В СССР думали о долговечности автомобилей, рыночные правила с закладкой одного ресурса, как сейчас, даже не брались для рассмотрения. При проектировании любого автомобиля.

ЗИЛ 130 базовый с измененной решеткой капота после модернизации 1980 года. Выпускали до 1994 года
ЗИЛ 130 базовый с измененной решеткой капота после модернизации 1980 года. Выпускали до 1994 года

Для сравнения ГАЗ 66 был произведен в количестве чуть менее 1 млн штук. Кто обращал внимание - тех же ГАЗ 66 довольно много колесит по нашим дорогам и бездорожью.

ЗИЛ 130 с новой кабиной. С 1985 года. Их выпустили около 500 тыс штук
ЗИЛ 130 с новой кабиной. С 1985 года. Их выпустили около 500 тыс штук

Просто огромное количество видео на Ютубе снимается про их ежедневные будни и подвиги. Как в коммерческом пользовании, так и для выездов на природу.

для перевозки лошадей - для Олимпиады 1980 года в Москве
для перевозки лошадей - для Олимпиады 1980 года в Москве

Подробнее о заводе ЗИЛ и истинных причинах его исчезновения см здесь: ЗИЛ. История завода и его исчезновения.

  • Казалось бы, в чем причина такой популярности в наши дни?

Краткий обзор Зил 130

Давайте для понимания - кратко посмотрим на характеристики данной машины. Автомобиль пошел в производство в далеком 1964 году.

-4

Постоянно совершенствовался. Узлы с каждым годом получали прибавку в ресурсе.

Модели ЗИЛ с новыми дизелями ЗИЛ 645 пошли с 1987 года. Рама была длинее, грузоподъемность выше и равнялась 7-8 тонн
Модели ЗИЛ с новыми дизелями ЗИЛ 645 пошли с 1987 года. Рама была длинее, грузоподъемность выше и равнялась 7-8 тонн

Он пришел на смену морально устаревшему ЗИЛ 164. Получил новую широкую кабину на 3 места. Впервые в СССР панорамное ветровое стекло с великолепным обзором.

Предшественник - ЗИЛ 164 (он же первый грузовик FAW в Китае)
Предшественник - ЗИЛ 164 (он же первый грузовик FAW в Китае)

Единую приборную панель, как в легковых автомобилях с удобно читаемыми показаниями приборов.

А дальше ещё интереснее: впервые гидроусилитель руля и синхронизаторы на всех пяти передачах как переднего, так и заднего хода!

опытный дизельный тягач с удлиненным капотом
опытный дизельный тягач с удлиненным капотом

В классических Жигулях задняя передача до самого конца выпуска была без синхронизаторов. Отчего включалась не сразу, надо было ждать остановки валов в КПП.

ЗИЛ 131 - полноприводный вариант ЗИЛ 130 на 3-х мостах
ЗИЛ 131 - полноприводный вариант ЗИЛ 130 на 3-х мостах

А на ГАЗ 53 до самого конца выпуска было 4 передачи вперед и одна назад. И синхронизаторы только на 2, 3, 4. Гидроусилителя руля там никогда не было. Только на ГАЗ 66.

Опытный двухосный полноприводный ЗИЛ 130 с узлами от ЗИЛ 131
Опытный двухосный полноприводный ЗИЛ 130 с узлами от ЗИЛ 131

В итоге постоянно приходилось дважды выжимать сцепление: для выключения и включения передачи. При элементарном переключении, скажем с 1 на 2-ю. По крайней мере на той же переходной модели ГАЗ 52 - на всех передачах был двойной выжим.

Современный полноприводный двухосный
Современный полноприводный двухосный

Преимущества ЗИЛ 130

В итоге ЗИЛ идеально себя чувствовал в пробках, в городе. Мог спокойно плестись на любой передаче. Даже на первой, которая была предназначена только для троганья полностью груженой машины с места.

В принципе всегда можно юыло сразу трогаться со второй передачи.

Молодой дизайнер Эрик Сабо великолепно поработал над внешностью автомобиля. Получилися запоминающийся внешний и внутренний вид.

Управление простейшее. Тормоза пневматические, никогда не подведут. Любая утечка (свищ) слышна на слух. Кроме того, давление на шкале приборов подскажет насколько сильна утечка. В переднем или заднем контуре. Если утечка слишком большая - тормоза самоблокируются и автомобиль просто дальше не поедет. Хорошая защита от дурака.

