Короткие встречи, долгие проводы, лишние слезы. И Высоцкий со своими песнями.

4,6K прочитали

В СССР кинорежиссеру или писателю надо жить долго, иметь несколько запрещенных кинофильмов или литературных произведений, чтобы дожить, и при смене власти попасть в "гении". В конце 80-х к одному, уже имевшемуся в кинорежиссерской среде "гению" в лице А. Тарковского, добавились сразу три. Основным критерием было наличие у них кинофильмов, отправленных в свое время "на полку". Это были А. Аскольдов, А. Герман и Кира Муратова.

В 1961 г. на Одесскую киностудию приехала супружеская пара кинорежиссеров, недавно закончивших ВГИК. Она, гражданка Румынии, родившаяся в 1934 г. в оккупированной румынами Бессарабии. Отец - коммунист-подпольщик, погиб во время Великой Отечественной войны. Мать, была заместителем министра здравоохранения в народной Румынии.

Он, 1935 г.р., уроженец г.Харькова, сын известного украинского поэта и писателя. В 16 лет нашел вместе с другом склад с немецкими медикаментами, хранившийся со времен войны, и поехал на Западную Украину, чтобы выгоднее продать найденные лекарства. Там вступил в ряды Украинской повстанческой армии, стал связным у бандеровского подполья в 1951-1952 г. А его отец в это время получил Сталинскую премию за повесть об установлении Советской власти на Буковине. Потом молодой бандеровец уехал в Москву, поступил во ВГИК на режиссерский факультет, в мастерскую С.А.Герасимову. Снял в 70-е годы на киностудии им, Довженко популярный в то время многосерийный фильм для детей "Старая крепость" по роману В. Беляева об установлении Советской власти на Украине. А во время первой чеченской кампании в 94-95 г. снимал пропагандистские фильмы для чеченских боевиков.

Речь идет о кинорежиссерах Кире и Александре Муратовых. Вот такая парочка - румынскоподанная и скрытный бандеровец работали на советской киностудии. А еще говорят, что в СССР свободы не было.

Супруги на Одесской киностудии в 1964г. совместно сняли свой первый полнометражный фильм "Наш честный хлеб" об украинском колхозе. Но вскоре они развелись и первой самостоятельной работой Киры Муратовой стал художественный фильм "Короткие встречи", вышедший на экраны в 1967 г. Сценарий написали Кира Муратова и Леонид Жуховицкий.

В начале Муратова хотела снять фильм о "творческой" женщине, которой быт все время мешает заняться искусством. Потом ее мысль перекинулась на проблемы водоснабжения города Одессы. Эти проблемы так и не были решены со времен войны, из-за неисправности водопровода жителям домов приходилось носить воду вручную. В итоге, главной героиней фильма стала ответственная работница райисполкома. отвечающая за коммунальное хозяйство.При этом черты творческой безалаберности ей сохранили.

Роль этой самой ответственной работницы - Валентины Ивановны Свиридовой, сыграла сама Кира Муратова.

Кира Муратова в роли Свиридовой.
Кира Муратова в роли Свиридовой.

Но в фильме еще два главных героя. Сельская девушка Надежда. Ее играет тогдашняя студента-первокурсника Щепкинского театрального училища Нина Русланова. Это ее первая роль кино.

 В СССР кинорежиссеру или писателю надо жить долго, иметь несколько запрещенных кинофильмов или литературных произведений, чтобы дожить, и при смене власти попасть в "гении".-3

И еще есть мужчина. Геолог Максим. Муж Свиридовой. Ответственному работнику не нравится, что муж постоянно отсутствует дома. Но Максим не кабинетный ученый. Ему нужна свобода и воля. На эту роль Муратова первоначально планировала Станислава Любшина. Но тот был занят на съемках в "фильме "Щит и меч". И тогда бывший муж Муратовой, Александр Муратов, который помогал ей в съемках, предложил снять Высоцкого. Наклеить ему бороду и будет настоящий геолог.

Кира Муратова первоначально категорически была против. Где красавчик Любшин, и где Высоцкий, у которого, по ее мнению, морда кирпичом. Но все-таки потом согласилась, тем более. что Высоцкий в это время снимался на той же Одесской киностудии у С. Говорухина в фильме "Вертикаль". Ему даже грим менять не пришлось. Хотя, как мне кажется, в "Вертикали" борода у него более аккуратная.

