В конце 1990-х я работал на фирме по сборке компьютеров. Мы производили различную вычислительную технику и продавали через магазины фирмы по всей Москве. Этот странный случай мне рассказал продавец из нашего фирменного магазина.
Шёл ноябрь месяц 1998 года. Прошла пара месяцев после объявления дефолта. Персонал фирмы сократили на 2/3. Хозяин забрал все наличные доллары из кассы фирмы и улетел в США во Флориду. Там у фирмы был филиал в маленьком городке. В распоряжении менеджеров остался только безнал, который нужно было выцарапать из банка. Тогда это было не просто.
Продажи в магазинах были на нуле. Люди заходили, смотрели технику и уходили, так ничего не купив. С каждым днём покупателей в магазине становилось все меньше. Тем более здание магазина располагалось в трёх остановках от метро около новой Олимпийской деревни. Этот квартал был построен к проведению детской спортивной олимпиады 1998 года и был заселён едва на треть. Магазин построили и открыли недавно, меньше года прошло с момента торжественного открытия.
С другой стороны от нового здания магазина был обширный пустырь. Был дождливый пасмурный день. Тяжёлые тучи ветер гнал по небу. Весь персонал магазина, одетый в модные костюмы изумрудного цвета, был в мрачном настроении.
Пили кофе из новенькой кофемашины, и печально рассуждали о моменте закрытия магазина с увольнением всего персонала. План продаж был не выполнен в прошлом месяце и те же перспективы были на этот месяц.
Рабочий день тянулся не шатко не валко. За весь день было всего два покупателя. Они купили только картриджи для принтера.
Тут в магазин вошли двое, видимо отец и сын. Так я их буду дальше называть в рассказе. Сыну было 19-20 лет. Возраст отца был явно под 60 лет. Одеты они были словно со свалки, как бомжи. На них были мятые клетчатые рубашки и старые мятые джинсы, а также куртки нараспашку.
Персонал магазина подумал, что опять люди зашли поглазеть. Тем временем сын целенаправленно подошёл к витрине с графической станцией.
Этот мощный компьютер был заказан перед дефолтом одной из частных телевизионных студий. Под заказ его привезли из Ирландии, дополнили дополнительными комплектующими и установили программное обеспечение. Но после дефолта сделка сорвалась. Теперь это изделие стоимостью более 100 тысяч долларов стояло бесполезным грузом.
Сын долго читал табличку на витрине рядом с графической станцией. Отец терпеливо ждал решения. Вдруг сын сказал:
- Вот этот подойдёт.
- Достаньте и покажите вот этот компьютер – сказал отец, обращаясь к продавцу.
- Вы действительно будете брать такой дорогой компьютер? – удивлённо спросил продавец.
- Да. Показывай – сказал отец.
Продавец вскрыл витрину и очень аккуратно достал графическую станцию. Поставил её на стол и подключил к электрической сети и монитору. Показал работу операционной системы и наличие установленного программного обеспечения.
Покупатели переглянулись, и молодой сказал:
- То, что нам как раз нужно. Берём.
- Выписывайте – сказал старший продавцу.
Удивлённый продавец выписал указанный товар и отдал чек со словами:
- Прошу пройдите в кассу. Вон туда.
Продавец указал на окошко в стене за бронированным стеклом.
Старший подошёл к кассе положил в лоток чек и стал выкладывать пачки долларов, скрученный в трубочку и перетянутые резинками от бигуди. Такие скрутки на уголовном жаргоне назывались «котлетами».
Когда он вынул из старой куртки нужное количество пачек он достал тугой кошелёк и выложил несколько мелких купюр. Это походило на выступление фокусника. Человек, одетый как бомж, достаёт из кармана сумму, на которую можно было купить хорошую новую квартиру и машину в придачу.
Женщина - кассир спокойно проверила каждую купюру несколькими детекторами. Потом она аккуратно пересчитала деньги и распечатала чек.
Весь коллектив напряжённо наблюдал за процессом.
Когда старший подошёл к продавцу с оплаченным чеком, упаковщик магазина виртуозно запаковал графическую станцию. Новенький топ ган со скотчем летал в руках упаковщика, который делал последние штрихи на коробке с покупкой.
Покупатели достали огромную сетчатую сумку авоську и надели её на коробку. Взявшись с двух сторон за ручки авоськи, они вынесли свою покупку из магазина.
Весь коллектив магазина провожал покупателей взглядом, пока они шли по тропинке через большой пустырь. Взгляды были прикованы к этой паре, пока они не исчезли в тумане.
В головах работников магазина крутилось две мысли: «увольнение откладывается минимум на месяц и не стоит судить о людях по одежде».
Фирма получила долгожданную наличку и смогла пережить без потерь эти сложные времена.
Поставить лайк, подписаться или оставить комментарий - дело добровольное.