опытный дизельный вариант с удлиненным капотом и выгрузкой кузова на 3 стороны
опытный дизельный вариант с удлиненным капотом и выгрузкой кузова на 3 стороны

В кабине всегда тепло. При необходимости устанавливается второй радиатор печки в кабине. Что увеличивает количество тепла в салоне. Был и северный вариант автомобиля с двойными стеклами и подогревателем двигателя.

Вид капота до 1980 года
Вид капота до 1980 года

Боковые форточки создают отличную вентиляцию на ходу при любой жаре. Встречный поток воздуха ими направляется в кабину. При современном уровне развития агрегатов без проблем можно установить кондиционер. Штатно они никогда не ставились. Хотя на этот же форсированный вариант мотора ставили кондиционеры на правительственные легковые версии ЗИЛ.

ЗИЛ 111
ЗИЛ 111

Сердце автомобиля

Собственно мотор ЗИЛ 130 достался от правительственных вариантов ЗИЛ 115 и ЗИЛ 117. Только в дефорсированном варианте под 72 или 76 бензин.

ЗИЛ 115
ЗИЛ 115

Сейчас их заправляют 80-м. В те времена литр бензина в прямом смысле слова стоил копейки. Каких-то 30 плюс-минус копеек за литр. Никто его в нефтедобывающей стране не считал.

ЗИЛ кабриолет - для проведения парадов
ЗИЛ кабриолет - для проведения парадов

Аппетит у машины, как и всех бензиновых грузовиков мира того периода был приличный - порядка 35 литров на сотню пробега. В зависимости от условий дороги и загрузки автомобиля.

ЗИЛ117
ЗИЛ117

Средняя скорость была порядка 70 км/ч. Мотор при этом массово до 90% случаев ставился бензиновый 4-х тактный, 8-ми цилидровый, V-образный.

Последний легковой ЗИЛ. Не пошел в серию
Последний легковой ЗИЛ. Не пошел в серию

Был и дизельный вариант аналогичного мотора. В основном они шли на экспорт, в страны Европы. Где тогда массово ради экономии переходили на дизели.

Вид капота после 1980 года
Вид капота после 1980 года

В Европе до сих пор основная часть нефти добывается в Румынии, остальная привозная из Персидского залива стран ОПЕК и из России, до сих пор. Есть немного в Северном море. Добывают Норвегия и Англия. Но ее там мало - скорее так, на всякий случай при краткосрочных перебоях с поставками.

опытный вариант, бензиновый, с подъемной осью - для экономии износа резины
опытный вариант, бензиновый, с подъемной осью - для экономии износа резины

Поставлялся автомобиль на экспорт в десятки стран мира. Во все страны соцлагеря. В тех же Восточной и Западной Германии до сих пор каждый год проводится слет любителей советской техники. Они огромными колоннами едут через всю страну. Устраивают массовые народные гуляния, встречи с поклонниками. Бережно за ними следят. Вся техника в состоянии как вчера с завода.

Во всех странах СНГ, особенно в южных, таких как Украина и бывшие республики средней Азии - ЗИЛ 130 король дорог до сих пор.

ЗИЛ 133 3-х осный, привод на две задние оси, бензиновый
ЗИЛ 133 3-х осный, привод на две задние оси, бензиновый

Как-то приводилась статистика по грузовикам в России. Самое интересное, что во владении до сих пор находится ЗИЛ в 40% случаях из 100 возможных по всем видам грузовиков!

опытный дизельный тягач с большим спальником и высокой крышой кабины
опытный дизельный тягач с большим спальником и высокой крышой кабины

Чем он лучше других?

Что и не удивительно. Надо ещё поискать машину с такими параметрами, которые в нее заложили гениальные конструкторы и инженеры завода. Стоил ЗИЛ 130 чуть дороже ГАЗ 53. Кто на него садился после Газона, не хотел с него слазить.

опытный вариант с откидным капотом и уже дизельным мотором ЯМЗ 740 (будущий КАМАЗ 740)
опытный вариант с откидным капотом и уже дизельным мотором ЯМЗ 740 (будущий КАМАЗ 740)

Ибо все в нем просто и удобно. Конструкция как у Газона, но все доведено до ума и ресурс в 1,5 раза больше. Меньше ломается, меньше устаешь в дороге, больше везет. Разве что немного медленнее едет. Но это мелочи. Царство места. Всегда можно лечь и передохнуть в пути.

