ЗИЛ 130 - легендарный автомобиль Московского автомобильного завода имени Лихачева. Их произвели около 3,5 млн штук! В них был заложен тройной ресурс. В СССР думали о долговечности автомобилей, рыночные правила с закладкой одного ресурса, как сейчас, даже не брались для рассмотрения. При проектировании любого автомобиля.
Для сравнения ГАЗ 66 был произведен в количестве чуть менее 1 млн штук. Кто обращал внимание - тех же ГАЗ 66 довольно много колесит по нашим дорогам и бездорожью.
Просто огромное количество видео на Ютубе снимается про их ежедневные будни и подвиги. Как в коммерческом пользовании, так и для выездов на природу.
Подробнее о заводе ЗИЛ и истинных причинах его исчезновения см здесь: ЗИЛ. История завода и его исчезновения.
- Казалось бы, в чем причина такой популярности в наши дни?
Краткий обзор Зил 130
Давайте для понимания - кратко посмотрим на характеристики данной машины. Автомобиль пошел в производство в далеком 1964 году.
Постоянно совершенствовался. Узлы с каждым годом получали прибавку в ресурсе.
Он пришел на смену морально устаревшему ЗИЛ 164. Получил новую широкую кабину на 3 места. Впервые в СССР панорамное ветровое стекло с великолепным обзором.
Единую приборную панель, как в легковых автомобилях с удобно читаемыми показаниями приборов.
А дальше ещё интереснее: впервые гидроусилитель руля и синхронизаторы на всех пяти передачах как переднего, так и заднего хода!
В классических Жигулях задняя передача до самого конца выпуска была без синхронизаторов. Отчего включалась не сразу, надо было ждать остановки валов в КПП.
А на ГАЗ 53 до самого конца выпуска было 4 передачи вперед и одна назад. И синхронизаторы только на 2, 3, 4. Гидроусилителя руля там никогда не было. Только на ГАЗ 66.
В итоге постоянно приходилось дважды выжимать сцепление: для выключения и включения передачи. При элементарном переключении, скажем с 1 на 2-ю. По крайней мере на той же переходной модели ГАЗ 52 - на всех передачах был двойной выжим.
Преимущества ЗИЛ 130
В итоге ЗИЛ идеально себя чувствовал в пробках, в городе. Мог спокойно плестись на любой передаче. Даже на первой, которая была предназначена только для троганья полностью груженой машины с места.
В принципе всегда можно юыло сразу трогаться со второй передачи.
Молодой дизайнер Эрик Сабо великолепно поработал над внешностью автомобиля. Получилися запоминающийся внешний и внутренний вид.
Управление простейшее. Тормоза пневматические, никогда не подведут. Любая утечка (свищ) слышна на слух. Кроме того, давление на шкале приборов подскажет насколько сильна утечка. В переднем или заднем контуре. Если утечка слишком большая - тормоза самоблокируются и автомобиль просто дальше не поедет. Хорошая защита от дурака.
В кабине всегда тепло. При необходимости устанавливается второй радиатор печки в кабине. Что увеличивает количество тепла в салоне. Был и северный вариант автомобиля с двойными стеклами и подогревателем двигателя.
Боковые форточки создают отличную вентиляцию на ходу при любой жаре. Встречный поток воздуха ими направляется в кабину. При современном уровне развития агрегатов без проблем можно установить кондиционер. Штатно они никогда не ставились. Хотя на этот же форсированный вариант мотора ставили кондиционеры на правительственные легковые версии ЗИЛ.
Сердце автомобиля
Собственно мотор ЗИЛ 130 достался от правительственных вариантов ЗИЛ 115 и ЗИЛ 117. Только в дефорсированном варианте под 72 или 76 бензин.
Сейчас их заправляют 80-м. В те времена литр бензина в прямом смысле слова стоил копейки. Каких-то 30 плюс-минус копеек за литр. Никто его в нефтедобывающей стране не считал.
Аппетит у машины, как и всех бензиновых грузовиков мира того периода был приличный - порядка 35 литров на сотню пробега. В зависимости от условий дороги и загрузки автомобиля.
Средняя скорость была порядка 70 км/ч. Мотор при этом массово до 90% случаев ставился бензиновый 4-х тактный, 8-ми цилидровый, V-образный.
