История Кровавого воскресенья нашла отражение в рассказе Леонида Андреева об убийстве московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича эсером Каляевым в 1905 году. По этому рассказу в БДТ им.Товстоногова режиссёр Андрей Могучий поставил спектакль «Губернатор».
Градоначальник (играет Дмитрий Воробьев) отдает приказ о расстреле бастующих рабочих, и с этого момента он обречен - знает, что его убьют и живет в ожидании этого момента. История о человеке, власти и совести раскрывает внутреннюю борьбу героя - кто он, человек или функция? Как находясь у власти и принимая судьбоносные решения, не пойти против совести? Что в итоге и случилось.
Спектакль как обратный отсчет до убийства, похожий на медленную перемотку пленки в обратном направлении. Он погружает в тягучее концентрированное действие. Но впасть в оцепенение не дают все время меняющиеся сложные декорации и неожиданные повороты сюжета. Дополняют спектакль кадры из фильма Якова Протазанова «Белый орёл» 1928 года о событиях Кровавого воскресенья, стоп-кадры портретов героев и тревожная музыка. Все подчеркивает неизбежность убийства и беззащитность главного героя.
Живя в ожидании смерти, губернатора мучают кошмары, которые мне напомнили сны в спектакле «Бег» Юрия Бутусова. Точнее все действие как один долгий кошмар со множеством странных героев с гримом-маской на лицах. Они все как призраки. Особо жуткие персонажи - два ангела в черных костюмах и котелках сошли с полотен Рене Магритта. Они незримо сопровождают губернатора и наводят ужас.
Мрачная атмосфера спектакля похожа на бутусовские, сюжет мне также напомнил роман «Преступление и наказание» Достоевского - тягучее действие, мучения совести, ожидание неизбежного.
«Губернатор» это сложная и интересная работа Андрея Могучего. Не случайно про этого режиссёра в театральных кругах ходит фраза Могучий могуч.