Если и пересаживались на КАМАЗ (МАЗов и КРАЗов в центральной России почти не было, разве что в виде кранов), то только из-за того, что они везли больше и соответственно зарплата на них была выше. Но на них так трясло по грунтовым дорогам.

Такого капота в Росии до сих пор ни у кого нет - обслуживай с любой стороны. А можно и совсем снять. При этом пассажиры с подогревателем салона - всегда в тепле. Кабину откидывать не нужно, ничего по салону не катается во все стороны. Двери широкие, вход и посадка выше всех похвал
Такого капота в Росии до сих пор ни у кого нет - обслуживай с любой стороны. А можно и совсем снять. При этом пассажиры с подогревателем салона - всегда в тепле. Кабину откидывать не нужно, ничего по салону не катается во все стороны. Двери широкие, вход и посадка выше всех похвал

Большинство дорог стали асфальтовыми только к 1990-2000 годам. Поэтому многие водители в кабинах над колесом от тряски страдали расстройствами пищеварения. Плюс раннее появление грыжи позвоночника.

Опытный полноприводный для сельской местности
Опытный полноприводный для сельской местности

На капотном ЗИЛ 130 было гораздо приятнее ездить по разбитым дорогам. Меньше трясло за колесом.

Последние версии были с пластиковыми капотами
Последние версии были с пластиковыми капотами

Кому ЗИЛ стал отцом?

До наших времен огромное количество ЗИЛ 130 сохранилось на складах хранения автобаз, автоколонн. В госрезерве и в армии. Откуда их постепенно распродают. Заменяя современным машинами.

Мелкосерийное производство. Полный привод, дизель, закабинный спальник на двоих
Мелкосерийное производство. Полный привод, дизель, закабинный спальник на двоих

Закончили автомобиль производить в Москве уже с новой с ещё более удобной кабиной осенью 2016 года. А на серийном заводе в Новоуральске (недалеко от Челябинска и Миасс - где производится сын ЗИЛа - нынешний УРАЛ, куда часть завода эвакуировали в 1942 году) - в 2013 году.

Такие большие спальники разве что на МАЗах были. Больше ни у кого
Такие большие спальники разве что на МАЗах были. Больше ни у кого

Причем в Новоуральске параллельно аж до 1994 года производили ЗИЛ 157! Из-за того, что не было реальной сопостовимой ему замены для проходимости по болотам и лесам.

ЗИЛ 157
ЗИЛ 157

Нынешние автобусы ЛИАЗ - это тоже бывшее производство автобусов ЗИЛ, вынесенное в подмосковное Ликино.

Кроме того, моторы ЗИЛ 130 после форсировки с 150 до 180 л с - достались первым бензиновым УРАЛ 375. А также оба львовским автобусам ЛАЗ.

Автобус ЗИЛ - будущий ЛИАЗ
Автобус ЗИЛ - будущий ЛИАЗ

Завод ЗИЛ при эвакуации 1942г также дал жизнь нынешнему заводу УАЗ в Ульяновске.

Уже в 1950-е годы была построена полная копия завода ЗИЛ в Китае - нынешняя международная компания FAW, производит и грузовики и легковые автомобили.

Первый бескапотный вариант ЗИЛ 130 1967 года - для города. Не одобрили в производство. Сделано по опыту КАЗ - филиал ЗИЛ в Кутаиси, Грузия
Первый бескапотный вариант ЗИЛ 130 1967 года - для города. Не одобрили в производство. Сделано по опыту КАЗ - филиал ЗИЛ в Кутаиси, Грузия

В кого переродился ЗИЛ сегодня?

А сам завод ЗИЛ по постановлению Правительства СССР превратился в нынешний КАМАЗ. Да, это не шутка. Именно на ЗИЛ за счет прибыли с массовой успешной по всему миру продажи ЗИЛ 130, заработали столько средств прибыли. Что на эти средства создали всю линейку будущих КАМАЗ. Изначально это была модель ЗИЛ 170 (будущий Камаз 5320).