Был и дизельный вариант аналогичного мотора. В основном они шли на экспорт, в страны Европы. Где тогда массово ради экономии переходили на дизели.
В Европе до сих пор основная часть нефти добывается в Румынии, остальная привозная из Персидского залива стран ОПЕК и из России, до сих пор. Есть немного в Северном море. Добывают Норвегия и Англия. Но ее там мало - скорее так, на всякий случай при краткосрочных перебоях с поставками.
Поставлялся автомобиль на экспорт в десятки стран мира. Во все страны соцлагеря. В тех же Восточной и Западной Германии до сих пор каждый год проводится слет любителей советской техники. Они огромными колоннами едут через всю страну. Устраивают массовые народные гуляния, встречи с поклонниками. Бережно за ними следят. Вся техника в состоянии как вчера с завода.
Во всех странах СНГ, особенно в южных, таких как Украина и бывшие республики средней Азии - ЗИЛ 130 король дорог до сих пор.
Как-то приводилась статистика по грузовикам в России. Самое интересное, что во владении до сих пор находится ЗИЛ в 40% случаях из 100 возможных по всем видам грузовиков!
Чем он лучше других?
Что и не удивительно. Надо ещё поискать машину с такими параметрами, которые в нее заложили гениальные конструкторы и инженеры завода. Стоил ЗИЛ 130 чуть дороже ГАЗ 53. Кто на него садился после Газона, не хотел с него слазить.
Ибо все в нем просто и удобно. Конструкция как у Газона, но все доведено до ума и ресурс в 1,5 раза больше. Меньше ломается, меньше устаешь в дороге, больше везет. Разве что немного медленнее едет. Но это мелочи. Царство места. Всегда можно лечь и передохнуть в пути.
Если и пересаживались на КАМАЗ (МАЗов и КРАЗов в центральной России почти не было, разве что в виде кранов), то только из-за того, что они везли больше и соответственно зарплата на них была выше. Но на них так трясло по грунтовым дорогам.
Большинство дорог стали асфальтовыми только к 1990-2000 годам. Поэтому многие водители в кабинах над колесом от тряски страдали расстройствами пищеварения. Плюс раннее появление грыжи позвоночника.
На капотном ЗИЛ 130 было гораздо приятнее ездить по разбитым дорогам. Меньше трясло за колесом.
Кому ЗИЛ стал отцом?
До наших времен огромное количество ЗИЛ 130 сохранилось на складах хранения автобаз, автоколонн. В госрезерве и в армии. Откуда их постепенно распродают. Заменяя современным машинами.
Закончили автомобиль производить в Москве уже с новой с ещё более удобной кабиной осенью 2016 года. А на серийном заводе в Новоуральске (недалеко от Челябинска и Миасс - где производится сын ЗИЛа - нынешний УРАЛ, куда часть завода эвакуировали в 1942 году) - в 2013 году.
Причем в Новоуральске параллельно аж до 1994 года производили ЗИЛ 157! Из-за того, что не было реальной сопостовимой ему замены для проходимости по болотам и лесам.
Нынешние автобусы ЛИАЗ - это тоже бывшее производство автобусов ЗИЛ, вынесенное в подмосковное Ликино.
Кроме того, моторы ЗИЛ 130 после форсировки с 150 до 180 л с - достались первым бензиновым УРАЛ 375. А также оба львовским автобусам ЛАЗ.
Завод ЗИЛ при эвакуации 1942г также дал жизнь нынешнему заводу УАЗ в Ульяновске.
Уже в 1950-е годы была построена полная копия завода ЗИЛ в Китае - нынешняя международная компания FAW, производит и грузовики и легковые автомобили.
В кого переродился ЗИЛ сегодня?
А сам завод ЗИЛ по постановлению Правительства СССР превратился в нынешний КАМАЗ. Да, это не шутка. Именно на ЗИЛ за счет прибыли с массовой успешной по всему миру продажи ЗИЛ 130, заработали столько средств прибыли. Что на эти средства создали всю линейку будущих КАМАЗ. Изначально это была модель ЗИЛ 170 (будущий Камаз 5320).
