Удивительно, но чаще всего в наше время Вениамина Каверина путают с его заклятым врагом Валентином Катаевым, приписывая последнему авторство "Двух капитанов". А ведь когда-то имя этого писателя знал каждый в нашей стране, и уж точно ни с кем его бы не перепутал. О его биографии, творческом пути и желании до конца отстоять право на свободу творчества - в сегодняшней статье.
Начало истории. Все началось с Зильберов
Венечка Зильбер (настоящая фамилия писателя) был младшим из 6 детей Анны и Александра Зильбер. Говоря о родителях писателя, мне почему-то вспоминается семья Достоевских или Толстых, где папА звезда, а мамА и "швец и жнец, и кормилец, и делец". Конечно, капельмейстер Омского пехотного полка Александр Зильбер, талантов Льва Николаевича или Федора Михайловича не имел, зато прекрасно репетировал с оркестром военные марши. Сие творчество занимало так много времени, что все остальные дела, кроме маршей, конечно, он благоразумно переложил на свою супругу.
Анна, не только занималась воспитанием 6 детей, всеми домашними делами, но также умудрялась, чтобы не умереть с голоду, организовывать концерты выдающихся певцов и музыкантов того времени. Благодаря ей, в провинциальном Пскове побывали Федор Шаляпин и Вера Комиссаржевская. А еще в свободное время, Анна умудрялась давать уроки музыки, чтобы поддерживать семью на плаву. В доме Зильбер всегда было шумно и многолюдно, к старшим братьям и сестрам приходили друзья и подруги, многие из которых станут со временем выдающимися личностями. Один из них, Юрий Тынянов, сыграет в жизни Вениамина очень важную роль.
Тыняновы
Прежде чем отправиться дальше, дорогой читатель, позволь рассказать тебе о брате и сестре Тыняновых, с которыми судьба свяжет Каверина самыми прочными узами.
Как я уже рассказывала раньше, Юра Тынянов часто бывал в доме Зильберов. Именно он был первым взрослым критиком работ Вениамина. Именно Тынянов посоветовал Каверину забросить подражать Блоку и начать писать прозу.
Помню, что я прочел ему стихотворение, которое ценил главным образом за то, что оно, как мне казалось, ничем не напоминало Блока... Помню, что в стихотворении была строчка:
...На рельсы Прольется жизнь молодого прозаика.
-Да-а, - внимательно выслушав меня, заметил Юрий. - На Блока не
похоже. Совсем не похоже!
Расстроенный, я сложил свои листочки и собрался уйти. Но он схватил меня за руку и заставил сесть.
- А почему прозаика? Разве ты пишешь прозу?
- Да. И не только прозу.
- Пьесы?
- Да. Трагедии в стихах.
- Ого! Как они называются?
Я мрачно ответил, что последняя, только что законченная, называется "Невероятные бредни о совокупном путешествии черта, смотрителя морга и студента Лейпцигского университета в женский католический монастырь".
Юрий засмеялся:
- Ну-ка, почитай!...
- В тебе что-то есть!
"Друг юности и всей жизни". В. Каверин
Впрочем, не только дружба и наставничество связала молодых людей. Юрий Тынянов стал мужем старшей сестры Каверина - Лены (Леи). Это еще больше укрепило связь между молодыми людьми.
Позднее, Вениамин отправится поступать в институт Восточных языков в Ленинград и остановится жить у Тынянова. Там же он познакомится с младшей сестрой Юры - Лидией. Оба молодые, беспечные, незамечающие своей бедности - студенты. Они много гуляли, так как не было денег на трамвай, спорили и смеялись, и сами не заметили, как уж без друг дружки не могли прожить и дня. Поженились ребята в 1922 году, когда им было по 20 лет. Этот брак стал редким исключением из правил, ведь прожили они душа в душу целых 62 года. Лида родила Вениамину двоих детей. А что же Юра? Он серьезно заболеет, и будет подвергаться гонениям, но все это произойдет значительно позже.
