Найти тему
InFocus

«МЕЧТАЙТЕ, БОЛВАНЫ!»

Недавно на сайте ВЦИОМ были опубликованы результаты опроса, где россиянам предложили  ответить на открытый вопрос, подразумевающий один вариант ответа, о своей заветной мечте. Эти результаты способны ошеломить любого задумывающегося об окружающей  жизни человека, потому что обнаружилось: во-первых, люди не отличают мечты от целей, а,  во-вторых, уровень жизненных притязаний опрашиваемых ограничивается личным благополучием и комфортом.

Россияне говорили о том, что мечтают о крепком здоровье для себя и своих близких (10%) и домашнем уюте, о квартире, доме или улучшении жилищных условий, о путешествиях.

Наиболее достижимой опрошенные считают мечту о создании счастливой семьи и воспитании хороших детей (90%). Порядка 76% респондентов считают наиболее реализуемой мечту иметь интересную работу. Завершает топ-5 рейтинга мечта о хорошем образовании (71%).

О процветании и стабильности для России мечтают всего 2%.

При этом 12% опрошенных признались, что у них нет мечты, а 13% респондентов затруднились ответить.

Этот всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проводился 2 сентября 2021 года, и в нем приняли участие 1600 человек в возрасте от 18 лет.

Для сравнения стоит привести результаты соцопроса «Левада-центра* («Новая газета» от 10 сентября 21 года) на ту же тему, который показал, что мечты россиян о высоком уровне жизни достигли максимальных значений за последние шесть лет наблюдений. При этом «доля россиян, которые хотят видеть страну „великой державой, которую уважают и побаиваются другие страны“, достигла минимума — 32%». Это минимум с 2003 года, когда «Левада» впервые задал респондентам такой вопрос. Еще 2% участников опроса воздержались от ответа на него.

Подавляющее большинство среди людей, нацеленных на высокий уровень жизни, составляет молодежь от 18 до 24 лет. Среди них таковых насчитывается 74%. Мнения о важности «великодержавности» придерживаются в основном респонденты, рожденные в СССР, — те люди, которым больше 55 лет.

Вывод из представленных опросов  не отличается  сложностью: это диагноз для немалой части нашего общества. Похоже,  мы достигли в своем социальном и человеческом  развитии  стадии «квалифицированного потребителя». Люди в ответах не понимают и не учитывают,  что мечта – это показатель глубины и разнообразия нашего внутреннего эмоционального мира, и является одним из самых действенных способов замотивировать себя на лучшие свершения. Мечты вдохновляют. Но для торжества прагматики вдохновение — излишнее состояние, а прагматикой, расчетом пронизано все наше нынешнее существование.

В противовес мечте цель – это нечто конкретное, ради достижения которого строятся планы и вырабатываются определенные шаги: скопить деньги на турпоездку, взять кредит на машину, дом… Каждый из нас имеет цели. Они могут быть краткосрочными и простыми, например, выполнить домашние дела, так и долгосрочными, амбициозными: занять управляющую должность, создать семью и т.д.

Но мечта это то, ради чего жизнь обретает смысл, ради чего стоит вставать по утрам. Мечты —  для того, чтобы согревать нашу душу и поддерживать наши стремления. Мечта — основа каждой цели. Цель без мечты — безудержное потребительство: товаров, людей, пространств, удовольствий… Сегодняшнее общество буквально одержимо погоней за достижением целей. Есть даже всевозможные курсы и тренинги о том, как ставить цели и идти к ним. Мечты и цели – совершенно разные состояния внутреннего мира человека, однако понимание этого у людей в массе своей утрачивается.

Мечта – почти анахронизм в социально-политической и экономической реальности новой капиталистической России. Яркая иллюстрация к этому тезису – экранизация 2014 года талантливым режиссером Александром Мельником, недавно трагически погибшим вместе с министром МЧС Евгением Зиничевым в Красноярском крае, замечательного романа «Территория» О. Куваева. Эта книга, пользовавшаяся в свое время немалой популярностью, была опубликована в 1975-ом. Сюжет ее строится вокруг истории открытия месторождения золота на Чукотке в конце 40-х – начале 50-х годов прошлого века. Там, на необозримых, завораживающих неземной красотой  пространствах, где тундра встречается с Ледовитым океаном, группа молодых смельчаков, до самозабвения преданных своей миссии первооткрывателей,  бросает вызов смертельно опасной для человека природе. Но самое главное в книге  — вопрос « ради чего»? Ради прибыли акционеров? Умножения капитализации своей компании? Для улучшения «инвестиционного и делового климата»? Ради собственного кармана, наконец? Для того чтобы начальник ГИБДД на Ставрополье поставил в свои особняке золотой писсуар?

