Мы - взрослые привыкли планировать свою жизнь и ежедневно, шаг за шагом двигаться к намеченной цели. Это получается как бы само собой и дополнительная мотивация требуется довольно редко.
У детей тоже есть своя задача - получать знания, чтобы в будущем иметь возможность обеспечить себя и свою семью. Согласитесь, в глазах школьника это так себе мотивация.
Чтобы вовлечь ученика в процесс обучения, нужно сделать его более осознанным, школьник должен понимать что он делает и зачем это нужно. Ставьте четкие цели, давайте обратную связь, вместе с ребенком нарисуйте на бумаге дорожную карту его обучения.
Ставим понятные цели
В более прогрессивных частных школах постановкой учебных целей занимаются тьюторы. Они формируют понятные задачи и обсуждают с ребенком пути их реализации.
Такого не встретишь в обычной школе, поэтому функции тьютора стоит взять на себя родителям.
Понятная учебная цель должна быть:
а) достижима для ребенка
б) объективно измерима
Например, "получить пятерку по математике" - нечеткая цель. Достижима ли она для ребенка? Вполне. Но, объективна ли эта оценка? Не повлияла ли на оценку личная симпатия преподавателя, или заслуги крохи, не связанные с умением решать примеры?
Другое дело - "научиться умножать двузначные числа в столбик". Выполнение такой цели вы сможете самостоятельно проверить и зафиксировать результат в дорожной карте вашего ученика.
Нарисуйте дорожную карту
Когда цели поставлены, их нужно зафиксировать на бумаге. Отметьте старт и финальную цель, добавьте промежуточные цели и красиво оформите ваш документ.
Дорожная карта выполняет сразу несколько целей:
Во-первых, ребенок видит пройденный и предстоящий путь (здесь он научился считать до 100, а впереди сложение двузначных чисел).
Во-вторых, появляется наглядное представление какой путь нужно пройти, чтобы освоить определенный навык (нужно выучить звуки и научиться читать, чтобы самому прочитать любимую книжку).
В-третьих, учеба приобретает понятную ребенку игровую форму. Можно разнообразить учебный процесс добавляя ачивки, прокачку уровней, или превратив контрольную работу в "босса" из любимой игры малыша.
Давайте обратную связь
Даже если результаты неутешительные, ученик должен о них знать, чтобы в будущем стараться лучше.
Однако, помните о балансе. Если ребенок изо дня в день будет получать негативную обратную связь, он решит, что все усилия тщетны и стараться просто не имеет смысла.
Введите разные параметры оценки, где хотя бы один из них будет утешительным (аккуратность, упорство, внимательность и т.п.). Шкалу оценки можно расширить. Согласитесь, 60 баллов из 100 звучит куда солиднее, чем 3 из 5.
Возможно вы слышали, что оценки и внешняя мотивация это неправильно. На самом деле неправильно, если в процессе обучения у ребенка возникает ощущение бессмысленности и незначительности своих усилий.
Мы - родители как никто другой заинтересованы этого избегать и создавать положительные впечатления от учебы.