1,4K подписчиков

О том, как наши мысли и образы материализуются. Роман «Призрак Александра Вольфа» Гайто Газданова. АНАЛИЗ! Часть вторая.

Джордж Уоттс "Всадник на бледном коне"
Джордж Уоттс "Всадник на бледном коне"

Если вы пропустили первую часть поста "Зачем читать?" То прошу сначала ознакомиться с ней.

Мое высказывание субъективно и не претендует на истину. Я обычный читатель.

ДЛЯ ТЕХ, КТО ПРОЧИТАЛ (разбор книги и в чем ее фишка, спойлеры неизбежны):

Не описать как мне понравился призрак Вольфа. Именно призрак! А не сам Вольф. Тут колоссальная разница, ведь главный герой живет в двух мирах: в физическом и в психическом, во внешнем мире и во внутреннем, которые тесно переплетены.

Давайте вспомним начало, чтобы понять, как родился призрак. Произошло некое событие, встреча двух людей, которые друг друга чуть было не убили. Описывается это событие двояко. Да, с одной стороны, оно происходит в физическом мире: земля, лес, лошади, всадник, пули. С другой стороны, рассказчик находится в состоянии полузабытья, будто находится во сне: «Я совершенно потерял представление о времени, я не мог бы даже сказать, где именно я тогда находился», «Мне смертельно хотелось спать…», «…я продолжал идти сквозь горячую и сонную муть, изредка глотая слюну и протирая время от времени воспаленные бессонницей и зноем глаза», «Несмотря на то, что я ехал быстро, у меня сохранилось неверное воспоминание о медленности всего происходящего». (Кстати, не знаю почему, но мне кажется, что описываемое событие и вправду похоже на настоящий сон. Есть даже мнение, что Газданов записывал свои сны, чтобы потом использовать их в своей литературе.) Затем происходит стычка между всадниками, которая только усиливает «эффект забытья», поскольку в экстремальных ситуациях адреналин всегда наполняет наш организм, и позже мы едва в состоянии вспомнить все детали произошедшего. Почему я делаю на этом акцент?

Каждый день, когда происходит какое-нибудь событие, даже то, которое кажется нам несущественным, наше восприятие его буквально раздваивает: одна часть уходит в сознание, которую мы можем вспомнить и проанализировать, а вторая часть уходит в подсознание, которая кажется нам либо неинтересной, либо потому, что мы боимся ее и потому не можем принять. Например, известно ведь, что человек часто забывает какую-нибудь опасную, стрессовую ситуацию, которая может навредить его здоровью, особенно в том случае, если он невольно стал жертвой чего-то действительно страшного, например, нападения. Позже эти ужасные впечатления возвращаются к нам в виде образов во снах, поскольку стремятся быть осознанными.

Вот тоже самое произошло с главным героем. Часть он помнит, часть нет, и вторая часть приняла облик Вольфа, чего-то такого, что рассказчик боится принять (об этом чуть позже). С Александром произошло тоже самое, ведь он также всю жизнь видел перед собой того, кто должен был его убить – призрака Смерти.

Встреча двух людей и страшное событие, их объединившее, привели к раздвоенному существованию главного героя – родился призрак, который его мучает всю жизнь. И в тоже время, на что я очень хочу обратить внимание, этот образ не просто терзает его, а создает его личность! Именно этим мне и понравился роман: автор мастерски продемонстрировал, что эмоционально заряженные образы, фантазии, которые нам часто кажутся бессмысленными, напротив, несут очень большой и важный смысл – они создают нашу личность и, являясь частью нашей души, отражают ее. «Как все условно! – сказал Вольф. – Вы были убеждены, что убили меня, я был уверен, что вы погибли по моей, в конце концов, вине, и мы оба были не правы…» Если бы не произошло того изначального события, если бы отсутствовали призраки Вольфа и Смерти, то ни герой, ни его антагонист не стали бы теми, кем стали.

Теперь давайте посмотрим, что символизируют главный герой (буду называть его Гайто, поскольку роман автобиографический) и Александр. К концу романа они наконец-то встретились и каждый описал свое мировоззрение. «Его (Вольфа) философия отличалась отсутствием иллюзий… мы всегда носим с собой нашу смерть… каждый день рождаются десятки одних миров и умирают десятки других, и мы проходим через эти незримые космические катастрофы, ошибочно полагая, что тот небольшой кусочек пространства, который мы видим, есть какое-то воспроизведение мира вообще». То есть у Вольфа негативное, некое псевдобуддистское мировоззрение. Он разочаровался в жизни, для него все мимолетно и бессмысленно, ибо жизнь есть страдание, и существует Александр только для того, чтобы человек нашел свою смерть, пустоту в буквальном смысле. Он отрицает восприятие нашего мира через образы, понимая, что иначе человек жить не умеет.