Постер к фильму «Территория»
Постер к фильму «Территория»

Нет, персонажи Куваева совсем не «герои» «золотой лихорадки» Джека Лондона: открытое ими месторождение должно (ныне звучит, как ирония!)) умножить богатства и благополучие  страны. Чтобы добиться этого молодые геологи готовы поставить на карту все, включая собственные жизни. Фильм «Территория» в профессиональном и художественном  плане  сегодня, пожалуй,  один из лучших. Его  отличает прекрасный актерский состав и выдающаяся операторская работа (И. Гринякин), однако на фоне современных реалий он не может зрителем восприниматься иначе, как повествование об инопланетянах. Разговоры героев о цене дружбы и тщете денег, о человеческом и профессиональном  достоинстве, их мечты о любви и будущем без малейшего  оттенка какой-либо материальной  выгоды, готовность рисковать во имя поставленной цели ради доказательства научной гипотезы – разве все это вписывается в уклад, в атмосферу  нынешней России? И не только России… Правда, если сравнивать с Западом, есть одно важное отличие: в отечественной литературе и кинематографе, особенно телевизионном, уже выстроена внушительная параллельная реальность, не имеющая ничего общего с действительным положением дел в стране, с умонастроениями граждан, с заботами и жизнью большинства населения, в том числе  нашей молодежи.

Так на каком языке говорит сегодня русская культура, о чем ее речи, кто прислушивается к ним в стране, в современном мире? На языке сериалов о страданиях юной жены олигарха-тирана, полюбившей простого плейбоя-автогонщика? Или мажора на «ламбарджини»,  по прихоти папы-бизнесмена играющего в сыщика? Интеллектуальная растерянность российского творческого «класса» перед сложностью и вызовами наступающего «Нового мира», приземленность их творческих притязаний  велика и очевидна. На смену стереотипам «соцреализма» с ошеломляющей быстротой пришли стереотипы масскульта самого примитивного свойства. Немногие у нас решаются выйти за эти «флажки». «Рынок», «конъюнктура», «коммерция» вторглись на территорию смыслов, на пространства мечты…

«Мечты сбываются». Особняк «под Версаль» начальника ГИБДД Ставрополья. Фото из Телеграм-канала  А. Хинштейна
«Мечты сбываются». Особняк «под Версаль» начальника ГИБДД Ставрополья. Фото из Телеграм-канала  А. Хинштейна

Французский режиссер Франсуа Озон в фильме «Молода и прекрасна» (2013) дерзает выйти «за флажки» стереотипов общества «рыночного процветания». Его героиня – школьница-подросток из состоятельной семьи, с легкостью потеряв девственность во время короткого  курортного романа, по возвращению в Париж, в  обстановку домашнего благополучия и престижной школы, механически продолжает свой первый женский опыт: знакомясь по интернету с мужчинами, принимает их сексуальные предложения, получая за это деньги, фактически втайне от всех становится проституткой. Трагический случай разрушает этот ее зоологический мирок.  Но ни озадаченная полиция, ни шоковое состояние близких не нарушает безмятежного  отношения девушки к происходившему с ней в номерах отелей и в салонах машин.  В то время как окружающие не могут найти ответа на мучающий их вопрос: почему? Ведь ребенок ни в чем не нуждался. Заработанные «на панели» деньги небрежно складывались ею в шкафчик…

Героиня Озона – знак иного  социального существования: кроме того, что  «молода и прекрасна», она  абсолютно бессодержательна, пуста как личность. У нее нет никаких ценностей и жизненных целей, она ни о чем не мечтает, ей скучно. С теми же скукой и равнодушием она отдается мужчинам, словно выполняет рутинный лабораторный эксперимент.

В рецензиях французской критики, в отзывах  на этот фильм  в российской прессе внимание преимущественно концентрировалось на мастерстве режиссера и исполнительницы главной роли. Многие у нас, особенно в блогах, заученно клеймили аморализм современного Запада.  «Флажки», «флажки»…. Никто и не попытался проникнуть в замысел Франсуа Озона, отчетливо обозначившего жанр своей ленты – драма. Услышать его, не лишенное горькой иронии,  безмолвное обращение к зрителю: зачем вы здесь, молодые и прекрасные, на этой земле? Какое будущее приближаете?

Кадр из фильма Ф. Озона «Молода и прекрасна»
Кадр из фильма Ф. Озона «Молода и прекрасна»

Одно радует – никто из критиков ленты Озона не тянул банальной жвачки о «вине родителей», якобы не обеспечивших юному созданию достаточно любви и внимания. Между тем,  именно на таком поверхностном уровне пытаются объяснить неблагополучие с молодежью многие наши журналисты и эксперты, пишущие и выступающие на эту тему. В одной из публикаций на популярном  сайте LIFE ее автор М. Бобылева, приведя несколько реальных, вызывающих чувство ужаса и безнадежности историй, случившихся со школьниками из вроде бы вполне нормальных и небедных семей в разных российских городах, заключает:  «Россия занимает первое место в мире по количеству подростковых суицидов. На 100 тысяч детей в возрасте от 15 до 19 лет приходится 16 самоубийств — втрое больше, чем в среднем в мире. Показатели не зависят от социального благополучия семьи и её доходов. Это происходит как в «плохих», так и в «хороших» семьях. Там, где родители не понимают своих детей».

