48 подписчиков

Tatra-111 /// Служила вермахту, ОВД и на Великих стройках ☭

181 прочитал

Всем привет с вами Мишаня. Вспомнилось, что одно время Статьи про старые автомобили также неплохо читались, поэтому решил попробовать эти грабли написать снова про машинки. На сей раз расскажу вам про Татру-111 - настоящую глыбу чешского автопрома, заставшую сразу несколько эпох. Ну что ж... ключ на старт! Поехали!..

Собственно - Татра
Собственно - Татра

Небольшая историческая справка: марка Татра существовала задолго до войны и главной фишкой их автомобилей была хребтовая рама с качающимися полуосями. Т. е., в основе машины, не рама из 2 швеллеров с прикреплёнными к ним мостами, а труба с карданами внутри и, торчащими из неё, как бы половинками мостов. Независимая подвеска и, чуть менее, чем всегда - полный привод прилагаются. Такую вот занятную конструкцию придумал затейник Ганс Ледвинка.

Основа Татры
Основа Татры

В 1939 г. Чехословакию немножко захватили и «Татра» перешла немецкому концерну Ringhoffer. Так что свой проект тяжёлого грузовика, который потом и станет 111-й Татрой, заводчане доводили до ума уже под пятой немцев и к 1942 году грузовик был готов. На какое-то время «Татра» вообще стала единственным (!) поставщиком тяжёлых грузовиков для вермахта. Грузоподъёмность первых Татр-111 была 6,5 тонн, но в последующем её увеличили аж до 8 тонн.

С ресурса Pinterest
С ресурса Pinterest

Но не спешите бросать в подневольных чехов шишки. Хитрые чехи, записавшись в единственные поставщики, нарочно собирали Татры из рук вон плохо, так что они ломались в самых неожиданных местах, отчего немцы даже бросали Татры на поле брани. ☻ Однако, какая-никакая, а подрывная деятельность против фашистов. И это хорошо. Всего для вермахта построили 1445 Татр.

Немного уйдём в сторону. Татра-111 была «первой ласточкой» где и сложилась классическая схема для всех последующих татровских грузовиков: воздушное охлаждение (да, у Татр не было радиатора), дизельный двигатель, полный привод и хребтовая рама, о которой говорил выше. Производили 111-ю с 1942 по 1962 года. Наверно это одна из немногих, если не единственная машина, которую начали производить для военных нужд во 2 мировую и которая без перерыва производилась аж до Холодной войны.

Всем привет с вами Мишаня. Вспомнилось, что одно время Статьи про старые автомобили также неплохо читались, поэтому решил попробовать эти грабли написать снова про машинки.-4

И вот, война подошла к концу. В мае 1945-го советские войска освобождают чешский город Копршивнице, как раз в нём Татры и собирали. Заводчане же преподносят РККА 10 грузовичков Татра-111, собранных из оставшихся на заводе запчастей. Так 111-я и попала в нашу страну. После войны в 1949 г. машину доработали - грузоподъёмность подняли до 10 тонн и деревянную кабину заменили на металлическую (да, - фрицам делали Татры из фанеры☻) и в целом подняли качество деталей на приемлемый уровень. В том же 49-м году как раз в СССР приняли решение продолжить закупки Татр. Отправляли Татры в основном за Урал, их двигатели неплохо показали себя в северном климате. Татры-111 также принимали участие в строительстве Волгодонского канала. Поставлялись Татры в СССР до 1955 г. Но на том лояльность к данным машинам не закончилась. В последующем Татры 148 и 815 модели станут у наших шофёров настоящими легендами.

Из ЖЖ (ссылка в тексте)
Из ЖЖ (ссылка в тексте)

А эти кадры навеивают тоску. Помнится, в школе собирался сделать поделку, на которой хотел изобразить старый памятник в лесу. На что мне сказали что задумка дурацкая и такого быть не может. Машина на фото - не Арт-объект современного искусства, а самый настоящий заброшенный памятник около одной из автобаз. Подумать не мог в детстве что моя идея попадёт в точку и что памятники такие действительно существуют.

Та самая фанерная кабина
Та самая фанерная кабина

Что же касается миниатюрных машинок, то модельки Татры-111 делались фирмами Premium ClassiXXs и немного отечественной SSM. Найти таковые сейчас довольно непросто - небольшим тиражом выпускались. А если и найдёте, то цена будет весьма не комильфо - в среднем около 5 килорублей.

Моделька
Моделька

За границей после войны также 111-я много где эксплуатировалась. Были эти Татры и в чехословацкой армии. На гражданке на их базе выпускали цистерны, автокраны и самосвалы. В советском фильме «Один шанс из тысячи» Татра-111 изображала немецкий грузовик. Если подумать - она ведь когда-то таковым и являлась.

Всем привет с вами Мишаня. Вспомнилось, что одно время Статьи про старые автомобили также неплохо читались, поэтому решил попробовать эти грабли написать снова про машинки.-8

Такая вот история Татры-111. Напоследок интересный факт о конструкции Татр: да, и специфическая рама и их двигатели имеют свои недостатки, но это и вроде как этакая изюминка/фишка данных машин. И ещё кое что: как вы могли заметить на разных фото - колёса Татры-111 (и всех Татр) слегка изогнуты, за что у нас её и звали «Косолапая». Прикол и в том, что если вы рассмотрите внимательно в разрезе редуктора Татры, то увидите что все левые колёса асимметричны (!) все правым вдоль рамы. (На несколько сантиметров всего) Так что Татра не только косолапая, но и кособокая.☻ Ну, как-то так. Пишите, хотели б ещё статей про машинки или всё ж лучше вернуться в русло истории 20 века. А на сегодня всё, до скорого!..

Проклятья и оскорбления пишите в комментарии/делитесь/лайкайте... И подписывайтесь сюда 

#интересные факты  

#татра #грузовики #вермахт

#2 мировая война #автоистория #автомобили ссср #ссср #легендарные автомобили

#холодная война