Продолжаются дни великого господского двунадесятого праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. И я сердечно поздравляю Вас с этим праздником!
Когда мы задумываемся о Кресте Христовом, о распятии Господа нашего и Спасителя, то мы непременно сталкиваемся с проблемой, которая предшествовала страданиям Господа на Голгофе. Которая неразрывно связана с Крестом Христовым и без которой Голгофа была бы невозможна... Это проблема предательства. Предательства Иуды Искариотского, которое он совершил по отношению к своему Учителю и Наставнику.
Предательством в общем смысле называется всякое отступление и всякое изменение кому-либо или чему-либо. Кроме того, так называется изменение своему долгу. То, что предательство Иуды неразрывно связано с Крестом Христовым, на это указывает уже сама Церковь Православная, когда в богослужебном седмичном круге Кресту посвящает не только пятницу (тот день, когда собственно был распят Христос), но также и среду, когда распятие еще не произошло, но было совершено Иудино предательство. Деяние предательства во всех религиях, во всех философских системах и светской этике носит безусловно отрицательный смысл. Потому что таковое деяние всегда, во все времена и во всех сообществах было деянием мерзким. И чтобы нам вернее было разобраться в природе этого деяния, в том, что к нему ведет, нам нужно пристальнее всмотреться вот в этот образ - в образ предателя, в образ Иуды Искариотского.
Что мы знаем о нем из Священного Писания? Первое, что нам о нем сообщается, это то, что он был в числе двенадцати первых учеников Христовых, которых Господь призвал для помощи в Своем служении. Иуда был в числе избранных! И это говорит о том, что предательство совершается всегда только в том случае, когда человеку оказано доверие - Иуде было оказано доверие Христом. Кроме того, мы знаем, что доверие это было сугубым, особым, потому что Иуде был доверен ковчежец с денежными средствами - сундук с теми пожертвованиями, которые приносили люди Господу и Его ученикам. Он хранил и носил этот ковчег... Но мы также знаем из Священного Писания об Иуде, что он был сребролюбив. И вот этот порок, этот "корень всех зол", как говорит Священное Писание, уже указывает нам на основу, с которой совершается предательство. Сребролюбие Иуды - это не просто жадность, это не просто стремление к стяжанию, к накопительству - это вообще приверженность ко всему материальному, земному, тленному, мирскому. И когда человек начинает замечать в себе то, что он излишне привержен к миру и к "тому, что в мире", то он должен весьма и весьма остеречься. Потому что Сам Господь говорит нам Духом Святым в Священном Писании: не любите мира, ни того, что в мире, потому что все это есть вражда по отношению к Богу. И от этой любви к миру прямая дорога ведет к предательству Христа...
Знаем мы еще об Иуде и то, что он был - вор. Об этом нам сообщает Евангелие. Он не просто носил, хранил этот сундук с деньгами, но он тайно присваивал себе часть из тех средств, которые в этот ковчег влагались. И безусловно, таким образом, человек, который утаивает что-то из того, что ему доверено, который занимается казнокрадством, который нарушает то доверие, которое ему оказывается, безусловно, уже является предателем - он начинает свой путь, свою дорожку к предательству...
Но, кроме того, об Иуде мы знаем еще то, что свойствен ему был такой, на первый взгляд, незначительный грех, прегрешение, как осуждение. Нам кажется, что это действительно что-то мелкое и незначительное, мы часто этому не придаем значения, но вспомните, как Иуда осудил ту женщину, которая пришла ко Христу накануне Его страданий и принесла сосуд с драгоценным миром. И она отерла этим миром тело Господне... И Иуда осудил эту женщину - и ее деяние, и Самого Спасителя, сказав, что могло бы быть продано это миро, и деньги могли быть розданы нищим. Но, как говорит Апостол, не о нищих он заботился, а наверняка о том, чтобы из полученных таким образом денег была бы возможность у него что-то присвоить себе. Корыстолюбивая и алчущая душа говорила в нем!