Однако из той же публикации по всем косвенным признакам следует, что родители и себя-то не понимают, а просто живут,  наслаждаясь поездками по миру, статусным потреблением, ни в чем не отказывая своим чадам, у которых достаточно «карманных» денег на посещение всевозможных  клубов, на шампанское и наркотики, на модные шмотки и гаджеты. Наверное, им действительно не хватает родительского внимания, но вот что касается отсутствия причин ценить свою жизнь, о чем также пишет Бобылева, стремясь объяснить мотивацию детей-самоубийц, корни этого феномена не получится искать в одной лишь семье. Эти корни невозможно понять без учета и  непредвзятого анализа  пережитых нами за последние четверть века огромных тектонических сдвигов, затронувших все сферы российского общества.  Ныне «картинка» социума сбилась, рассыпалась на не сообщающиеся фрагменты. В одних гордятся собой и рассуждают так:  «Вот у нас недавно была вечеринка на частной яхте на Французской Ривьере», «Мажором быть круто и престижно, но далеко не каждому по средствам и вообще по силам! Мы круче всех веселимся, путешествуем, ездим на самых дорогих и модных автомобилях, носим только самые актуальные бренды, а все остальные нам завидуют. Не вижу смысла скрывать свои возможности! Хочешь быть крутым — докажи, что можешь, что у тебя особое положение в обществе и ты относишься к особой категории избранных». На ином, более высоком уровне потребления,  с претензией на «смысл», звучит следующее: «Это время по-разному называют – «glam-духовность», «новая искренность», «ренессанс», «дауншифтинг»,  — констатирует журналист, задавая вопрос известному  историку-плейбою Н. Ускову о его пристрастиях, и тот, любуясь собой, отвечает:  «У меня много машин, но из них куплена только Audi…  Сигареты – Davidoff. Телефон – iPhone. Я достаточно неприхотлив в жизни, но, естественно, предпочитаю шампанское, которое стоит не дешевле 100 долларов…».

Никто, разумеется, не собирается заглядывать в чужой карман и осуждать «красивую жизнь», но от таких «исповедей» остается ощущение неизлечимой нравственной порчи, и оно усиливается, когда постоянно  слышишь по радио и ТВ призывы собирать деньги на спасение от смерти больных детей.

Ситуация в провинции еще тревожнее, чем даже пытаются объяснить обществу социопсихологи, акцентируя внимание на том, что «ныне для молодёжи, как особой социальной группы, характерны такие проблемы как глубокое социальное расслоение, ухудшение состояния здоровья, неспособность решать сложные жизненные ситуации. Среди молодежи растет безработица, отмечается падение социальной ценности труда, престижа ряда важных для общества профессий, снижение активности и самостоятельности молодых людей в поиске работы, перекладывание ответственности на родителей». Подчеркивается, что приоритет в трудовой мотивации молодых людей отдается не содержательному труду, а труду, направленному только на получение материальной выгоды».

Кадр из сериала «Кризис нежного возраста».
Кадр из сериала «Кризис нежного возраста».

Без всяких сравнений все же замечу, что в  показанном на канале ТНТ мини-сериале «Кризис нежного возраста» (режиссеры А. Чупов и  Н. Меркулова) при всей его карнавальной сказочности, все же просматривается стремление побудить молодую аудиторию на доступном ей языке задуматься о подлинных жизненных ценностях. Это кино о взрослении, о поиске себя, о том, как детские мечты уступают место прагматике, «вещизму», который для многих и олицетворяет «взрослую жизнь». Одна из героинь говорит не без смеха: «А мы с тобой, кажись, скоро станем взрослыми: зарплаты, работы».  Ведь все это «типа база», и уже совсем не важно, что «в шестом классе ты хотел быть сыщиком. А теперь тебе просто нужны какие-то вещи». Смех героини обнадеживает. Если они задают себе такие вопросы: куда уходят детские мечты? Когда из детей мы становимся взрослыми, у которых нет прежних высоких стремлений? – может, еще не все потеряно?  «Я бы уроки ввела, чтобы учительница била указкой по башке и кричала: «Мечтайте, болваны!» — замечает другая из трех героинь картины. Стоит сказать, что взрослые здесь, как часто бывает и в жизни,  не поднимаются на уровень «детских» вопросов. Занятые своими неурядицами и проблемами, они этих посланий не слышат, не «считывают».  Вот почему и финал вроде бы комедийной ленты тревожен. «Мы в огромной бетономешалке, Козябин. А ты хочешь обзавестись дачей… » —  одна из последних реплик главной героини своему однокласснику.

Где, как не в «бетономешалке» собственных мыслей находятся и те молодые люди, которые решаются с помощью оружия  что-то доказать себе и другим, вроде казанского или пермского «стрелков»…

Не «излечить» наш «безлюбый» и приземленный, без мечты,  мир умозрительными конструкциями всевозможных комментаторов, психологов и занимающихся якобы проблемами молодежи деятелей. Как бы эффектны они ни были.

Людмила Лаврова

*«Левада-Центр» внесен в реестр НКО, выполняющих функцию иностранного агента.

Читайте больше материалов на нашем сайте