• Первые годы жизни ребенка.
Малыш способен делать свои первые самостоятельные шаги или движения (дотянуться до игрушки, доползти до края кроватки, дойти до чего-либо).
Препятствием к психологическому отделению является то, что мама в этот период не поддерживает стремления ребенка к самостоятельности, а продолжает все делать за него (подавать игрушки, кормить с ложки, делать то, что ребенок хочет сделать сам).
• Кризис трех лет. Ребенок начинает осознавать себя как личность. Он хочет быть взрослым, даже чувствует себя таким. И ему становится интересно, на что он способен сам — без мамы. Огромное количество ограничений, правил и требований со стороны родителей не дают ему проявлять самостоятельность в полной мере.
Фразы родителей, препятствующие становлению личности и психологическому отделению ребенка:
«Ты еще маленький! Давай, я это сделаю».
«Видишь — у тебя не получается! Я сейчас покажу, как надо».
«Ты не можешь, у меня получится сделать это быстрее».
• Подростковый возраст. Происходит самоидентификация ребенка. В большинстве своих действий он пытается ориентироваться на позицию сверстников. Происходит обесценивание родителей по причине того, что ребенок начинает замечать вещи, на которые раньше не обращал внимания. И это приводит к конфликтам между родителями и детьми.
Препятствием для психологического отделения в этот период являются подавление, излишняя требовательность и невнимательность к просьбам ребенка.
• Возраст 17-19 лет. Период вступления ребенка во взрослую самостоятельную жизнь.
Сепарация произошла, когда ребенок физически, психологически, частично материально отделяется от собственной семьи, начинает опираться на свой опыт, на свои представления о жизни, начинает распоряжаться тем, как дальше обустраивать свою жизнь.