Конечно же, чем больше в театре сильных прим и премьеров, тем зрителю лучше, – ничто так не мотивирует первый состав, как наличие второго. Здоровая конкуренция всегда положительно влияет на результат, и так не только в балете, но и в жизни, в целом. И это, вроде как, – непреложное правило, но вот тут крайне важно, чтобы именно здоровая она была, с чем гораздо сложнее, чем просто с конкуренцией. Человеческий фактор никто не отменял, а уж в балетной среде он более чем актуален!
Вольдемар Альбертович, как на эту тему сядет, так и начнёт в который уже раз и так и эдак раскладывать плюсы-минусы от конкуренции звёзд. А уж на его-то памяти сколько уже раз складывалась эта взрывоопасная ситуация: когда в театре две / два равновеликих. Впрочем, в большинстве случаев они умудрялись сосуществовать довольно мирно, хотя бы на людях. А обычно это от того происходило, что в разных областях амбиции простирались. Далеко не всегда действительно гениальному исполнителю нужна мишура широкой известности. Многие находят весь мир в себе, а из признания им нужны лишь восторженные аплодисменты, восполняющие отданную залу энергию воплощённого персонажа. И им даже легче от того, что рядом есть этакий громоотвод, в лице коллеги, рвущегося в бой под выстрелы фотокамер…
Случалось, как всегда Кабриолев припоминает, что уж совсем в разных амплуа конкурентки выступали, за партии друг с другом не бились и тогда на небе стояли два солнца, но таких случаев раз, два и обчёлся. Ну а уж если сходились двое, на одно и то же претендующие – главенствующее место, то тогда становилось жарко в театре, особенно если это Примы были. Мужские противостояния никогда такого пылу-жару не набирали, да и случались реже значительнее. Слабый же пол нередко бился насмерть…
И в ход шло всё: от пламенного выступления на партсобрании с обличительной речью до банального наущивания и мелкого пакостничания. Особое же внимание враждующие стороны уделяли кому? Понятно кому – балетоманам, кои – сила! Заручиться поддержкой авторитетов балетоманского мирка старались обе стороны, и это, несомненно, звёздный час профессиональных любителей балета, признание их пятой властью. Однако, ситуация каждый раз случалась крайне противоречивая, а определиться кого поддерживать оказывалось архисложно. Но выбор-то надо делать!
Ещё состоя рядовым членом одной из фракции, начинающий балетоман в душе протестовал против требования строго придерживаться решения руководства в этом вопросе. Возглавив же, в какой-то момент, небольшую в то время фракцию, Вольдемар Альбертович с самого первого раза как выбор предстоял, решил было правила поменять – отдать решение на откуп каждому. Но, взвесив все за и против, решил другое – избавиться от этого мальчишеского идеализма, а традицию продолжить. Тем более не будут же Примы напрямую каждого балетомана окучивать, – тогда у них времени танцевать не останется! Так что сложное решение принимал он сам, а всякий раз объявляя за кого воюем, начинал так: «Боливар не вынесет двоих…». И это звучало как приговор…