В прошлый раз я начал анализировать достаточно распространенный вопрос "как выбрать психолога?" и раскладывать его на составляющие, каждую из которых, с моей точки зрения, целесообразно рассмотреть отдельно. Первой такой составляющей будет вопрос “Где?”.
К сожалению, в большинстве встреченных мною материалов вне зависимости от их формы и содержания ответ на этот вопрос является фигурой умолчания. Примерно так же, как городом по умолчанию в рунете будет Москва. В реальности это не так и большинство жителей России живут за пределами МКАДа или даже Центрального федерального округа. Насколько значим этот фактор? Существует целое научное направление кросс-культурной психологии, которое изучает, в том числе, как одни и те же психодиагностические методики по разному работают на разных языках и в разных культурах.
Допустим, что по умолчанию мы говорим про рынок психологических услуг в России. Существует ли у него региональная специфика? Определенно. Даже если пренебречь языковыми, культурными и религиозными различиями, то психологические школы традиционно имеют достаточно четкую географическую привязку. Например, рынок психологических услуг крупных российских городов, включая Москву и Петербург, будет значительно различаться между собой. Это связано с образовательной и профессиональной траекторией психологов в каждом отдельном регионе
Намного большую разницу чем между крупными российскими городами можно ожидать в контрасте с остальной территорией страны. Подобная картина достаточно хорошо ложится на давно существующую модель "центр-периферия" из экономической географии. Логично предположить, что в условном "центре"и периферии рынок психологических услуг будет существенно отличатся.
Российский рынок труда на который выходят психологи, как в центре так и на периферии формируют образовательные организации фактически выдающие патент на право профессиональной деятельности в области психологии. Образовательные организации выступают вето-игроками и определяют допустить или не допустить специалиста на рынок.
В этих условиях в российском "центре" постепенно формируются два связанных, но различных по стратегии монетизации условных кластера дополнительного профессионального психологического образования: первый, направленный на удовлетворение спроса непосредственно "центра" и второй ориентированный не только на центр, но и на полу-периферию.
Наглядный пример, федеральные “сети” профессионального дополнительного образования которые предназначены решить вопрос доступности психологической помощи населению по всей стране: Московский гештальт институт и Санкт-Петербургский институт гештальта.
Полагаю, что обе эти организации достойны отдельного детального анализа, но не в рамках данного текста. Важно сказать, что в этом случае к специфичности самого гештальт-подхода и российской психологической традиции добавляется фактор очно-заочной образовательной модели и выбранной организациями коммерческой стратегии. Стратегии прямо или косвенно направленной не столько на удовлетворение спроса, сколько на его формирование. В некоторых случаях, когда предложение превышает спрос можно говорить про формирующие предложение. Полагаю, что использование этого термина отчасти правомерно для российского полу-переферийного рынка психологических услуг.
В центре предложение целенаправленно удовлетворяет спрос на соответствующие услуги, например, клиент ищет психоаналитика и выбирает именно из предложений специалистов интересующего его профиля. На периферии ситуация несколько иная.
- Довольно часто происходит замещение. Клиент ищет психоаналитика, но на рынке доступны только гештальт-терапевты. Т.е. желаемая услуга очно просто не доступна.
- При отсутствии спроса на психологические услуги, но наличии спроса на психологическое образование психологические услуги в форме консультаций, групп, школ, супервизий и интервизий включаются в образовательный процесс.
Во втором варианте могут формироваться структуры напоминающие "пирамиду", где "успешные" специалисты монетизируют полученные навыки через образовательные услуги либо встраиваясь в федеральные образовательные сети в которых они получили образования, либо выступая их агентами в вузах. Одновременно с этим происходит и набор опыта и клиентской базы, который постепенно позволяет перейти от образования непосредственно к профессиональной деятельности.
В ситуации отсутствия спроса на психологические услуги большая часть получивших психологическое образование либо терпят неудачу в собственной частной практике в течении первых двух лет (как и подавляющая часть малого бизнеса), либо вообще ее не начинают и выходят из профессии. В этом случае полученные ими консультации и супервизии, как и само психологическое образование можно рассмотреть с точки зрения не профессиональной подготовки, а своеобразной формы оказания психологических услуг.
Подводя некоторый итог, можно сказать о том, что предложение, а следовательно и доступность психологических услуг различается. Широко доступное в целом по стране предложение имеет свою специфику. Специфика предложения на рынке “практической психологии” (научные школы и государственный заказ останутся за рамками данного текста) от региона к региону в значительной степени определяется игроками от образования. Образовательные организации — вето-игроки на рынке и могут представлять собой монополию или олигополию, что и случается достаточно часто за пределами двух столиц. Т.е., проще говоря,они диктуют потребителю (прямому и опосредованному, по цепочке) свои условия смещая спрос. Иногда, весьма специфические условия. В отсутствии прямого спроса клиентами могут становится студенты получающие базовое или дополнительное психологическое образование, которое в этом случае можно рассматривать скорее не как образованию, а скорее скрытую форму оказания психологических услуг.
В целом по стране статистическую моду в настоящий момент представляют психолог с высшим психологическим или смежным образованием полученных в своем региональном центре и сертификатом дополнительного образования выданным одной из федеральных сетей работающий в мульти-модальности и с фокусом на гештальт-терапию. Дополнительные модальности меняются в зависимости от моды. С течением времени ситуация меняется, но достаточно медленно.