Жанр фильма сама Кира Муратова охарактеризовала, как "провинциальная мелодрама". Или "кухонный фильм".

Называю «кухонными», но это не ругательство, это просто жанр, определение. Сидели с тетей Машей и дядей Ваней на кухне, дядя Ваня говорит, интересно говорит, и Маша ему отвечает. А кто-то подслушивает за дверью. И так далее, и пошло-поехало — кто за кого замуж вышел, а кто остался беременным. То, что можно рассказать так: а знаешь, что было на самом деле? Так я тебе скажу.

В общем, самое настоящее "мелкотемье". И прошел этот фильм в 1967 г. достаточно незаметно, у широкого зрителя успехом не пользовался, заслужил пару-тройку положительных рецензий. И все. Но вот, когда в перестройку Киру Муратову объявили "гением", то откуда только что взялось. Как-то повнимательнее присмотрелась критика к фильму. Все же "гений" снял, а, значит, и фильм не рядовой.

Фильм одного из талантливейших авторов поэтического кино.Это печальная лирическая история о невозможности счастья, потому что средние советские люди середины 60-х утратили реальную связь с землей и домом, заняты бессмысленным, не приносящим ни физического, ни душевного удовлетворения трудом, вне зависимости от того, служат ли они секретарями райисполкома или домработницами, геологи они, чиновники или буфетчики.

Ну, куда же без политики. Ведь в Советском Союзе одни только галоши и производили для негров в Африке. Бессмысленный, не приносящий удовлетворения труд.

Серые, грустные, похожие один на другой дни будничной жизни не отменяются даже снами и воспоминаниями о долженствующих быть самыми счастливыми днях любви, ибо и любовь, явление само по себе непрочное, хрупкое, в нашем бытии, точнее быте, не может быть радостной.

Да, героям остается только повеситься от такой жизни.

В «Коротких встречах» все персонажи чего-то ждут-ждут-ждут. Конец 60-х — время рухнувших надежд. Хотя молодую героиню зовут Надя, Надежда. Помимо главных героев, в картине немало второстепенных и эпизодических персонажей, отнюдь не маргиналов, а самых обычных россиян, каждый из которых по-своему несчастен в стране торжествующей социальной справедливости.

А вот это очень странный вопрос - чего персонажи ждут. Молодой, видать еще критик попался. Чего ждут? Да его самого - коммунизьма. Который Хрущев пять лет назад обещал построить к 1980 г.

"Короткие встречи" - поразительный и совершенно русский фильм, ибо под покровом холодноватой экзистенциалистской эстетики, в глубине содержания, выстроенного как бы по принципам творчества Антониони, за каждым кадром, под текстом или над текстом неизменно трепещет источник тепла - собственное авторское и идущее, конечно, от Чехова, сочувствие к простым, ничем не примечательным, обычным людям, чья жизнь вечными отечественными заморочками несомненно погублена, но душа жива и болит, как болела она у Чехова, как болела вчера и болит сегодня еще сильнее у истинного поэта в кинематографе, Киры Муратовой.

Ну, здесь без поллитры и не разберешь, что критик хотел сказать.

И,наконец, главное доказательство "гениальности" этого фильма. Фильм то антисоветский. С подтекстом и фигой в кармане.

Снятые на Одесской студии "Короткие встречи" не укладывались в канон: для людей, которые "звучали гордо" и потому заседали в худсоветах, они были безобразно мелкотемны. Персонажи предавались личным переживаниям, и не было в них общественной жилки, социального беспокойства и политической зрелости.А главное, они не имели в том потребности, даже не подозревали о необходимости подчинять личное общественному: "Раньше думай о Родине, а потом о себе".

Как много интересного можно узнать о том времени от людей, которые тогда не жили.

А что же видел в 1967 г. на экране обычный зритель, не отягченный всякими там "экзистенциальностями" и "холодноватыми эстетиками". А видел он обычный любовный треугольник, заурядную любовную интригу.

