Найти тему
Вечный Студент

Развитие военной администрации как науки и учебной дисциплины

Доклад в целях помощи студентам-юристам в освоении материала
Доклад в целях помощи студентам-юристам в освоении материала

С давнего времени возникла потребность в разработке и научной систематизации правового материала, регламентирующего организацию войск, их составные элементы, прохождение военной службы, порядок комплектования войск и организацию военного дела в целом.

Всякая совместная деятельность нуждается в управлении и руководстве (администрировании). Военная деятельность в силу своей особой значимости для государства и общества подлежит государственному руководству в особенной степени. Следовательно, появление государственной управленческой деятельности в военной деятельности одновременно с возникновением публичной власти является закономерным процессом. Даже на самых ранних этапах развития государственности принимались правовые нормы, регулировавшие отдельные вопросы военного строительства и военного управления. Организации войска большое внимание уделялось в Египте, Греции и Риме. Однако системное правовое регулирование государственного управления в военной деятельности появляется в Западной Европе в период абсолютизма, когда государство подробно регламентировало порядок формирования армии, определяло способы получения финансовых средств на содержание войск, устанавливало дисциплинарные правила и ответственность за их нарушения. Тогда начали систематизироваться и научные знания о государственном управлении в военной деятельности.

Развитие вооружения и военной техники ознаменовалось началом становления сложной организации армии и флота, возросла значимость штабов и органов военного управления, на основании чего целесообразно возросли требования к офицерскому составу в отношении понимания основ военного управления. В результате стали выделяться военные науки, в частности, тактика, артиллерия и фортификация и, конечно, военная администрация.

В XVI–XVII вв. государствоведы начинают разрабатывать наиболее общие проблемы управления в военной деятельности. Французский правовед Ж. Боден анализирует вопросы комплектования и содержания армии. Английский государствовед Т. Гоббс исследует источники финансирования войн. Другой французский государствовед Ш. Монтескье рассуждает о праве войны, необходимости и устройстве армий, функциях парламента и исполнительной власти по принятию и исполнению военных законов.

В начале XIX в. в России начала преподаваться военная администрация. Преподавание осуществлялось в Академии Генерального штаба. Преподавали следующее: основы организации военного управления, военной службы и комплектования армии, и содержание военной администрации имело практический (прикладной) характер. Впоследствии военную администрацию стали преподавать во всех военно-учебных заведениях России.

В 1878 г. с момента образования Военно-юридической академии военная администрация как наука и учебная дисциплина приобрела более теоретический характер, связанный с изучением законодательства в области устройства армии, военной службы, ответственности военнослужащих.

В конце XIX и начале XX вв. представители науки военной администрации изучали правовые основы устройства армии, ее комплектования, прохождение военной службы, военного управления, удовлетворения материальных потребностей военнослужащих и армии в целом.

По мнению большинства ученых, например П.Л. Лобко предмет военной администрации составляет изучение законов армии в отношении ее устройства или организации, пополнения, или комплектования, прохождения службы, устройства военного управления, удовлетворения материальных потребностей военнослужащих.

Также в Александровской военно-юридической академии посчитали, что предмет военной администрации следует определять как законы, касающиеся военного быта, устройства и управления войск. В данной связи ученые пришли к выводу, что целесообразным будет назвать данную дисциплину военно-административным правом (военная администрация). И в результате с 1912 г. дисциплина «военно-административное право» стала преподаваться в Александровской военно-юридической академии.

В 1940 г. был издан учебник по советскому военно-административному праву.

Стоит отметить, что выделение военно-административного права обуславливается интересами более глубокого изучения военно-административных норм и отношений, особенностями жизни, быта и деятельности войск и также задач, решаемых органами военного управления.

Военно-административное право рассматривало вопросы единоначалия и законности как основные принципы военного управления, в частности изучало особенности взаимоотношений между начальниками и подчиненными, что определяло роль и значение в армии воинского должностного лица (командира, начальника), его права и обязанности.

Результаты научных исследований и научные достижения военно-административного права активно внедряются в учебный процесс в Военном университете, в других военных образовательных учреждениях профессионального образования и при проведении правовой подготовки военнослужащих. Актуальным является внедрение в учебный процесс по военно-административному праву передовых, наиболее прогрессивных методов обучения, его максимальное приближение к потребностям практики.