Выставка военной техники «На поле Великой войны»

Вклад города Горький в Великую Отечественную войну трудно описать словами. Заводы «Красное Сормово», ГАЗ, Горьковский артиллерийский завод № 92 и др. производили легендарную военную технику. Чего только стоят танки – Т-34 и Т-60, самый эффективный истребитель войны – «ЛА-5», самая массовая пушка ЗИС-3.

Выставка работает на базе Музея Боевой Славы МБОУ "Школа №54" г. Нижний Новгород. Модели советской военной техники призваны отразить вклад нашего города в Великую Победу. В противовес им в выставке представлены модели немецких легких танков.

Модели были подарены музею в июле 2021 года доктором исторических наук Подрепным Евгением Ильичом.

1. Модель артиллерийского тягача Т-20 «Комсомолец»

Модель тягача Т-20 выполнена из пластика в масштабе 1:35.
Модель тягача Т-20 выполнена из пластика в масштабе 1:35.

Техническая характеристика артиллерийского тягача Т-20 «Комсомолец».

Разработчик: КБ (конструкторское бюро) Астрова.
Год начала работ: 1936.
Год выпуска первого прототипа: 1937.
Боевая масса — 3,5 т.

Экипаж — 2 чел.
Десант — 6 чел.

Бронирование:
Лоб — 10 мм, борт и корма — 7 мм.

Двигатель: ГАЗ-М, карбюраторный, рядный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения.
Мощность двигателя — 50 л. с.
Скорость по шоссе — 50 км/ч
Запас хода по шоссе — 250 км.

Преодоление препятствий:
подъём — 32 градуса без прицепа
стенка — 0,47 м
ров — 1,4 м
брод — 0,6 м

Роль в Великой Отечественной войне

Горьковский автозавод (ГАЗ) с декабря 1937 года по 1938 год производил тягачи Т-20. Благодаря простой конструкции выпуск готовой продукции проходил высокими темпами. До 1941 года тягачи выпускались на головном заводе № 37 в Москве и Сталинградском тракторном заводе. Однако после начала войны заводы, производившие тягачи Т-20, нагрузили заказами на легкие танки. Сборка тягачей оказалась менее приоритетной задачей и с августа 1941 года «Комсомольцы» больше не выпускались. Большая часть из произведенных 7780 машин попала на фронт.
Тягачи Т-20, обладавшие неплохими тяговыми характеристиками, использовались
для буксировки орудий в РККА в течение всего хода Великой Отечественной войны. Применялись они и в качестве легких танков/танкеток и даже орудийных платформ РККА. Машина была простой в эксплуатации и надежной в техническом плане. На фронтах войны тягачи «Комсомолец» применяли и для буксировки тяжелой малокалиберной зенитной и дивизионной артиллерии. Т-20 оказались идеальными для лесных дорог и всегда были обеспеченны автомобильными запчастями.

Интересные факты:

1. Быстроходный бронированный гусеничный тягач Т-20 «Комсомолец» был разработан в конце 1936 года в конструкторском бюро НАТИ под руководством главного конструктора Н.А. Астрова.

2. Из—за высоких темпов производства тягачей на 1 января 1941 года заказчик в лице РККА принял 4401 машину при по положенных по штату 2810.

3. На базе «Комсомольцев» были созданы противотанковые САУ - ЗиС-30. Автором идеи был Василий Гаврилович Грабин, служивший на Горьковском артиллерийском заводе № 92 главным конструктором.

4. Небольшой, быстрый, маневренный тягач Т-20 использовался не только по прямому назначению, но и заменял собой танкетки и бронеавтомобили при проведении разведки.

5. Трофейные машины Т-20 «Комсомолец» использовались как Вермахтом, так и союзниками Германии.

6. После Великой Отечественной войны тягач Т-20 фактически стал прообразом МТ-ЛБ.

