Если вы пропустили первую часть поста "Зачем читать?" То прошу сначала ознакомиться с ней.
Мое высказывание субъективно и не претендует на истину. Я обычный читатель.
ДЛЯ ТЕХ, КТО ПРОЧИТАЛ (разбор книги и в чем ее фишка, спойлеры неизбежны):
Не описать как мне понравился призрак Вольфа. Именно призрак! А не сам Вольф. Тут колоссальная разница, ведь главный герой живет в двух мирах: в физическом и в психическом, во внешнем мире и во внутреннем, которые тесно переплетены.
Давайте вспомним начало, чтобы понять, как родился призрак. Произошло некое событие, встреча двух людей, которые друг друга чуть было не убили. Описывается это событие двояко. Да, с одной стороны, оно происходит в физическом мире: земля, лес, лошади, всадник, пули. С другой стороны, рассказчик находится в состоянии полузабытья, будто находится во сне: «Я совершенно потерял представление о времени, я не мог бы даже сказать, где именно я тогда находился», «Мне смертельно хотелось спать…», «…я продолжал идти сквозь горячую и сонную муть, изредка глотая слюну и протирая время от времени воспаленные бессонницей и зноем глаза», «Несмотря на то, что я ехал быстро, у меня сохранилось неверное воспоминание о медленности всего происходящего». (Кстати, не знаю почему, но мне кажется, что описываемое событие и вправду похоже на настоящий сон. Есть даже мнение, что Газданов записывал свои сны, чтобы потом использовать их в своей литературе.) Затем происходит стычка между всадниками, которая только усиливает «эффект забытья», поскольку в экстремальных ситуациях адреналин всегда наполняет наш организм, и позже мы едва в состоянии вспомнить все детали произошедшего. Почему я делаю на этом акцент?
Каждый день, когда происходит какое-нибудь событие, даже то, которое кажется нам несущественным, наше восприятие его буквально раздваивает: одна часть уходит в сознание, которую мы можем вспомнить и проанализировать, а вторая часть уходит в подсознание, которая кажется нам либо неинтересной, либо потому, что мы боимся ее и потому не можем принять. Например, известно ведь, что человек часто забывает какую-нибудь опасную, стрессовую ситуацию, которая может навредить его здоровью, особенно в том случае, если он невольно стал жертвой чего-то действительно страшного, например, нападения. Позже эти ужасные впечатления возвращаются к нам в виде образов во снах, поскольку стремятся быть осознанными.
Вот тоже самое произошло с главным героем. Часть он помнит, часть нет, и вторая часть приняла облик Вольфа, чего-то такого, что рассказчик боится принять (об этом чуть позже). С Александром произошло тоже самое, ведь он также всю жизнь видел перед собой того, кто должен был его убить – призрака Смерти.
Встреча двух людей и страшное событие, их объединившее, привели к раздвоенному существованию главного героя – родился призрак, который его мучает всю жизнь. И в тоже время, на что я очень хочу обратить внимание, этот образ не просто терзает его, а создает его личность! Именно этим мне и понравился роман: автор мастерски продемонстрировал, что эмоционально заряженные образы, фантазии, которые нам часто кажутся бессмысленными, напротив, несут очень большой и важный смысл – они создают нашу личность и, являясь частью нашей души, отражают ее. «Как все условно! – сказал Вольф. – Вы были убеждены, что убили меня, я был уверен, что вы погибли по моей, в конце концов, вине, и мы оба были не правы…» Если бы не произошло того изначального события, если бы отсутствовали призраки Вольфа и Смерти, то ни герой, ни его антагонист не стали бы теми, кем стали.
Теперь давайте посмотрим, что символизируют главный герой (буду называть его Гайто, поскольку роман автобиографический) и Александр. К концу романа они наконец-то встретились и каждый описал свое мировоззрение. «Его (Вольфа) философия отличалась отсутствием иллюзий… мы всегда носим с собой нашу смерть… каждый день рождаются десятки одних миров и умирают десятки других, и мы проходим через эти незримые космические катастрофы, ошибочно полагая, что тот небольшой кусочек пространства, который мы видим, есть какое-то воспроизведение мира вообще». То есть у Вольфа негативное, некое псевдобуддистское мировоззрение. Он разочаровался в жизни, для него все мимолетно и бессмысленно, ибо жизнь есть страдание, и существует Александр только для того, чтобы человек нашел свою смерть, пустоту в буквальном смысле. Он отрицает восприятие нашего мира через образы, понимая, что иначе человек жить не умеет.