ЗИЛ 170 - базовая модель всех будущих КАМАЗов
ЗИЛ 170 - базовая модель всех будущих КАМАЗов

А позже известные всем: КАМАЗ бортовый 5320 (10 тонн), 53212 (12 тонн), самосвалы 5511 (9 тонн), 55111 (11 тонн), тягач 5410 и даже полноприводный 4310 (на 6 тонн груза). Тогда же создали и двухосные автомобили, но их отложили на потом.

Двухосный тягач ЗИЛ
Двухосный тягач ЗИЛ

Предполагалось, что завод завершит производство ЗИЛ 130 и переедет в Набережные Челны в полном составе.

Опытный вариант с рамой и мостами от Татра
Опытный вариант с рамой и мостами от Татра

Неожиданный поворот событий и новая жизнь

Но потребности войны в Афганистане 1979-1989 гг, потребовали срочные поставки большинства дизельных машин именно туда. Опять же частые потери машин при обстрелах и на минах. Плюс повышенный износ на местных дорогах.

Версия для МЧС. Привод 6 на 6, передняя и задняя оси - поворотные. Ничего подобного в России до сих пор никто не производит. Проходимость как на гусеницах. На брюхо не садится
Версия для МЧС. Привод 6 на 6, передняя и задняя оси - поворотные. Ничего подобного в России до сих пор никто не производит. Проходимость как на гусеницах. На брюхо не садится

Там всю бензиновую технику из-за горючести и взрывоопасности заменили на дизельную. Повысились шансы выживания солдат. Плюс успешный экспорт КАМАЗ как передового грузовика мира того времени и приличные на этом заработки валюты для казны.

Это тоже ЗИЛ 132 - для работы на полном бездорожье. Детище спецКБ Грачева при ЗИЛе
Это тоже ЗИЛ 132 - для работы на полном бездорожье. Детище спецКБ Грачева при ЗИЛе

В качестве компенсации затрат на возведение основного завода сборки, плюс двигателей, плюс смежных производств. Опять же прибыли в казну государства.

Все это привело к тому что ЗИЛ 130 продолжили выпускать для внутренних потребностей страны. Он превратился в ЗИЛ 4331: получил новую просторную кабину, дизельный двигатель ЗИЛ 645 и продолжил свою историю.

Собственный дизельный мотор ЗИЛ 645 многотопливный, рассчитан на установку турбины и охлаждения наддувочного воздуха. Производился на двухзаводах: в Тутаево и Новоуральске. У последнего качество сборки было лучше.
Собственный дизельный мотор ЗИЛ 645 многотопливный, рассчитан на установку турбины и охлаждения наддувочного воздуха. Производился на двухзаводах: в Тутаево и Новоуральске. У последнего качество сборки было лучше.

Что пошло не так и что можно было сделать?

А дальше будут 1990-е и определенные шаги правительства Москвы. Которые поставят точку в истории завода.

Выше видео про ЗИЛ с новой кабиной и родным заводским дизелем ЗИЛ 645 + откидная спальная полка в салоне.

Главной ошибкой всех, кто участвовал в закрытии завода была недальновидность. Вместе с закрытием - умерли филиалы от отсутствия новаторств и доработок от московского центрального КБ ЗИЛ с его первоклассными конструкторами, технологами и инженерами из московских учебных заведений, плюс центрального института автопрома - НАМИ и полигона под городом Дмитров.

Просто огромный спальник, дизель и грузоподъемность в 10 тонн
Просто огромный спальник, дизель и грузоподъемность в 10 тонн

Заложившими тройную надежность в ЗИЛ 130. Прекратили существование 16 заводов смежников! А это под 100 тысяч рабочих мест, налоги и средства на развитие этих городов. Вскоре загнулся и завод-дублер в Кутаиси с его великолепной последней уникальной машиной, родом из НАМИ.

Колоссальные потери в истории страны! Хотя завод всего - навсего можно было вынести на любой из его 16 филиалов (Смоленск, Рославль, Рязань, Мытищи, Новоуральск и так далее).

Где и затраты ниже. И есть региональные ВУЗы по подготовке всех необходимых специалистов. Тот же серийный завод ЗИЛ в г Новоуральск, а рядом мощнейший промышленный кластер кучи промпредприятий и учебных заведений Челябинска и Миасс с его УРАЛом (для тяжелых дорог севера).

Сборка ЗИЛов в Саратове
Сборка ЗИЛов в Саратове

Потребности в среднетоннажнике ЗИЛ 130 грузоподъемностью 4-8 тонн никуда не делись. Ни тогда, ни сейчас. ГАЗ 53 возил до 4 тонн. А Камаз от 8 тонн.

