Летом этого года от нас ушел замечательный артист. 2 июля не стало Билла Рэмси, идола нескольких поколений европейских слушателей, прекрасного джазмена, ветерана немецкого шлягера, музыкального пародиста, телеведущего, оставившего запоминающийся образ на германской музыкальной сцене, в кино и на ТВ.
Однако в рассказе о нем мы упомянем и имена известных советских артистов. Но – обо всем по порядку…
В СССР и поздней России его практически не знали, хотя в его творчестве находятся неожиданные параллели с тем, что одновременно можно было услышать и у нас. Хиты, которые сделали ему имя в Европе, были перепеты на разных языках в Италии, Франции, Скандинавии, и уже оттуда попадали сюда. Как, например, вот этот, который на концерте в СССР исполнил итальянец Марино Марини и его тут же подхватил наш король шансона Аркадий Северный. Впрочем, однажды советские меломаны всё же смогли приобрести миньон певца, присланный к нам из Чехословакии, где певец выступил на фестивале "Братиславская лира". Это были джазовые стандарты, исполненные им в сопровождении известного по гастролям в СССР Пауля Куна.
Начиная с детских лет, проведенных в родном Цинциннати (штат Огайо), Билл оказался в плотном музыкальном кольце: его сестры коллекционировали пластинки знаменитых джазовых оркестров; отец - талантливый пианист-любитель – играл классику и джаз; к тому же Джон Джейкоб Найлз, известный фолк-музыкант, был другом и частым гостем семьи. Но – в конечном итоге – вкусы Рэмси сформировали звуки родного города: Цинциннати был излюбленным местом для биг-бэндов, и клубы в центре города предлагали посетителям послушать вживую настоящий свинг. Изучая работы знаменитых джазовых исполнителей, Билл попробовал играть и петь буги, а затем блюз.
Билл Рэмси был одним из первых «музыкальных гастарбайтеров» Германии. Студент социологии и экономики, он приехал в Германию как солдат. Сначала он работал на американской радиостанции AFN, а затем на Radio Luxembourg в качестве диск-жокея. В то же время он сделал себе имя как блюзовый и джазовый вокалист. Его пригласили в качестве организатора джаз-концертов, в заключении которых его попросили спеть для гостей. После его выступления участница концерта Элла Фитцджеральд сказала: «Всё, что вам надо сделать – это закрыть глаза, и вы подумаете, что это поёт черный». Билл сказал, что это был его «наилучший комплимент в жизни»…
Через несколько лет участия артиста в джазовых фестивалях и сейшенах произошло некоторое смещение акцентов. Хайнц Гитц, близкий друг и аранжировщик музыки в нескольких фильмах с участием Рэмси, предложил ему попробовать себя в поп-музыке. Поскольку Гитц работал с звездами первой величины (Питером Александером и Катериной Валенте), Билл счел идею заманчивой. На вопрос, хочет ли он исполнять рок-н-ролл или что-нибудь другое, певец ответил, что ему по душе музыкальные пародии… Так появились на свет его первые синглы, и после немецкой версии «Purple People Eater» (Лиловый людоед) певец «выстрелил» десятком хитов, написанных Гитцем с самыми успешными немецкими текстовиками.
Его пластинки того времени заняли первое место в чартах и до сих пор остаются одними из классических вечнозеленых хитов послевоенной эпохи - неудивительно, потому что эта находка была правильной во всем: резкие мелодии, безошибочная и необычайно оригинальная интерпретация и броские тексты, вызывающие улыбку. Стиль, с которым «человек с черным голосом» выпускал эти записи, был ориентирован на хиты того периода англо-американской поп-музыки. Среди хитов Bill Ramsey, опубликованных в 1950-х и 1960-х годах - немецкие кавер-версии песен Elvis Presley, The Beatles, Фэтс Домино и других.
Образы в песнях Билла Рэмси мелькали, как в калейдоскопе. «Пигаль" ("Пигаль, Пигаль, это название большой мышеловки посреди Парижа"), Париж, наводненный туристами, которые ни бум-бум по французски в Parlez vous francais? , охотники за сувенирами – любыми, будь то «струна гитары Элвиса или пуговица блузки Лоллобриджиды»… Американец, который рассказал немцам о ночной жизни французского мегаполиса; последние были в восторге…
Или «Сахарная кукла», в которой «покорившая Ближний Восток танцем живота» оказывается простой девчонкой из немецкой деревни - намек на то, как Сорайя, любимое дитя немецкой желтой прессы, вышла замуж за персидского шаха; для бесчисленных фройляйн Сорайя была воплощением мечты молодой девушки, которую призвал ко двору Прекрасный принц. (Ещё одна параллель с советским шансоном: «желтой прессы» у нас тогда не было, но почему-то именно на эту тему Александр Галич написал свою первую песню. А кто-то вспомнит и Марину из "Легенд Невского проспекта" Веллера...)
Хитом №1 и визитной карточкой певца на долгие годы становится написанный Гитцем музыкальный скетч о том, как некая Мими не может уснуть, не прочитав на ночь детектива – песня «на злобу дня»: в Германии в то время разразилась криминальная лихорадка – телесериал «Шарф» опустошал улицы городов, тиражи «карманных детективов» били все рекорды… Затем еще одна очень оригинальная песня с блестящей идеей - снова детективный сюжет о бале-маскараде в Скотленд-Ярде. Когда дело доходит до юмора, Билл в очередной раз оказывается непревзойденным.
Сюжет шлягера «Алло, босс, алло!» напомнит нам Леонида Утесова: начальник бюро, отдыхающий на курорте, звонит в свой офис, чтобы узнать, как без него идут дела – в ответ слышит всё точь-в-точь как в песне «Всё хорошо, прекрасная маркиза». К слову, здесь мы сможем провести ощутимую параллель в творчестве обоих знаменитых артистов…
В условиях 1960-х годов, когда бит-музыка всё изменила на рынке, Билл Рэмси был постоянно в немецких чартах. Его популярность была обусловлена многочисленными выступлениями в кино (сыграл в 28 фильмах) и на телевидении, где он появлялся как в качестве певца, так и в комедийных ролях. В этом музыкально разнообразном десятилетии он выпускал оперетты, мюзиклы и изобилие песен, а также LP с песнями для детей. Впоследствии он гастролировал по Европе, США и Северной Африке, выступая в качестве поп- и джазового певца, в основном в дуэте с гитаристом Юрай Галан; был на гастролях с Максом Грегером и Хуго Штрассером в качестве легенды свинга.
В одном из интервью политкорректный журналист недавно спросил Билла: «Не стесняетесь ли вы, как джазовый музыкант, своих старых поп-хитов?» Он получил единственный разумный ответ, который реально может быть дан на этот вопрос: «Стесняюсь? Я вас умоляю, это было классно!»
BILL RAMSEY [17 апреля 1931 г., - 2 июля 2021 г. (90 лет)]