И, наконец, есть еще одна важная деталь, которую мы почерпаем в своих знаниях об Иуде из Священного Писания - и, в частности, из описания Тайной Вечери. Когда святой апостол и евангелист Иоанн Богослов спросил Господа: кто есть тот, кто Тебя предает? - Господь ответил: это тот, кто опустит со Мною руку в блюдо. Что значат эти слова, как их толкуют святые отцы? Дело в том, что издревле - а в благочестивых сообществах и по сей день - сохраняется такой обычай, что всякую трапезу, всякое собрание для принятия пищи начинает старший, начинает тот, кого наиболее уважают среди собравшихся. В семейном кругу это - отец, глава семейства. В церковном кругу это - настоятель, предстоятель церковного собрания. В любом случае, это - наиболее уважаемый и старший из собравшихся... И прежде, чем он приступит к трапезе, никто не начинает ее. Он должен сделать какое-то движение, какой-то знак, который открывает обед. И вот Господь наш Иисус Христос за Тайной Вечерей точно так же взял в руку хлеб и опустил его в блюдо с солью - и это начинало трапезу. Но Он знал, что вместе с Ним так поступит Иуда! Почему? Да потому что Иуда не имел никакого уважения ко Христу! Он не признавал в Нем старшего, не признавал Учителя, не признавал Наставника. Иуда был дерзок - и он уже тогда отличался той страстью, тем грехом, которая берет начало еще на заре Ветхого Завета и которой отличался другой библейский персонаж, имя которого стало нарицательным. Это порок хамства. Это неуважение к своему отцу, презрение своего отца, насмеяние и глумление над ним. Точно такое хамство проявляет Иуда ко Христу, когда не уступает Ему права первым опустить руку в блюдо, но одновременно с Ним касается своим куском этого блюда с солью.
И вот это все указывает нам на природу такого деяния, природу предательства. Это говорит нам, что предательство - только вершина айсберга, это нечто, венчающее целый комплекс страстей и грехов. И предательство - это лишь то, что человек уже, если можно так выразиться, естественно совершает после того, как внутренне, духовно созрел для этого мерзкого деяния.
Мы должны знать, что неслучайно в практике православного благочестия, в различных перечнях грехов и страстей, мы нередко можем не найти названия самого такого греха - предательства. Например, у преподобного Петра Дамаскина, у святителя Игнатия (Брянчанинова), в писаниях отца Иоанна (Крестьянкина) можно этого не обнаружить или обнаружить вскользь. Почему? Да потому что само по себе это определение - предательство - есть достаточно обобщенный термин. Имеется в виду то, что предательством, по большому счету, является всякое наше отступление от Христа, всякий наш грех, даже самый мелкий. Потому что во всяком грехе мы оставляем Христа, отрекаемся от Него. Мы нарушаем те обеты, которые дали при Крещении, когда плюнули на сатану, отреклись от сатаны и обещали сочетаться со Христом. Согрешая, мы все это нарушаем и таким образом мы совершаем предательство, каким бы мелким оно ни казалось.
Однако надо отличать предательство Петра и предательство Иуды! Петр, совершив свое отречение, раскаялся затем и всей последующей своей жизнью деятельно искупил свой грех. Иуда тоже вроде бы покаялся. Но он вслед за предательством совершил еще более тяжелое деяние - то деяние, в котором уже невозможно раскаяться: убийство - убийство самого себя... И поэтому и Церковь не называет предательством вот такие мелкие грехи, хотя они на самом деле таковыми являются... Но, с другой стороны, мы не называем предательством - и предательством, конечно же, не являются - например, отречение от сатаны. Нельзя предать беса! Нельзя предать лживое учение. Нельзя изменить идолу. И поэтому люди, которые приходят от своих заблуждений к истинной вере, которые, например, возвращаются от язычества, которые отрекаются от бесов, даже если они до этого были каким-либо образом связаны с этими силами или с этими системами религиозными, они не совершают предательства - напротив, они совершают дело благое и делают правильный выбор в своей жизни. Поэтому не все то, что кажется изменой, на самом деле таковой является.
Проанализировав все то, о чем сейчас сказано, мы приходим к выводу о том, что предательство неразрывно связано с именем Христовым. Человек, который отходит от Христа, отступает от Него, изменяет Ему, безусловно, совершает предательство. И если человек родился, вырос и воспитан в среде, которая неразрывно связана со Христом, с христианством, если он воспитан в культуре, в истории, в народе, в стране, в Отечестве, которое неразрывно связано со Христом, и если он отрекается, изменяет или предает эту культуру, эту историю, эту среду, этот народ и это Отечество, если он по отношению к этой культуре и к этому народу и к этому Отечеству совершает все те порочные деяния, которые мы сейчас только что обнаружили в Иуде - то есть алчность, жадность, дерзость, хамство и всякое неуважение к этой культуре, - то, безусловно, он предает эту культуру, эту историю, этот народ и это Отечество. И, безусловно, такого человека ожидает страшная иудина участь!
От чего благодатию Своей и силою Честнаго и Животворящаго Креста да оградит нас Господь наш и Спаситель Иисус Христос!
Аминь. С праздником!
Произнесено за Божественной литургией в Знаменском кафедральном соборе г. Кемерово 2 октября 2014 г.