Сейчас дизельный ГАЗон Next и двухосные КАМАЗы и МАЗы заняли эту нишу. К вопросу о том, что для ЗИЛ не было работы. Была всегда. В сельском хозяйстве с их разбитыми дорогами он просто незаменим до сих пор с учетом низкой цены автомобиля.

Опять же вся коммунальная сфера с узкими дворами и проездами. Ремонтники дорог, фермеры, частники и коммерсанты, мелкий бизнес (типа привоз стройматериалов, сыпучих песок, щебень, перегной и т.п.) и любые местные малые оганизации.

Ни чуть не хуже КАМАЗ, везет столько же и больше, а трясет водителя меньше
Ни чуть не хуже КАМАЗ, везет столько же и больше, а трясет водителя меньше

В ЗИЛ 130 на минуточку стоит мотор типа 3uz - как бензиновый на Тойоте Лэнд Круйзер на 8 цилиндров. Их сотни тысяч на дорогах мира, если не миллионы. И никто там расходом бензина не заморачивается. Эти б\у моторы даже ставят в ПАЗы, те же ЗИЛ и ГАЗ, а также джипы Ровер. Давая им дополнительную мощь и вторую жизнь.

ЗИЛ 135 из КБ конструктора Грачева, полный привод, поворотные передняя и задняя оси
ЗИЛ 135 из КБ конструктора Грачева, полный привод, поворотные передняя и задняя оси

На ЗИЛе ещё в СССР поступили мудрее. Если на дизельные разработки денег не давали, то взяли и поставили пропан и бутан.

ЗИЛ 130 на пропане. Были варианты и на метане с множеством баллонов в ряд под кузовом
ЗИЛ 130 на пропане. Были варианты и на метане с множеством баллонов в ряд под кузовом

Карбюратор был слабым звеном - пропускал неприятные запахи в салон. Сейчас же за каких-то 30-50 тыс руб туда на двигатель ставят два инжектора от ВАЗа и всё ездит экономнее, тише и быстрее, плюс мощнее. Из-за точного дозирования впрыска с помощью двух настраиваемых ЭБУ Январь под любые параметры.

А если бы даже этому бензиновому мотору сделать доработку головки блока цилиндров, то он бы и сегодня был современным, даже на бензине. С повышенной мощностью и сокращением расхода бензина.

Где сегодня ЗИЛ 130 обретает новую жизнь?

Опять же ставят б/у дизели от схожих по массе грузовиков Мерседес, Тойота, Исузу. А самый массовый случай - мотор от трактора Беларус мощностью от 80 до 159 л с. В штаном бензиновом было 150 л с.

В наше время БМЗ - Белгородский моторный завод взялся за производство и установку в любые ЗИЛ 130, 131 и их аналоги моторов СМД - от тракторов и комбайнов типа СК-5 НИВА и ДОН 1200, 1500. Они заведомо тише, мощнее и экономнее чем ММЗ Д-245 (от Беларуса). На сайте БМЗ - все наглядно. Заходите и смотрите. Или на видео ниже.

В чем же секрет современного успеха ЗИЛ 130? Как ни странно - это современнный финансовый кризис. Вы сейчас ГАЗОН Next дешевле 5 млн руб не купите. Да он новый и дизельный. А двухосный КАМАЗ или МАЗ ещё дороже.

Когда в 1996 сгорел завод двигателей КАМАЗ и их не продавали. ЗИЛ выручил - делал версию с такими же параметрами по грузоподъемности и с форсированным турбированным мотором ЯМЗ 236
Когда в 1996 сгорел завод двигателей КАМАЗ и их не продавали. ЗИЛ выручил - делал версию с такими же параметрами по грузоподъемности и с форсированным турбированным мотором ЯМЗ 236

Но фишка в том, что новенькие ЗИЛы с хранения с тройным ресурсом стоят не более 300-500 тыс руб!!! Вы новую легковую за такие деньги не купите, никакую.

И такие конструкторами предлагались, со спальником, но руководство завода в серию не одобрило
И такие конструкторами предлагались, со спальником, но руководство завода в серию не одобрило

Ещё добавляете 100-300 тыс руб на приведение автомобиля в порядок. Плюс по желанию установка двух инжекторов, перевод на пропан или метан. И у Вас получается дешевый новый грузовик с тройным ресурсом на дешевом топливе.