Источники:
Павлов М. Трактор-транспортер Т-20 «Комсомолец» // Военная летопись. Серия «Бронетанковый музей». №14. 2007.
Коломиец М. 1941. Танки в битве за Москву. 2009.

2. Модель легкого колесно-гусеничного танка БТ-5

Модель легкого танка БТ-5 выполнена из пластика в масштабе 1:35
Модель легкого танка БТ-5 выполнена из пластика в масштабе 1:35

Техническая характеристика легкого танка БТ-5.

Страна: СССР
Год выпуска первого прототипа: 1933 г.

Тип: Быстроходный танк
Длина: 5,58 м
Ширина: 2,23 м
Высота: 2,23 м

Броня, лоб: 13 мм
Броня, борт: 13 мм
Броня, башня: 13 мм

Экипаж: 3 человека

Двигатель: Карбюраторный М-5, мощностью 400 л.с.

Дальность хода: 150 км (на гусеницах), 200 км (на колёсах).
Максимальная скорость: 52 км/ч (на гусеницах), 72 км/ч (на колёсах).

Масса: 11,5 тонн
Вооружение: 1х 45-мм пушка 20-К обр. 1937 г., 1х 7,62-мм пулемет ДТ

Роль в Великой Отечественной войне

Советский лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-5 является усовершенствованным вариантом танка БТ-2 с двигателем советского производства и усиленным вооружением. Выпускался серийно на Харьковском паровозостроительном заводе в 1933-1935 годах. Всего произведено 1884 машины.

БТ-5 предназначались для механизированных и танковых корпусов РККА, использовались в основном для нанесения контрударов по наступающим группировкам противника.

Применялись БТ-5 в битве за Москву осенью-зимой 1941 г., неудачном наступлении под Харьковом, в обороне Кавказа и Сталинграда в следующем 1942 г. Танки БТ-5 использовались еще при окончательном освобождении Ленинграда от блокады в январе 1944 г. Всю войну танки БТ несли службу на Дальнем Востоке, в том числе участвовали в разгроме Квантунской армии Японии.

Машина была несложной в освоении, отличалась неприхотливостью в обслуживании и высокой подвижностью, благодаря чему пользовалась популярностью у танкистов.

Интересные факты:

1. Во время Киевских манёвров 1935 года экипажи БТ-5 совершали массовые прыжки на своих машинах через различные препятствия на 15-20 метров.

2. На танках БТ-5 использовалась независимая подвеска с винтовой цилиндрической пружиной, изобретённая американским инженером Джоном Кристи. Это давало возможность применения боевой машины как на гусеничном, так и на колесном ходу.

3. Танки БТ-5 воевали в Испании в 1937 году, у реки Халхин-Гол в 1939 году. Применялись в присоединении Западной Украины и Белоруссии, в советско-финской войне. Под Ленинградом и в Карелии танки БТ-5 воевали до середины 1944 года.

4. Характерной деталью внешнего облика «бэтэшек» стала «пирамидообразная» лобовая часть. Корпус был клёпаный.

5. Строки знаменитой песни: «Броня крепка и танки наши быстры!» - посвящены именно танку БТ.

6. За первые месяцы войны большинство участвовавших в ожесточенных боевых действиях танков БТ-5 были безвозвратно потеряны.

Источники:
Танк БТ-5. Наставление автобронетанковых сил РККА (1935 года);
Максим Коломиец.Танки на Халхин-Голе. Необъявленная война Сталина;
Г.Л. Холявский. Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг.

3. Модель грузового автомобиля ЗИС-5 «Трёхтонка», «Захар Иванович»

Модель автомобиля ЗИС-5 выполнена из пластика в масштабе 1:35
Модель автомобиля ЗИС-5 выполнена из пластика в масштабе 1:35

Техническая характеристика грузового автомобиля ЗИС-5.
Год начала работ: 1933.
Год выпуска первого прототипа: 1933.

Масса — 3,075 т.

Грузоподъемность – 3 т.
Экипаж — 2 чел.

