2,4K подписчиков

Ложь, наглая ложь и их мать мимикрия

171 прочитал

Все лгут.

Животные практикуют это миллионы лет, так что даже нам есть чему у них поучиться. Начнем с того, что в мире существует ложь, наглая ложь и мать их мимикрия. И все они подчиняются одним и тем же правилам натурального вранья.

Первое. Чем раньше вы начнете врать, тем лучше. В идеале, с самого рождения. Посмотрите на этих милых маленьких муравьишек.

Все лгут.  Животные практикуют это миллионы лет, так что даже нам есть чему у них поучиться. Начнем с того, что в мире существует ложь, наглая ложь и мать их мимикрия.

Они вам врут. На самом деле, это не муравьи, а новорожденные цветочные богомолы, которые лгут для спасения. Потому что маленького богомола, кто угодно обидит, а с муравьями предпочитают не связываться, потому что они злые, кислые и живут группой. Поэтому среди членистоногих это очень популярный способ маскировки, который называется – мирмекоморфия. Мирмекоморфию практикуют более 2 тысяч видов членистоногих с разными целями.

Например, паук-муравьед использует этот способ для того, чтобы есть муравьев. Он пробирается в муравейник как муравей на 6 ногах, а 2 лишние ноги держит над головой, как муравьиные антенны. После этого ловит муравья, парализует его и выносит из муравейника так же, как муравьи выносят своих покойников. То есть никто ничего не подозревает, потому что ложь должна быть наглой – это второе правило вранья.

Третье. Ложь должна быть амбициозной. Догнать предмет подражания и перегнать его. Посмотрим на орхидейного богомола:

Все лгут.  Животные практикуют это миллионы лет, так что даже нам есть чему у них поучиться. Начнем с того, что в мире существует ложь, наглая ложь и мать их мимикрия.-2

Рождаются они мирмекоморфами, но после линьки превращаются в цветы. Притом, превращаются настолько достоверно, что обманывают даже признанных экспертов – насекомых-опылителей. По данным спектров фотометрии, цвет орхидейного богомола является для опылителей даже более привлекательным, чем цвет настоящей орхидеи. Это значит, что при наличии выбора насекомое всё равно летит в лапы к богомолу. Как раз эти богомолы породили популярный в 19 веке миф о хищных тропических орхидеях.

Четвертое. Ложь должна быть понятной, то есть должна опираться на всем известные истины. К примеру, все знают, что ядовитые и несъедобные животные обладают яркой, контрастной, предупреждающей окраской, чаще всего полосатой. Поддерживать плохую репутацию такой окраски выгодно всем производителям яда. Такой у них «имидж»: смотришь и понимаешь, что их нужно опасаться.

Разумеется, этот имидж подделывают другие неядовитые животные. Вот американский уж – он всем своим видом дает понять, что если к нему приставать, то он может укусить, и вы умрете. Вы ему верите, потому что он выглядит точно как коралловый аспид, который и вправду может это сделать. А вот проверять - уж это или нет, может вам дорого стоить.

Все лгут.  Животные практикуют это миллионы лет, так что даже нам есть чему у них поучиться. Начнем с того, что в мире существует ложь, наглая ложь и мать их мимикрия.-3

Ужи учат и пятому правилу. Ложь должна быть красочной и натуралистической. Например, в жизни каждого из нас бывают ситуации, когда самое лучшее, что можно сделать – это притвориться мертвым. И уж в этом великий мастер – его игра просто гениальна. Он изображает страшную агонию, судороги, предсмертные конвульсии и посмертные истечения из клоаки, настолько зловонной субстанции, что ничего хуже я в жизни не чувствовала. Эта мнимая смерть называется танатоз. В состоянии танатоза уж может находиться достаточно долгое время, пока его жизнь не наладится.

Самые главные мастера танатоза – это членистоногие, но они есть и среди млекопитающих. Самый известный пример – это опоссум. Оппосум умирает очень достоверно, но значительное отличие танатоза у млекопитающих от мнимой смерти у более примитивных эволюционных форм показала энцифалограмма. Выяснилось, что во время танатоза мозг опоссума не затормаживается, а наоборот, работает в бешеном темпе, то есть бедное сумчатое существо контролирует себя изо всех сил. Да, он выглядит мертвым, но чего ему это стоит.

Все лгут.  Животные практикуют это миллионы лет, так что даже нам есть чему у них поучиться. Начнем с того, что в мире существует ложь, наглая ложь и мать их мимикрия.-4

Создавать ложь и прилагать огромные усилия для того, чтобы нигде не проколоться – это ужасно энергозатратно. Гораздо проще самому поверить в свое вранье, и дальше оно само себя поддержит.

Шестое. Ложь должна быть статистически оправданной. Врущих всегда должно быть меньше, чем честных. Иначе, кто вам тогда поверит? Как говорил один хромой доктор: «Если все знают, что это ложь – это уже не ложь».

Это правило демонстрируют ядовитые странствующие бабочки монархи и маскирующиеся под них безобидные бабочки-ленточницы. Обычно бабочек-монархов много, а ленточниц меньше. Птицы первыми пробуют монарха и больше никогда не пробуют ничего на него похожего. Но в некоторые годы численность монарха резко падает из-за ураганов, а численность не странствующей ленточницы остается высокой. Тогда новое поколение птиц, скорее всего, попробует вкусную ленточницу, которая им понравится. Так они будут их клевать, пока не восстановятся популяции монархов и опять не испортит им аппетит.

Все лгут.  Животные практикуют это миллионы лет, так что даже нам есть чему у них поучиться. Начнем с того, что в мире существует ложь, наглая ложь и мать их мимикрия.-5

Седьмое. Ложь должна быть разнообразной. Посмотрим на абсолютного чемпиона мимикрии – индонезийского мимического осьминога. Он умеет изображать ядовитую актинию, ядовитую камбалу и ядовитую морскую змею. В общем, в его репертуаре около 15 видов морских ядовитых животных, которых он показывает в тех или иных условиях. Ученые даже не всех его прототипов определили. При этом сам мимикус совершенно безобиден, но умен и изобретателен. Но до человека далеко даже ему.

Все лгут.  Животные практикуют это миллионы лет, так что даже нам есть чему у них поучиться. Начнем с того, что в мире существует ложь, наглая ложь и мать их мимикрия.-6

Люди лгут тысячами способов по тысячам поводов. Для того, чтобы избежать неприятностей, произвести впечатление, понравиться, не понравиться, заработать денег, получить власть. Но если внимательно посмотреть на истинные причины нашего вранья, выяснится, что их всего две и это те же причины, что и у животных. Первая: страх, что меня съедят. Вторая: страх, что меня не накормят. Хотя есть еще третья причина – страх, что мне не дадут размножаться, но о ней уже в следующий раз.

С вами было «Всё как у зверей». Пока!