Гайто же, наоборот, защищает образы: «Можно сказать, что все иллюзии напрасны и что утешения, в конце концов, нет. Но, во-первых, это ничему не помогает, и, во-вторых, если мы не способны ни к одной… иллюзии, то тогда нам остается только то, что вы называете прекращением ритма (умереть)». Он согласен только с одной фразой, высказанной Александром: «…смерть и счастье суть понятия одного и того же порядка, так как и то и другое заключает в себе идею неподвижности».

Однако Гайто избирает – счастье, а Вольф – смерть. Эти два противоположных друг другу мировоззрения символизируют любовь и смерть или, выражаясь психологически, Гайто – это символ либидо (Эрос), а Вольф – символ мортидо (Танатос). Две энергии, которые являются двумя сторонами одной монеты, проецируются на Елену Николаевну. Она, в свою очередь, очевидно, символизирует саму жизнь и смысл, ведь после встречи с ней Гайто говорит: «все, что я знал так хорошо и так давно, все это теперь приобрело новый, до сих пор не существовавший смысл». Поэтому Гайто влюбляется в нее и, даже не смотря на иллюзии, продолжает ее любить (в романе есть Елена истинная и есть Елена-образ), ведь любовь объединяет в себе образное и физическое. А Вольф, отрицающий образы, наоборот, не способен любить, поэтому заражает ее своей депрессией (энергией мортидо), пытается подсадить на морфий и в конце концов убить.

Разобравшись с символами, теперь можно вернуться к вопросу о том, что подавляет в себе рассказчик, что это за Вольф, который живет в его подсознании?

Роман очень трагичный, потому что, несмотря на противоположные характеры двух героев, они в тоже время отражают друг друга. Дело в том, что для Гайто призрак Вольфа – тень его самого. Гайто признается нам еще в начале романа, что у него «…неизменная любовь к таким разным вещам, как стихи Бодлера и свирепая драка с какими-то хулиганами». Его тянет в разные стороны, но свое предпочтение он отдает прекрасному и тонкому, а нечто звериное, грубое и похотливое в себе подавляет. «Оно находилось между тем, к чему я чувствовал душевную склонность и тяготение, и тем, с чем я так тщетно боролся, именно этим бурным и чувственным началом моего существа». Все, что подавляет в себе Гайто – отражает призрак Вольфа, он его тень, ведь кто такой Вольф? Это убийца и партизан и неспроста его фамилия переводится, как волк. «…мне стала ясна причина моего сознания несуществующей вины. Это была та самая идея убийства… эта неподвижная готовность к преступлению, по-видимому, существовала во мне всегда…» Вспомните, как в романе Гайто постоянно говорит о прекрасном и философском, а делает совершенно противоположное: вдруг идет на бокс, симпатизирует и помогает преступнику Пьеро, работая журналистом. Вольф в свою очередь постоянно говорит о смерти, а сам становится писателем, пишет чувственные рассказы и тянется к женщинам.

Дальше мы наблюдаем: чем сильнее Гайто отрицает своего внутреннего Вольфа, тем сильнее притягивает его в физическом мире. Он должен признать в себе свою темную сторону, и если он не совершит этого внутри, то совершит снаружи, что в итоге и произошло: события вдруг сложились таким образом, что он взял револьвер и стал убийцей, потому что всегда им был.

Так можно заключить, что все, с чем мы боремся, это мы сами, ведь в каждом из нас есть свой Гайто и свой Вольф, человеческое и звериное.

Главный герой живет в двух мирах: в физическом и в психическом. В романе есть ровно три момента, когда этим миры пересекаются, объединяются и тут же разъединяются. 1) Начало истории – встреча. 2) Секс с Еленой Николаевной – любовь. 3) Конец истории – смерть.

Хочу напомнить, что мое высказывание субъективно и не претендует на истину. Ставьте лайки, подписывайтесь, чтобы не пропустить следующие статьи. Группы: VK и TG. Еще вы можете скачать мой роман, подробности тут.

Ведь это ты!

И ты – не привидение,

Фантастика, фантастика…

(Мумий Тролль)

#литература #культура #фантастика #книги #психология #саморазвитие #россия #гайто газданов #серебряный век