Принятие Арбитражным судом заявления о признании юридического или физического лица означает не только то, что все свои долги это лицо заплатить не может, но и то, что у него в наличии есть денежные средства или имущество, которое нужно распределить между кредиторами.
В противном случае, в принятии заявления просто откажут.
Считается, что банкротство и нужно для того, чтобы учесть категории долгов и распределить имеющиеся денежные средства по требованиям кредиторов максимально правильно и справедливо.
Реально же, по моему мнению, данная процедура применяется, чтобы «скинуть» долги.
Назначенный судом управляющий формирует конкурсную массу, продавая имущество должника, а потом распределяет ее.
Арбитражный управляющий «отчитывается» о своих действиях перед судом, но, на практике, в своих действиях самостоятелен.
Главное для него составить или подогнать отчет.
Если посмотреть на очередность распределения денежных средств, то станет понятно, что таким распределением защищаются интересы не столько кредиторов, сколько управляющего.
При банкротстве как юридического, так и физического лица расходы, связанные с оплатой вознаграждения арбитражному управляющему, а также оплата услуг лицам, привлеченным этим управляющим для обеспечения выполнения им возложенных обязанностей (часто это бухгалтер и юрист), осуществляется вне очереди.
Более того, из четырех очередей «вне очереди» эти выплаты осуществляются в первую очередь.
Не сложно догадаться, что при такой очередности при распределении шансы получить свое присутствуют только у «очереди» вне очереди, то есть у кредиторов по текущим платежам.
Еще надежда есть у первой-второй очереди «обычной» очереди.
У первой - требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, выплата алиментов.
А у второй - это заработная плата и платежи, из нее вытекающие (выходные пособия).
Что касается остальных очередников, то удовлетворение их требований даже частично - большая редкость.
Включение в реестр требований кредиторов вовсе не означает погашение задолженности.
Вспоминаю беспочвенную радость одного индивидуального предпринимателя после включения его требований в реестр кредиторов при банкротстве организации, у которой в собственности осталось контора, да два гаража, а долгов, конечно, было как у организации серьезной.
Эта радость была настолько искренней, что язык не повернулся сказать, что с этими деньгами можно уже сейчас попрощаться.
Для управляющего процедура банкротства просто заработок, и чем дольше он банкротить будет, тем больше заработает сам, и тем меньше остальным на погашение останется.
Вот и продляется процедура из года в год: то неучтенное имущество найдет, сарай какой-нибудь, который, чтобы продать, сначала зарегистрировать нужно.
Ну, а денег с его продажи только управляющему на вознаграждение и хватит, но это главное.