Гайто же, наоборот, защищает образы: «Можно сказать, что все иллюзии напрасны и что утешения, в конце концов, нет. Но, во-первых, это ничему не помогает, и, во-вторых, если мы не способны ни к одной… иллюзии, то тогда нам остается только то, что вы называете прекращением ритма (умереть)». Он согласен только с одной фразой, высказанной Александром: «…смерть и счастье суть понятия одного и того же порядка, так как и то и другое заключает в себе идею неподвижности».
Однако Гайто избирает – счастье, а Вольф – смерть. Эти два противоположных друг другу мировоззрения символизируют любовь и смерть или, выражаясь психологически, Гайто – это символ либидо (Эрос), а Вольф – символ мортидо (Танатос). Две энергии, которые являются двумя сторонами одной монеты, проецируются на Елену Николаевну. Она, в свою очередь, очевидно, символизирует саму жизнь и смысл, ведь после встречи с ней Гайто говорит: «все, что я знал так хорошо и так давно, все это теперь приобрело новый, до сих пор не существовавший смысл». Поэтому Гайто влюбляется в нее и, даже не смотря на иллюзии, продолжает ее любить (в романе есть Елена истинная и есть Елена-образ), ведь любовь объединяет в себе образное и физическое. А Вольф, отрицающий образы, наоборот, не способен любить, поэтому заражает ее своей депрессией (энергией мортидо), пытается подсадить на морфий и в конце концов убить.
Разобравшись с символами, теперь можно вернуться к вопросу о том, что подавляет в себе рассказчик, что это за Вольф, который живет в его подсознании?
Роман очень трагичный, потому что, несмотря на противоположные характеры двух героев, они в тоже время отражают друг друга. Дело в том, что для Гайто призрак Вольфа – тень его самого. Гайто признается нам еще в начале романа, что у него «…неизменная любовь к таким разным вещам, как стихи Бодлера и свирепая драка с какими-то хулиганами». Его тянет в разные стороны, но свое предпочтение он отдает прекрасному и тонкому, а нечто звериное, грубое и похотливое в себе подавляет. «Оно находилось между тем, к чему я чувствовал душевную склонность и тяготение, и тем, с чем я так тщетно боролся, именно этим бурным и чувственным началом моего существа». Все, что подавляет в себе Гайто – отражает призрак Вольфа, он его тень, ведь кто такой Вольф? Это убийца и партизан и неспроста его фамилия переводится, как волк. «…мне стала ясна причина моего сознания несуществующей вины. Это была та самая идея убийства… эта неподвижная готовность к преступлению, по-видимому, существовала во мне всегда…» Вспомните, как в романе Гайто постоянно говорит о прекрасном и философском, а делает совершенно противоположное: вдруг идет на бокс, симпатизирует и помогает преступнику Пьеро, работая журналистом. Вольф в свою очередь постоянно говорит о смерти, а сам становится писателем, пишет чувственные рассказы и тянется к женщинам.
Дальше мы наблюдаем: чем сильнее Гайто отрицает своего внутреннего Вольфа, тем сильнее притягивает его в физическом мире. Он должен признать в себе свою темную сторону, и если он не совершит этого внутри, то совершит снаружи, что в итоге и произошло: события вдруг сложились таким образом, что он взял револьвер и стал убийцей, потому что всегда им был.
Так можно заключить, что все, с чем мы боремся, это мы сами, ведь в каждом из нас есть свой Гайто и свой Вольф, человеческое и звериное.
Главный герой живет в двух мирах: в физическом и в психическом. В романе есть ровно три момента, когда этим миры пересекаются, объединяются и тут же разъединяются. 1) Начало истории – встреча. 2) Секс с Еленой Николаевной – любовь. 3) Конец истории – смерть.
Хочу напомнить, что мое высказывание субъективно и не претендует на истину. Ставьте лайки, подписывайтесь, чтобы не пропустить следующие статьи. Группы: VK и TG. Еще вы можете скачать мой роман, подробности тут.
Ведь это ты!
И ты – не привидение,
Фантастика, фантастика…
(Мумий Тролль)
#литература #культура #фантастика #книги #психология #саморазвитие #россия #гайто газданов #серебряный век