Двигатель: карбюраторный, 6-цилиндровый, жидкостного охлаждения.
Мощность двигателя — 73 л. с.
Скорость по шоссе — 50 км/ч

Запас хода по шоссе — 200 км.

Объем бака – 60 л.

Роль в Великой Отечественной войне

ЗИС-5 («трёхтонка») — советский среднетоннажный грузовой автомобиль грузоподъёмностью 3 т; второй по массовости (после ГАЗ-АА) грузовик 1930-40-х годов, один из основных транспортных автомобилей Красной Армии во время Великой Отечественной войны.

В 1941 году автомобиль перестали производить только в Москве, в стране появились два новых автозавода — в Ульяновске и на Урале, в Миассе. Машина военного времени отличалась максимально упрощенной кабиной, обшитой деревянными рейками вместо стали, угловатыми крыльями, изготовленными на гибочном станке, отсутствием передних тормозов, а иногда и правой фары.

В 1942- м производство возобновили и в Москве. Эти грузовики (еще до войны на вооружении Красной Армии состояло примерно 104 000 ЗИСов, почти треть общего числа выпущенных) возили людей и боеприпасы, самое разное оборудование и вооружение — от прожекторов до огромных понтонов, под которыми трехтонка выглядела крохотным пикапом. Так и доехали до Берлина и Праги и вернулись обратно.
Позже,
Горьковский автомобильный завод использовал ЗИС-5 как прототип таких автомобилей как ГАЗ-52 и ГАЗ-53. Эти автомобили так же имели колесную формулу 4х2. На ЗИС-5 запас бензина проверялся линейкой – щупом, бензобак был тут же – в кабине, под сиденьем. Так же, как потом было сделано и на ГАЗ-51 — 53.
Также, на автомобиле ЗИС-5 фары были взаимозаменяемыми с фарами машин ГАЗ-А, и ГАЗ-АА.

Интересные факты:

1. ЗИС-5 стал первым советским автомобилем, поставляемым на экспорт — в Турцию, Прибалтику, Болгарию, республиканскую Испанию.

2. ЗИС-5 ремонтировался в полевых условиях минимальным набором инструментов, состоящим из десятка ключей, молотка, монтировки. Среди шоферов тех лет ходила полушутка-полубыль насчёт того, что одним ключом «на 17» можно разобрать пол машины.

3. По усилию на педали сцепления этот автомобиль сравним разве что с танком Т-34.

4. О том, почему ЗИС-5 называется Захаром, мало кто знал уже в годы его активной эксплуатации. Говорят, остроумные шоферы прозвали автомобиль «Захаром Ивановичем» еще до войны.

5. Удивительно, что ЗИС-5, не будучи машиной повышенной проходимости, мог успешно эксплуатироваться в любое время года по размокшим грунтовым дорогам, заснеженному проселку, пескам. Это объясняется высокими тяговыми характеристиками двигателя в сочетании с выгодным распределением масс по осям, несмотря на то, что ведущей была только задняя ось.

Источники:
Поликарпов Н. Грузовой автомобиль ЗИС-5. М.: Издательство «Цейхгауз», 2007.
Пьянков С. А. Сердце для «Захара Ивановича»: из истории производства двигателей на Уральском автомобильном заводе в годы Великой Отечественной войны // История науки и техники. 2020.
Фиттерман Б. М., Кузнецов А. В. Трёхтонка. Выбор пути. ЗИС-5 // Автомобильная промышленность. 2016

4. Упрощенная модель дивизионной пушки ЗИС-3

Модель пушки ЗИС-3 представлена с упрощенным дульным тормозом и без противооткатного устройства.
Модель пушки ЗИС-3 представлена с упрощенным дульным тормозом и без противооткатного устройства.

Техническая характеристика дивизионной пушки ЗИС-3

Страна: СССР.
Годы выпуска первого прототипа: 1941 год.
Главный конструктор: В. Г. Грабин.
Головное предприятие по производству: артиллерийский завод № 92 в городе Горьком.

