Есть такой нейрологический феномен синестезия (от др.-греч.
«вместе» + «ощущение»). Слышали? Это когда раздражение в одной сенсорной или когнитивной системе ведёт к автоматическому, непроизвольному отклику в другой сенсорной системе. Людей, переживающих подобный опыт, называют - синестеты.
Конечно, есть и другое определение синестезии , где она считается, чистой воды явлением восприятия, при котором раздражение одного
органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями вызывает и ощущения, соответствующие другому органу чувств. Хотим сразу предупредить, что синестезия не является психическим расстройством.
Эта синестезии даже включена в перечень симптомов и клинических признаков МКБ-10 под кодом R20.8 («другие и неуточнённые нарушения кожной чувствительности»). Не путать с F20!
Вы наверняка слышали об одной из широко распространённых форм синестезии, известной как графемно-цветовая или цвето-графемная, когда цифры или буквы воспринимаются окрашенными.
Вообще, сегодня только часть типов синестезии описана учёными.
Наверное, вследствие того, что хоть синестезия и являлась объектом пристального научного внимания в конце XIX и начале XX веков, в середине XX века она была заброшена учёными из-за малого числа объектов изучения.
Определение синестезии в исторических материалах наполнено заблуждениями, не считая (авто-)биографические источники, которые точно предоставляют убедительные и подробные описания.
Большинство известных синестетов является художниками, писателями или музыкантами.
Русский художник Василий Кандинский сочетал четыре ощущения: цвет, слух, осязание и запах.
Владимир Набоков описывал свою графемо-цветовую синестезию в автобиографии «Память, говори» (ранее была издана под названием «Другие берега») и отобразил её в некоторых героях.
Дэвид Хокни воспринимает музыку в цвете, форме и расположении в пространстве и использует эти ощущения, когда рисует декорации для оперы (хотя другие художественные работы пока не создаёт).
Синестетами-композиторами были Николай Римский-Корсаков,
Дюк
Эллингтон и
Оливье Мессиан, чьи три типа сложных цветов ясно представлены в музыкальных струнных структурах, которые он изобрёл.
Физик Ричард Фейнман
описывает цветные уравнения,
изобретатель Никола Тесла; актриса Стефании Корсуэл считали себя синестетами;
Николай Римский-Корсаков хоть и воспринимался как достаточно консервативный композитор, на самом деле был синестетом.
Французские поэты Артюр Рембо и Шарль Бодлер писали о синестетическом опыте, но нет доказательств, что они сами были синестетами. В своих Correspondances (1857) Бодлер представил идею, что чувства можно и нужно смешивать. Бодлер принимал участие в эксперименте с гашишем психиатра Жака Жозефа Моро и заинтересовался, как чувства могут влиять друг на друга.
Джоан Харрис, автор романа «Шоколад», является синестетом и говорит, что ощущает цвета как запахи. Её роман «Blueeyedboy» («Мальчик с голубыми глазами») демонстрирует различные аспекты синестезии.
Если у Вас есть дополнительные сведения, сообщите и "Литературный гурман" обязательно расскажет об этом.