дизельный с турбомотором ЯМЗ 236, полноприводный, грузоподъемностью от 10 тонн
дизельный с турбомотором ЯМЗ 236, полноприводный, грузоподъемностью от 10 тонн

Ни один новый грузовик такого же тоннажа за всю свою жизнь не сравняется по общим затратам на содержание ЗИЛ 130. Плюс куча дешевых запчастей, которые до сих пор производятся. Многое подходит от родственных УРАЛов 375 и 4320.

Выпускался малыми партиями, дизельный со спальником на двоих. заднеприводный
Выпускался малыми партиями, дизельный со спальником на двоих. заднеприводный

ЗИЛ 130 с хранения за всю свою жизнь со всеми расходами на топливо - газ (или после замены мотора - дизель) даже не приблизится к стоимости самого дешевого ГАЗон Next. Вот такой порадокс его современной популярности во всей России и странах СНГ!

О сколь велики и умны были конструкторы ЗИЛ 130. Когда создавали столь уникальный автомобиль вне времени. Знали бы они что в эпоху финансового кризиса 2021 года их автомобиль получит второе дыхание и вторую волну успеха.

Удлиненная версия ЗИЛ 133ГЯ дизельный - на базе ЗИЛ 130. Мотор ЯМЗ-740 был разработан именно для него - будущий КАМАЗ 740
Удлиненная версия ЗИЛ 133ГЯ дизельный - на базе ЗИЛ 130. Мотор ЯМЗ-740 был разработан именно для него - будущий КАМАЗ 740

Довольно много ЗИЛов продают на сайте Росрезервы.РФ. Ежегодно снимают с хранения и продают. И ещё долго будут продавать, вплоть до последних партий 2013-2016 гг выпуска.

Опять же открытые распродажи - торги из самой армии, ежегодно в той же Кубинке и парке Патриот в Подмосковье. Но там аукцион, заполнение бумаг на участие, обязательно залог.

Творчество народных умельцев из ЗИЛ 133ГЯ с новой кабиной и огромным спальником, переделка в тягач
Творчество народных умельцев из ЗИЛ 133ГЯ с новой кабиной и огромным спальником, переделка в тягач

Проще переплатить 50 тыс руб и купить готовый вариант с документами у перекупщиков, которые их массово скупают на армейских торгах. Дорабатывают, меняют сальники, прокладки, обновляют все фильтра и жидкости и продают.

Последняя мелкосерийная модель ЗИЛ на базе агрегатов ЗИЛ 130
Последняя мелкосерийная модель ЗИЛ на базе агрегатов ЗИЛ 130

Заключение

Вечная память и слава всем работникам завода ЗИЛ за их великий подвиг в создании легендарного автомобиля ЗИЛ 130!

Последняя версия ЗИЛ 130 с новой кабиной, пластиковым капотом и мотором от трактора Беларус - ММЗ Д-245. То чего сейчас крайне не хватает в сельской местности. Простота, надежность, ремонтопригодность и дешевый сам по себе
Последняя версия ЗИЛ 130 с новой кабиной, пластиковым капотом и мотором от трактора Беларус - ММЗ Д-245. То чего сейчас крайне не хватает в сельской местности. Простота, надежность, ремонтопригодность и дешевый сам по себе

Также на базе агрегатов ЗИЛ 130 были созданы гоночная модель и "Синия Птица" (плавающий) - для поиска и доставки космонавтов с мест их приземления в центр подготовки космонавтов. Оба на фото ниже.

-50

Столь же ратный подвиг - это НИВА и УАЗ, которые также до сих пор в производстве. Ибо за их цену нет замены нигде в мире. Они и сейчам очень популярны в бывших южных республиках СССР и странах Восточной Европы. Особенно в сельской местности, для которой они и создавались.

Инженеры СССР не думали о выгоде от продаж созданных ими автомобилей. Они думали о том, как насытить огромную страну и все дружественные страны надежными и долговечными автомобилями. Дешевыми по цене и в эксплуатации.

Опытный вариант
Опытный вариант

Вечная им слава. У них есть чему поучиться, даже в наше время, особенно системному мышлению и системному подходу. А не сиюминутной выгоде.

Напишите в комментариях, что Вы думаете о ЗИЛ 130?