А позже известные всем: КАМАЗ бортовый 5320 (10 тонн), 53212 (12 тонн), самосвалы 5511 (9 тонн), 55111 (11 тонн), тягач 5410 и даже полноприводный 4310 (на 6 тонн груза). Тогда же создали и двухосные автомобили, но их отложили на потом.
Предполагалось, что завод завершит производство ЗИЛ 130 и переедет в Набережные Челны в полном составе.
Неожиданный поворот событий и новая жизнь
Но потребности войны в Афганистане 1979-1989 гг, потребовали срочные поставки большинства дизельных машин именно туда. Опять же частые потери машин при обстрелах и на минах. Плюс повышенный износ на местных дорогах.
Там всю бензиновую технику из-за горючести и взрывоопасности заменили на дизельную. Повысились шансы выживания солдат. Плюс успешный экспорт КАМАЗ как передового грузовика мира того времени и приличные на этом заработки валюты для казны.
В качестве компенсации затрат на возведение основного завода сборки, плюс двигателей, плюс смежных производств. Опять же прибыли в казну государства.
Все это привело к тому что ЗИЛ 130 продолжили выпускать для внутренних потребностей страны. Он превратился в ЗИЛ 4331: получил новую просторную кабину, дизельный двигатель ЗИЛ 645 и продолжил свою историю.
Что пошло не так и что можно было сделать?
А дальше будут 1990-е и определенные шаги правительства Москвы. Которые поставят точку в истории завода.
Выше видео про ЗИЛ с новой кабиной и родным заводским дизелем ЗИЛ 645 + откидная спальная полка в салоне.
Главной ошибкой всех, кто участвовал в закрытии завода была недальновидность. Вместе с закрытием - умерли филиалы от отсутствия новаторств и доработок от московского центрального КБ ЗИЛ с его первоклассными конструкторами, технологами и инженерами из московских учебных заведений, плюс центрального института автопрома - НАМИ и полигона под городом Дмитров.
Заложившими тройную надежность в ЗИЛ 130. Прекратили существование 16 заводов смежников! А это под 100 тысяч рабочих мест, налоги и средства на развитие этих городов. Вскоре загнулся и завод-дублер в Кутаиси с его великолепной последней уникальной машиной, родом из НАМИ.
Колоссальные потери в истории страны! Хотя завод всего - навсего можно было вынести на любой из его 16 филиалов (Смоленск, Рославль, Рязань, Мытищи, Новоуральск и так далее).
Где и затраты ниже. И есть региональные ВУЗы по подготовке всех необходимых специалистов. Тот же серийный завод ЗИЛ в г Новоуральск, а рядом мощнейший промышленный кластер кучи промпредприятий и учебных заведений Челябинска и Миасс с его УРАЛом (для тяжелых дорог севера).
Потребности в среднетоннажнике ЗИЛ 130 грузоподъемностью 4-8 тонн никуда не делись. Ни тогда, ни сейчас. ГАЗ 53 возил до 4 тонн. А Камаз от 8 тонн.
Сейчас дизельный ГАЗон Next и двухосные КАМАЗы и МАЗы заняли эту нишу. К вопросу о том, что для ЗИЛ не было работы. Была всегда. В сельском хозяйстве с их разбитыми дорогами он просто незаменим до сих пор с учетом низкой цены автомобиля.
Опять же вся коммунальная сфера с узкими дворами и проездами. Ремонтники дорог, фермеры, частники и коммерсанты, мелкий бизнес (типа привоз стройматериалов, сыпучих песок, щебень, перегной и т.п.) и любые местные малые оганизации.
В ЗИЛ 130 на минуточку стоит мотор типа 3uz - как бензиновый на Тойоте Лэнд Круйзер на 8 цилиндров. Их сотни тысяч на дорогах мира, если не миллионы. И никто там расходом бензина не заморачивается. Эти б\у моторы даже ставят в ПАЗы, те же ЗИЛ и ГАЗ, а также джипы Ровер. Давая им дополнительную мощь и вторую жизнь.
На ЗИЛе ещё в СССР поступили мудрее. Если на дизельные разработки денег не давали, то взяли и поставили пропан и бутан.
Карбюратор был слабым звеном - пропускал неприятные запахи в салон. Сейчас же за каких-то 30-50 тыс руб туда на двигатель ставят два инжектора от ВАЗа и всё ездит экономнее, тише и быстрее, плюс мощнее. Из-за точного дозирования впрыска с помощью двух настраиваемых ЭБУ Январь под любые параметры.