Массогабаритные характеристики:
Калибр, мм: 76,2.
Длина ствола, клб: 40 (с учётом дульного тормоза)

Масса в боевом положении, кг: 1200.
Масса в походном положении, кг: 1850.

Огневые возможности:
Макс. дальность стрельбы, км: 13,29.
Скорострельность, выстр./мин: до 25.

Роль в Великой Отечественной войне

Разработка пушки ЗИС – 3 начата в мае 1941 года по инициативе В. Г. Грабина. ЗИС-3 была принята на вооружение 12 февраля 1942 года с официальным названием «76-мм дивизионная пушка обр. 1942 г.» и поступала в армию в нескольких модификациях.

Всего в период с 1941 по 1945 выпущено 103 тысячи штук. Для сравнения за тот же период времени промышленность нацистской Германии выпустила около 25 000 буксируемых противотанковых 75-мм орудий PaK40 и около 2600 вооружённых ими различных САУ, которые в вермахте были аналогом ЗИС-3 по назначению. Массовое производство орудий развернулось с 1942 года и велось главным образом на Горьковском заводе № 92.

Советская дивизионная и противотанковая пушка ЗИС-3 стала самым массовым советским артиллерийским орудием, выпускавшимся в годы Великой Отечественной войны. Благодаря своим выдающимся боевым, эксплуатационным и технологическим качествам это орудие признается специалистами как одно из лучших орудий Второй мировой войны.

ЗИС-3 предназначалась для уничтожения огневых средств пехоты противника и его артиллерии, танков и других мотомеханизированных средств противника.

В заметных количествах ЗИС-3 появились в войсках в 1942 году, постепенно вытесняя своих предшественников. В 1943 году данное орудие стало основным в дивизионной пушечной артиллерии. В Курской битве ЗИС-3 составляла основу советской артиллерии, до конца войны прочно удерживала статус основной дивизионной пушки. Кроме того, ЗИС-3 активно применялись советскими войсками в ходе войны с Японией.

Интересные факты:

1. ЗИС-3 — первое в мире артиллерийское орудие, которое собиралось на конвейере и самая массовая пушка Великой Отечественной войны

2. В послевоенное время ЗИС-3 долго состояла на вооружении Советской Армии, а также активно экспортировалась в ряд стран.

3. В немецких войсках ЗИС-3 называли «ратш-бум» — звук пролетающего со сверхзвуковой скоростью снаряда был слышен чуть раньше, чем долетал звук выстрела.

Источники
76-мм пушка обр. 1942 г. Руководство службы / Баранова А.Я., Цыбышев В.А. — М.: Военное издательство Министерства Обороны СССР, 1971. — 246 с.
Рузаев С.В. Артиллерийские системы из коллекции музея военной техники УГМК. — Екатеринбург: Уральский рабочий, 2017. — 80 с.

5. Модель легкого танка Pz.Kpfw. I (Panzerkampfwagen I – боевая бронированная машина 1)

Модель немецкого танка Pz.Kpfw. I выполнена из пластика в масштабе 1:35
Модель немецкого танка Pz.Kpfw. I выполнена из пластика в масштабе 1:35

Техническая характеристика немецкого танка Pz.Kpfw. I.
Год начала работ: 1934.
Год выпуска первого прототипа: 1934.

Боевая масса — 5,5 т.
Экипаж — 2 чел.

Компоновочная схема – классическая.

Бронирование:
Лоб — 80 мм, борт и корма — 50 мм.

Двигатель: горизонтально-оппозитный, 4-цилиндровый, карбюраторный, воздушного охлаждения Krupp M305.
Мощность двигателя — 57 л. с.
Скорость по шоссе — 57 км/ч.
Скорость по пересеченной местности – 12 км.
Запас хода по шоссе — 145 км.
Запас хода по пересечённой местности — 93 км.

