Найти тему
MIDIes Mus

История создания колыбельной Шопена - Berceuse in Db, Op.57

Берси Фредерика Шопена, соч. 57 - это #колыбельная для #фортепиано. Он сочинил ее в 1843/44 как вариации ре-бемоль мажор. Первоначально Шопен назвал свое произведение Variantes. «Берсёз» был впервые опубликован в Париже в 1844 году Жаном-Расином Мейссонье и посвящен Элизе Гавар, а в следующем году вышел в Лондоне и Лейпциге.

Написанное в конце его карьеры, лирическое произведение представляет собой сложную фортепьянную фигуру в непрерывном потоке вариаций спокойного баса в всегда мягкой динамике, формируя музыку по фактуре и звучности.

Карандашный рисунок композитора, 1841 г.
Карандашный рисунок композитора, 1841 г.

Шопен начал сочинение летом 1843 года в Ноане, где останавливался с Жорж Санд. Поскольку первая рукопись находилась у певицы Полины Виардо, композиция, возможно, была вдохновлена ​​ее маленькой дочерью Луизетт, которая также провела там лето, пока ее мать отсутствовала, давая концерты. Тема Berceuse перекликается с песней, которую Шопен, возможно, слышал в детстве: «Już miesiąć zeszedł, psy się uśpily» (Луна взошла, собаки спят).

Шопен закончил «Берсёз» в 1844 году, незадолго до своей фортепианной сонаты си минор. Это серия из 16 вариаций основного баса остинато. В раннем эскизе композиции «вариантам» даже были присвоены номера. #Шопен сначала начал работу с этой темой, но позже написал две вступительные части.

Сначала #композитор назвал произведение Variantes, но для публикации название было изменено на нынешнее Berceuse, что буквально означает «Колыбельная #песня». Впервые он был опубликован Жаном-Расином Мейссонье из Парижа в 1844 году и был посвящен Элизе Гавар (1824–1900), на титульном листе говорилось: «Berceuse / pour le piano / dédié à / Mademoiselle Elise Gavard / par / F. CHOPIN. . » Первая публикация в Англии была издана Wessel & Co. в Лондоне 22 июня 1845 года, а первая публикация в Германии - Breitkopf & Härtel в Лейпциге в июле 1845 года.

Шопен сочинил произведение как серию из 16 коротких вариаций на основной бас-гитаре остинато. Он сначала начал работу с темой, но позже написал две вводные части. #Музыка начинается и заканчивается через 6/8 раз. Вариации четырех тактов не разделяются паузами, а образуют устойчивый поток. Несколько вариаций демонстрируют весьма независимые орнаментальные линии в сложной быстрой филиграни, контрастирующие со стабильным басом. Динамика остается низкой на протяжении всего произведения. Звучность и фактура формируют музыку, которую музыковед Джим Самсон описывает как «чувство ухода и возвращения». Он отмечает, что Клод Дебюсси интересовался этим аспектом музыки Шопена. Только один раз, незадолго до конца, бас меняется.

Часть первого нотного листа произведения.
Часть первого нотного листа произведения.


Здислав Яхимецкий описал композицию следующим образом: "Сначала мелодия Berceuse проявляется целиком. К нему присоединяется средний голос, который своими синкопами подшучивает над темой [такты 7–10]. В дальнейшем тема звучит исключительно в нотах нот [15–18 тактов]. В конце концов, он превращается в светящуюся пыль, превращаясь в летучее состояние почти несущественных маленьких пассажей, трелей и фиоритов [такты 44–46]. Затем (в финале) он возвращается в исходном виде [такты 63–66]."

Жан-Жак Эйгельдингер рассматривает Berceuse как «позднюю лирическую пьесу» вместе с Barcarolle, соч. 60 и Ноктюрн, соч. 62, No. 1, все они полны «пианистических фигур», напоминающих его ранний «гениальный» стиль. Эйгельдингер предположил, что стиль Шопена в этих произведениях «приближается к стилю музыкального символизма / импрессионизма».