А если бы даже этому бензиновому мотору сделать доработку головки блока цилиндров, то он бы и сегодня был современным, даже на бензине. С повышенной мощностью и сокращением расхода бензина.
Где сегодня ЗИЛ 130 обретает новую жизнь?
Опять же ставят б/у дизели от схожих по массе грузовиков Мерседес, Тойота, Исузу. А самый массовый случай - мотор от трактора Беларус мощностью от 80 до 159 л с. В штаном бензиновом было 150 л с.
В наше время БМЗ - Белгородский моторный завод взялся за производство и установку в любые ЗИЛ 130, 131 и их аналоги моторов СМД - от тракторов и комбайнов типа СК-5 НИВА и ДОН 1200, 1500. Они заведомо тише, мощнее и экономнее чем ММЗ Д-245 (от Беларуса). На сайте БМЗ - все наглядно. Заходите и смотрите. Или на видео ниже.
В чем же секрет современного успеха ЗИЛ 130? Как ни странно - это современнный финансовый кризис. Вы сейчас ГАЗОН Next дешевле 5 млн руб не купите. Да он новый и дизельный. А двухосный КАМАЗ или МАЗ ещё дороже.
Но фишка в том, что новенькие ЗИЛы с хранения с тройным ресурсом стоят не более 300-500 тыс руб!!! Вы новую легковую за такие деньги не купите, никакую.
Ещё добавляете 100-300 тыс руб на приведение автомобиля в порядок. Плюс по желанию установка двух инжекторов, перевод на пропан или метан. И у Вас получается дешевый новый грузовик с тройным ресурсом на дешевом топливе.
Ни один новый грузовик такого же тоннажа за всю свою жизнь не сравняется по общим затратам на содержание ЗИЛ 130. Плюс куча дешевых запчастей, которые до сих пор производятся. Многое подходит от родственных УРАЛов 375 и 4320.
ЗИЛ 130 с хранения за всю свою жизнь со всеми расходами на топливо - газ (или после замены мотора - дизель) даже не приблизится к стоимости самого дешевого ГАЗон Next. Вот такой порадокс его современной популярности во всей России и странах СНГ!
О сколь велики и умны были конструкторы ЗИЛ 130. Когда создавали столь уникальный автомобиль вне времени. Знали бы они что в эпоху финансового кризиса 2021 года их автомобиль получит второе дыхание и вторую волну успеха.
Довольно много ЗИЛов продают на сайте Росрезервы.РФ. Ежегодно снимают с хранения и продают. И ещё долго будут продавать, вплоть до последних партий 2013-2016 гг выпуска.
Опять же открытые распродажи - торги из самой армии, ежегодно в той же Кубинке и парке Патриот в Подмосковье. Но там аукцион, заполнение бумаг на участие, обязательно залог.
Проще переплатить 50 тыс руб и купить готовый вариант с документами у перекупщиков, которые их массово скупают на армейских торгах. Дорабатывают, меняют сальники, прокладки, обновляют все фильтра и жидкости и продают.
Заключение
Вечная память и слава всем работникам завода ЗИЛ за их великий подвиг в создании легендарного автомобиля ЗИЛ 130!
Также на базе агрегатов ЗИЛ 130 были созданы гоночная модель и "Синия Птица" (плавающий) - для поиска и доставки космонавтов с мест их приземления в центр подготовки космонавтов. Оба на фото ниже.
Столь же ратный подвиг - это НИВА и УАЗ, которые также до сих пор в производстве. Ибо за их цену нет замены нигде в мире. Они и сейчам очень популярны в бывших южных республиках СССР и странах Восточной Европы. Особенно в сельской местности, для которой они и создавались.
Инженеры СССР не думали о выгоде от продаж созданных ими автомобилей. Они думали о том, как насытить огромную страну и все дружественные страны надежными и долговечными автомобилями. Дешевыми по цене и в эксплуатации.
Вечная им слава. У них есть чему поучиться, даже в наше время, особенно системному мышлению и системному подходу. А не сиюминутной выгоде.
Напишите в комментариях, что Вы думаете о ЗИЛ 130?