Преодоление препятствий:
подъём — 30 градуса без прицепа.
стенка — 0,37 м.
ров — 1,4 м.
брод — 0,6 м.

Роль в Великой Отечественной войне

Panzerkampfwagen I (Pz.Kpfw.I, Pz.I; транслитерируется как Панцеркампфваген I) — германский лёгкий танк 1930-х годов. В советской литературе традиционно обозначался как Т-1.

Первый германский серийный танк после окончания Первой мировой войны, Pz.Kpfw.I был разработан в 1930—1934 годах фирмами «Крупп» и «Даймлер-Бенц». Серийно производился с 1934 по 1937 год, всего было выпущено 1575 танков этого типа.

В середине — второй половине 1930-х годов Pz.Kpfw.I составил основу только что созданных германских бронетанковых войск и оставался в этой роли вплоть до 1937 года, когда началось массовое производство более совершенных танков. Первое боевое применение танка состоялось в 1936 году в ходе гражданской войны в Испании.

Танк активно использовался германскими войсками на начальном этапе Второй мировой войны. По состоянию на 15 августа 1939 года на вооружении Германии всё числились 1445 Pz.Kpfw.I Ausf.A и Ausf.B, что составляло 46,4 % всей бронетехники панцерваффе.

На советско-германском фронте Pz.Kpfw.I оказались в очень тяжёлом положении: танки этого типа несли тяжёлые потери, как от противотанковой обороны, так и от огня советских танков, в большинстве своём вооружённых высокоэффективными пушками. Высокие потери, в сочетании с изношенностью шасси, быстро сокращали их число в боевых частях. Практически все немногочисленные остававшиеся на советско-германском фронте Pz.Kpfw.I были потеряны зимой 1941/1942 годов.

С 1942 года Pz.Kpfw.I практически исчез из частей первой линии, а уцелевшие танки активно переоборудовались в подвозчики боеприпасов и другие специализированные машины. Вплоть до 1943 года они также использовались в роли командирских машин для подразделений САУ. Единичные танки этого типа участвовали в Курской битве.

В роли учебных машин Pz.Kpfw.I использовались практически до самого конца войны и списывались лишь когда ремонт становился нецелесообразным из-за полного износа.

Интересные факты:

1. Помимо вермахта, Pz.Kpfw.I поставлялся, в основном в незначительных количествах, в ряд других стран, в том числе в Испанию, где танки этого типа продолжали эксплуатироваться вплоть до конца 1940-х годов.

2. Недостаточное бронирование и низкая проходимость малогабаритного танка, несмотря на высокую скорость Pz.Kpfw.I, не давала ему в бою реальных преимуществ.

3. С 1942 года Pz.Kpfw.I практически исчез из частей первой линии, а уцелевшие танки активно переоборудовались в подвозчики боеприпасов и другие специализированные машины. 511 снятых с них при этом башен были использованы впоследствии при строительстве укреплений.

4. Pz.Kpfw.I оказались совершенно неспособны бороться с лёгкими советскими танками. Несмотря на то, что 7,92-мм бронебойные пули марки S.m.K.H. пробивали броню Т-26 на дистанции в 120—150 метров, после первоначальных успехов, достигнутых с помощью их применения, советские танковые подразделения сменили тактику. Держась на значительных расстояниях, часто до 1000 метров, Т-26 попросту безнаказанно расстреливали немецкую технику, пользуясь подавляющим преимуществом 45-мм пушки, поражающей Pz.Kpfw.I практически на любой дистанции прицельной стрельбы.

5. Броня Pz.Kpfw.I выдерживала винтовочный и пулемётный огонь на близких дистанциях и часто выдерживала даже попадания малокалиберных фугасных снарядов. Вместе с тем, смотровые лючки порой самопроизвольно приоткрывались от пулевых попаданий, в результате чего рикошетирующие пули или брызги свинца попадали в танк.

