Продолжаю рассматривать проблему подбора психолога, которую я начал в предыдущих статьях. Итак, рынок, услуги, спрос и предложение… Обратите внимание, я использую не психологическую, а экономическую и маркетинговую терминологию. Это сделано сознательно, поскольку проблема выбора консультанта или психотерапевта лежит именно в области маркетинга.
Если посмотреть именно с этой точки зрения, то можно выделить несколько интересных тенденций: во-первых, распространенные в среде практических психологов профессиональные статьи превращаются в информационные и рекламные материалы. Да, психологи оказывающие коммерческие услуги своими текстами рекламируют эти услуги и даже конкурируют между собой на этом рынке.
Во-вторых, можно ожидать, что если это материал созданный в рекламных целях, то его автор сознательно или бессознательно будет смещать критерии возможного выбора того или иного специалиста, что бы его предложение соответствовало и пользовалось спросом.
И наконец, в-третьих, отвечающий на вопрос “как же выбрать психолога?” психолог в этом случае выступает в роли “эксперта” не только по отношению к потребителю — своему потенциальному клиенту, но и к коллегам-конкурентам. Он оценивает их работу. Ставит себя “выше” и потенциального клиента и собственных коллег, даже когда об этом не говорится прямо. Например, я сейчас нахожусь в этой позиции. Если рамки профессиональной компетентности заранее явно не оговорены “эксперт” может “по умолчанию” распространять ее максимально широко, в том числе и области за пределами своей собственной профессиональной экспертизы.
Например, в текстах про то, как выбирать психолога достаточно часто можно встретить утверждение, что “психолог — это специалист помогающей профессии”. Таким образом мы наблюдаем попытки не критично экстраполировать требования к образованию или этический кодекс психотерапевтов на ученых-психологов, а иногда люди просто путаются в этих понятиях.
Рекомендую скептикам поделиться этой шуткой (про помогающую профессию) с любым знакомым полиграфологом из профильной Службы. Или зайти на кафедру юридической психологии в любой российский университет. Если всего этого в ближайшем доступе нет, то можно зайти в отдел кадров и найти там кого-нибудь с психологическим образованием, а затем рассказать, что он или она представитель помогающей профессии и что и кому он должен. Возможно вместе посмеетесь.
Есть интересный и критический важный момент на который стоит обратить отдельное внимание— к кому обычно обращено это сообщение о том как-же не ошибиться в правильном выборе того, кто действительно поможет. К коллегам? Отнюдь. Оно обращено к потенциальным клиентам. Этим действием издержки перекладываются с членов профессионального сообщества и их профессиональных объединений со всеми их профессиональными стандартами и этическими кодексами на потребителей, которые вынуждены сами как-то различать качество потенциальных услуг. Авторы некоторых текстов прямо рекомендуют идти путем перебора.
Представьте, что вам нужен один ноутбук, но вы вынуждены ориентироваться не на его характеристики или отзывы о фирме производители, а слепым перебором. Раз, второй, третий, вы покупаете ноутбук в кредит, затем возвращаете, но уже заплаченные средства идут в счет “аренды” и вам не возвращаются. Кому выгодно такое рыночное равновесие? Почему такой ситуации нет на других рынка услуг?
Все же пара слов с точки зрения психологии...
Конечно, возможно рассмотреть весь этот процесс создания материалов подбору психолога и с психологической точки зрения, например, в теории потока. В этом случае, на первом уровне, пока еще начинающие психологи пишут тексты про выбор психолога для того что бы сформировать свою собственную профессиональную идентичность. На втором, конкурируют между собой за экспертизу. Что происходит на третьем уровне - непосредственно на уровне "потока" самый интересный с моей точки зрения вопрос.
В качестве гипотезы, полагаю, что на этом уровне таких материалов вообще не будет, либо будут преобладать научные исследования и разработка этических стандартов профессиональных организаций, поскольку это достаточно сложный и местами интересный вопрос. Проблемы которые там рассматриваются могут быть специфичны или рассматриваться весьма специфическим языком, поскольку целевой группой таких материалов обычно предполагается квалифицированное научное или профессиональное сообщество. Следовательно, издержки при анализе подобных материалов для стороннего человека еще более высоки.
Подводя итог можно сказать, что для потенциального клиента ищущего в текстах по проблеме выбора психолога или психотерапевта релевантную информацию целесообразнее исходить из того, что перед ним не научно-популярные, а маркетинговые материалы.
Научно-популярными они могут быть если источником выступает, например, СМИ. Но и в этом случае от респондентов или приглашенных экспертов возможно ожидать искажения. Кроме того, у самого журналиста может быть собственная позиция которую он пытается навязать приглашенному гостю. Нечто подобное можно наблюдать в интервью Вероники Степановой Ксении Собчак или более раннем интервью Михаила Лабковского Ирине Шихман.
Традиционно для российского рынка не только издержки перекладываются на потребителей. К сожалению, потребители самостоятельно несут и риски. В случае не этичного поведения или опасной некомпетентности выбранного "специалиста" никто никому ничего не должен. За исключением, конечно, крайних случаев: вот суициднетесь — тогда в полицию приходите.