Для себя же неожиданно зачиталась пьесами, мои друзья, и попала на два очень интересных экземпляра. Они схожи и, казалось бы, авторы просто яро выступают против тоталитарного режима, но всё гораздо глубже и интереснее. Рекомендую ознакомиться с моим отзывом и настаиваю на прочтении данных произведений.
Речь пойдет о пьесах Эжена Ионеско «Носорог» и Генрика Ибсена «Враг народа», обе произвели на меня положительное впечатление.
Центральной идеей произведений является человек против общества. Концепция затёртая до дыр, понимаю, но всё же на подаче данных авторов стоит заострить свое внимание, хватит кататься вокруг уставшего Оруэлла.
Говоря о различиях, «Носорог» стопроцентно абсурдная драма, что я очень люблю, «Враг народа» же реализм - реальнее некуда.
Интересно и то, что Ионеско расплёскивает перед нами во всей красе страдание одиночества личности (однако непоколебимой), в то время как Ибсен подытоживает свою пьесу словами:
Сильнее всех тот, кто более всех одинок
Главный герой «Врага народа» словно становится сильнее оттого, что весь город повернулся к нему спиной, в то время как Баранже из «Носорогов» сломлен своим положением, но сдаваться всё таки не собирается. В этом оба героя похожи: один, против обезумевшей толпы.
Ионеско сравнивает общую массу со стадом носорогов: толстокожие, глупые, неуклюжие, они просто делают то, что их собратья, чтобы не выделяться из общей массы и быть как все. Конформисты и приспособленцы, которые могут принять что угодно, если это мнение большинства. Один голос (носорог) не имеет веса, в то время как шум толпы (рёв носорогов) порабощает слабовольных.
Ибсен же прямо говорит о том, что большая масса людей - дураки, поэтому они и масса, а не личности и уже это повод для того, чтобы не жаться к толпе и иметь свою твёрдую точку зрения.
Но оба произведения, увы, доказывают то, что сила всегда на стороне массы и правда, которая пытается ей противодействовать, зачастую подавляется просто грубым физическим воздействием.
— Но, милый Томас, брат твой все-таки сила
— А на моей стороне право!
— Ну, право, право! Что толку быть правым, коли нет у тебя силы?
Удивительную силу имеют подобные произведения и на сегодняшний день, ведь ничего не меняется. Правда до сих пор заточена в клетках привилегированных слоев общества, закон всегда на стороне денег, продажные СМИ льют в уши угодную информацию и ведь шутка, как и смысл обоих этих прекрасных пьес, в чем? В том, что люди, собственно, этому и рады. Думать головой соседа всегда проще, чем своей. Коллективный разум - чушь. Это лишь множество безвольных и безликих теней, следующих по дороге пропаганды. В такие моменты я всегда вспоминаю любимую цитату Сартра:
Парни вокруг меня все время говорят друг с другом, с ликованьем обнаруживая, что их взгляды совпадают. Господи, как они дорожат тем, что все думают одно и то же.
И вот в конечном итоге, видя красный цвет, ты слышишь, как толпа скандирует: зелёный! Задумываешься. Нет же, я вижу красный. Но почему они так уверены, все? Может я неправильно смотрю? Свет падает не с той стороны? Ну, не может же быть, чтобы все эти люди были дальтониками, следовательно, я неправ? А если обойти с другой стороны? Вроде есть какие-то отливы. А вот так? Надо же, и правда зелёный!
На само деле, друзья, голос правды всегда самый громкий. Просто звучит он на тех частотах, которые не воспринимает слух, оглушенный рёвом толпы, и у нашей планеты есть шанс ровно до тех пор, пока есть такие люди - как главные герои данных пьес. Вернее, до тех пор, пока все они не сломаются.
Приятного чтения, я, как обычно, жду вас в комментариях.