Источники:
Panzer Tracts No.1–2 Panzerkampfwagen 1 (Kl.Pz.Bef.Wg. to VK 18.01), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2002

6. Модель легкого танка Pz.Kpfw. II (Panzerkampfwagen II – боевая бронированная машина 2)

Модель немецкого танка Pz.Kpfw. II выполнена из пластика в масштабе 1:35
Модель немецкого танка Pz.Kpfw. II выполнена из пластика в масштабе 1:35

Техническая характеристика легкого танка Pz.Kpfw. II.

Год начала работ: 1934.
Год выпуска первого прототипа: 1935.

Боевая масса — 9,5 т.
Экипаж — 3 чел.

Бронирование:
Лоб — 80 мм,
борт и корма — 50 мм.

Двигатель: рядный, 6-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения Maybach HL 62TRM.
Мощность двигателя — 130 л. с.
Скорость по шоссе — 40 км/ч

Запас хода по шоссе — 190 км.
Запас хода по пересечённой местности — 125 км.

Преодоление препятствий:
подъём — 30 градуса без прицепа.
стенка — 0,63 м.
ров — 1,8 м.
брод — 0,925 м.

Роль в Великой Отечественной войне

Танк был разработан фирмой "МАN" в сотрудничестве с фирмой "Даймлер-бенц" в 1934 году. Серийное производство танка было начато в 1937 году и завершилось в 1942 году.

В начале Второй мировой войны такие танки составляли 38 процентов танкового парка вермахта. Однако опыт использования танка в боях показал, что его вооружение и бронирование недостаточны. Производство танка было прекращено после выпуска более 1800 танков всех модификаций. Часть танков была переделана в огнеметные с установкой на каждом танке двух огнеметов с дальностью огнеметания 50 метров. На базе танка были созданы также самоходно-артиллерийские установки, артиллерийские тягачи и транспортеры боеприпасов.

В 1942 году танки вывели из состава танковых полков и частично использовали либо в штурмовых артиллерийских бригадах, либо на второстепенных участках фронта.

На 1 июня 1941 года панцерваффе имели 1074 линейных танка Pz.II.и 85 огнеметных, из которых в операции против СССР было задействовано 825 обычных и 84 огнемётных машины. В течение 1941 года на Восточном фронте было потеряно 424 линейных танка и около 40 огнеметных. Pz.II использовались вплоть до 1943 года. В операции «Цитадель» приняло участие 70 Pz.II.

К концу 1942 года большая часть танков была убрана с передовой и передана в учебные части и на второстепенные фронты. Производство танков было прекращено в 1943 году, а оставшиеся шасси были использованы для создания САУ (в основном Wespe и Marder II).

В марте 1945 года в войсках насчитывалось 145 единиц танков этого типа. Стоит относиться с осторожностью к данным о безвозвратных потерях. В эти цифры включались машины, отправленные в долгосрочный ремонт на заводы. Так, к 1 июня 1941 года, фактически было списано только около 180 Pz.II.

Интересные факты:

1. Вопреки расхожему мнению, основанному на мемуарах немецких генералов, учебным этот танк не был. Более того, на момент создания Pz.Kpfw.II являлся одним из лучших лёгких танков в мире.

2. Pz.Kpfw.II имелись на вооружении 66-го танкового полка 2-й лёгкой дивизии и принимали активное участие в боях в Польше.

3. «Двойка» в начале Второй мировой войны всё ещё составляла 38 процентов танкового парка Вермахта. В боях они оказались слабее практически всех танков аналогичного класса: польских 7ТР, французских R35 и H35, советских Т-26 и БТ, при этом не имея резервов для модернизации.

4. PzKpfw II использовался в основном против пехоты, расчётов орудий и слабобронированной техники. Проходимость и запас хода танка, в условиях войны в СССР, были непозволительно малы. Приходилось на маршах загружать танк канистрами с бензином, что часто видно на фотографиях времён войны.

Источники:
Panzer Tracts No.2–1 Panzerkampfwagen II ( Kleintraktor to Ausf.B ), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2002