Простая деревенская девушка Надя решила податься со своей подружкой в город. Жизнь посмотреть и себя показать. Идут они по дороге и доходят до придорожного буфета. Подруга дальше пошла, а Надежда осталась в буфете работать буфетчицей. И забрел в этот буфет молодой, бородатый геолог Максим. Надежда таких в своем колхозе не видела. Веселый, уверенный в себе, на гитаре классно играет и песенки странные поет.

 В СССР кинорежиссеру или писателю надо жить долго, иметь несколько запрещенных кинофильмов или литературных произведений, чтобы дожить, и при смене власти попасть в "гении".-5

Он тут в экспедиции был и нашел месторождение серебра. Понравился Максим Надежде. Тем более, что мужчина он холостой, только что оставил жену, или она его выгнала. Надежда ему порванный пиджак зашила и вечером отнесла к его биваку. Пиджак отдала, и заодно у них эти самые, романтические, отношения произошли. Сам процесс начальство киношное показывать запретило под угрозой закрытия фильма. Но и так взрослым людям все понятно.

Для Максима это так, походное приключение, а Надежда его полюбила и поехала в город его искать.И нашла, только вот не его, а его жену, от которой он ушел, товарища Свиридову, которая ее взяла к себе в домработницы.

И вот так стали они вместе жить. Ждать возвращения Максима. Надежда свое ждет, думает, что она моложе, красивей товарища Свиридовой, и есть все шансы его окончательно отбить. А товарищ Свиридова переживает за то, что практически выгнала Максима в последний раз, потребовала, чтобы этот вольный казак сидел при ней дома и никуда, ни в какие экспедиции ни ногой.

" А вот я хочу, чтобы все было по моему. Чтобы меня любили так, как я хочу. Чтобы все ради меня ты бросил. Вот сиди постоянно дома и нигде не шляйся".
" А вот я хочу, чтобы все было по моему. Чтобы меня любили так, как я хочу. Чтобы все ради меня ты бросил. Вот сиди постоянно дома и нигде не шляйся".

Ну, Максим, понятно, рюкзак за плечи, хмыкнул - и давай, до свиданья.

Вот так две претендентки на одного мужчину сидят и ждут его возвращения. Правда, та, которая постарше, об этом соперничестве не догадывается, не знает, что змею пригрела, которая виды на ее мужа имеет. Развязка простая и обычная. Максим решает возвратиться к товарищу Свиридовой, а Надежда возвращается в деревню. Там и снег чище и красивее, чем в городе, и сельское хозяйство надо поднимать.

Вот такой фильм. Прост до "гениальности" или "гениальный" до простоты. Вот такая "провинциальная мелодрама" или "кухонный фильм". И, кстати, неплохой. Добротный советский фильм, снятый в очень модной тогда манере западной манере, киноведы до сих пора гадают - эти приемы монтажа у Годара позаимствованы, а это цитаты из Антониони или Феллини. И,конечно, он интересен с культурно-исторической точки зрения. Снят фильм почти в документальном стиле, показывает советский быт без прикрас. Настоящую, облезлую Одессу 1966 года.

И актеры замечательно играют. Муратова очень обаятельна. Такой ответственный советский работник с полубогемным нутром. Высоцкий здесь мог вообще ничего не изображать, да у него это и не особо получалось. Достаточно его геологической бороды и песенок под гитару, особенно "Цыганочки". Высоцкий набирал популярность, его "дворовые" песни уже крутились по всей стране, но "живьем" его мало кто видел. Поэтому, в основном, зритель шел в кинотеатры на "Короткие встречи" посмотреть на таинственного "Высоцкого", и записать на портативные магнитофончики его песни из этого фильма.

Финал фильма открытый. Надежда сдается без боя и уезжает. Товарищ Свиридова в ожидании геолога с его песенками. И, скорее всего, Максим вернется. Мало ли что глупая женщина сказала ему уходи. Настоящий мужчина уйдет тогда, когда решит он сам.

И вот, что там было дальше Кира Муратова показала в своем следующем фильме "Долгие проводы", снятом в 1971 г. И получилась такая дилогия "Короткие встречи" - "Долгие проводы", которая признается лучшим, что сняла Муратова в советский период. Но об этом во второй части.

Ну, и как музыкального бонуса в исполнении Владимира Высоцкого.

Часть вторая

Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.