Новые братья
Очень насыщенными были студенческие годы Вениамина Каверина, он продолжал пробовать себя как поэт, часто бывал на литературных встречах. Но первый успех ему принес прозаический рассказ «Одиннадцатая аксиома», отмеченный премией Дома литераторов. Этот рассказ высоко оценил сам Максим Горький.
Вообще литературный Ленинград того времени мог смело соперничать не только с Москвой, но и с Лондоном или Парижем по количеству талантливых писателей и поэтов на одного жителя. Вениамин вступает в группу "Серапионовы братья", в которую так же входили Михаил Зощенко, Лев Лунц и другие известные писатели. Группу также поддерживали Анна Ахматова и Виктор Шкловский, которые хоть и не входили в группу, но часто бывали на ее собраниях.
Чем же эти братья занимались?
Братья провозгласили своим главным тезисом уход от политики и решили поставить себя над временем, отделив литературу от перемен в стране. Да, в 1920-х годах, писатели могли себе такое позволить. Главное для них было эстетическое значение произведения, а не его политическая подоплека.
- С кем же вы, Серапионовы братья? С коммунистами или против коммунистов? За революцию или против революции?
- Мы с пустынником Серапионом.
Лев Лунц, в интервью журналу "Литературные записки", 1922 г.
- С точки зрения партийных я беспринципный человек… Я не коммунист, не монархист, не эсер, а просто русский.
Михаил Зощенко. Там же.
Что же нам это говорит о Каверине?
Главное для него была возможность писать о темах, которые были ему интересны, близки и понятны. Он готов был отвергнуть работу за хорошие деньги по принуждению, ради возможности творить. К слову сказать, свобода писательского слова от политики "Серапионовы братья" просуществовали не долго. Часть членов кружка вынуждена была эмигрировать, часть принять новую идеологию и даже написать книги и стихи в угоду новой власти. Этой участи не избежал и Каверин, которого в 1930-х годах вдруг стали именовать писателем-«попутчиком» и обвинили в «жажде буржуазной реставрации». В ответ на это Каверин написал роман «Исполнение желаний». Книгой зачитывались, но автор назвал сочинение «инвентарем назидательности».
Прозаический успех
Успех к Каверину пришел довольно быстро. Он был лучшем на своем курсе, после его окончания остался в институте преподавать. Его рассказы и повести регулярно печатались. Пьесы Каверина ставил в своем театре сам Мейерхольд, который предлагал ему сотрудничество.
Трудные тридцатые годы для многих писателей и простых людей, он смог обойти с минимальными потерями, выпустив роман "Исполнение желаний".
И даже эта книга, не была простым нравоучением или одой Советской власти. Если угодно - это захватывающий детектив, история становления молодого человека, написанная простым и понятным языком. Кстати, именно с этой книги Каверин перестает писать вычурным литературным языком, и находит свой неповторимый стиль. Не удивительно, что "Исполнением желаний" зачитывались. Хотя сам автор и считал ее неудачной, и даже исправил некоторые части в 1955 году. Чуть снизив градус морализаторства в романе.
В чем же уникальность успеха Каверина?
Если вдуматься, то очень мало в те годы осталось писателей, которые бы продолжали следовать своим путем и не сбились с него, начав писать политически нужные книги. И не просто не сбились, а продолжали бы печататься, жить и работать в свое удовольствие. В этом и заключается уникальность Каверина. Можно долго спорить почему и как такое возможно, я же вижу причину в самой известной его книге "Два капитана" и одном человеке, который ее похвалил.
Продолжение Анонс:
О судьбе романа "Два Капитана", о том, почему Каверина можно смело назвать последним рыцарем в литературе, а так же о том, за что он не любил Катаева и Симонова, но сотрудничал с Твардовским в продолжении истории.
А вы читали романы и рассказы Вениамина Каверина? Какой был вашим любимым? Давайте обсудим.
#литература #писатели #биографии писателей #чтение #вениамин каверин