Найти тему
Ля Фам шуршит

Попрыгунья-стрекоза или смятый жестокими руками мотылёк?

Почему офицер стрелял не в старого развратника Малютина, а в юную девушку? Разве этого требовал кодекс офицерской чести, мужской чести?

Изображение взято с Яндекс.Картинки
Изображение взято с Яндекс.Картинки

Я неоднократно вчитывалась в строки небольшого известного рассказа Бунина и чем старше становилась, тем сильнее мне хотелось сказать слова защиты в адрес Оленьки Мещерской.

Кто такая Оля Мещерская? Что она натворила? Это та самая бунинская девушка, которая рассуждала с подружкой о женской красоте, описанной в старинной книге, и убеждала, что всё, всё это есть у неё, в том числе и лёгкое дыхание.

С осуждением Оли Мещерской я впервые столкнулась, когда изучала "Лёгкое дыхание" под началом нашего школьного учителя, Елены Николаевны. В её трактовке бунинская героиня - попрыгунья-стрекоза, которая погибла, едва начала свою взрослую жизнь, потому что играла-играла чужими судьбами и заигралась. Оленька кружит головы и кружится сама в вихре удовольствий. Бездумное порхание по жизни до добра не доводит.

Вчитываясь в каждое слово рассказа, я не могу не задаваться вопросами. И отвечая на них, раз за разом я прихожу к одинаковым выводам. Гимназист Шеншин, 56-летний Малютин, некрасивый офицер плебейского вида - и стар и млад не могут устоять перед всеми теми формами девушки, очарование которых еще никогда не выразило человеческое слово. Допустим, Оля сознаёт, какую власть даёт ей красота, и играет чужими судьбами. А кто всерьёз озаботился судьбой Оли?

56-летний Алексей Михайлович Малютин, годившийся ей в отцы, с которым Оля стала женщиной в 15 лет? К этому персонажу у меня столько вопросов, что им отведена отдельная публикация.

Начальница гимназии с гофрированными волосами, которой Оля сделала невероятное (по определению начальницы) признание: Простите, madame, вы ошибаетесь: я женщина. И виноват в этом — знаете кто? Друг и сосед папы, а ваш брат Алексей Михайлович Малютин. Это случилось прошлым летом в деревне... ? Невероятное! Отсюда следует вывод, что начальница гимназии, не удосужившаяся оторвать взгляд от вязания во время якобы воспитательной беседы с мадемуазель Мещерской, девушке просто не поверила. Что значит слово ветреной девчонки против репутации многоуважаемого брата в глазах директрисы!

Некрасивый офицер плебейского вида, оскорбившийся до такой степени, что застрелил Олю из-за обидных слов, что она и не думала никогда любить его, что все эти разговоры о браке — одно ее издевательство над ним, и истории совращения девушки Малютиным, которую узнает из её дневника? Что тут скажешь? Героический поступок - отнять жизнь у безоружной девочки!

Почему бы Оле, раз за разом сталкивающейся с равнодушием взрослых, не начать играть чужими судьбами, если взрослые и очень достойные в глазах окружающих люди не стесняются играть её судьбой?

Только все они остались живы, а 16-летняя Оля легла под тяжёлый дубовый крест и эмалевый венок поверх глинистого холма.

Для меня главный виновник в гибели Оли - Малютин, стареющий сатир, человек без чести, поправший законы дружбы и гостеприимства, тот, кто отнял "невыносимую лёгкость бытия" у девочки, едва вступающей во взрослую жизнь.

А довершил начинание Малютина Олин убийца, некрасивый офицер плебейского вида, не имевший ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская. К этому персонажу у меня тоже очень много вопросов.

Почему девушка из богатой семьи выбирает именно его для того, чтобы завлечь и вступить в близость? Это ж чем таким он заинтересовал Мещерскую, не обладая ни привлекательностью, ни громким именем? Зачем Оля обрывает отношения самым грубым образом, называя их связь издевательством над ним? Если Оля - кокетка, которая от скуки завлекает офицера и вступает с ним в близость, и вот она наигралась, он ей просто надоел, всего-то надо было на прощание пролить слезу и пролепетать: родители и слышать не хотят о человеке не их круга, ей настрого запретили думать о любимом, грозятся отослать "в деревню, к тётке, в глушь, в Саратов", она не смеет ослушаться влиятельных родителей, опасаясь, что они навредят ему, обманом только вырвалась попрощаться. Все сохранили бы лицо. Никто бы не погиб.

Для чего Оля даёт офицеру прочитать страничку из дневника, где расскано о ней и Малютине? Почему не уходит после этого с вокзала, а гуляет по платформе, ожидая, пока офицер закончит читать? Чего она ждала? Либо, хорошо изучив характер любовника, вспышки бешенства и самого безумного поступка - убийства. А это значит, что после совращения Малютиным она сама ищет погибели: теперь мне один выход. Либо Оля ждёт без особой надежды понимания и защиты от мужчины, способного явиться к Малютину и потребовать от него сатисфакции за любимую юную женщину. Лично меня удивляет, что офицер стреляет в 15-летнюю гимназистку, вместо того, чтобы стрелять в совратителя Малютина. Разве этого требовал кодекс офицерской чести, мужской чести? Набоковский Гумберт Гумберт, будучи глубоко гражданским человеком, разве стрелял в любимую Лолиту? Нет, он стрелял в старого развратника Куильти.

Возможно, Оля именно потому останавливает свой выбор на некрасивом офицере плебейского вида, что он человек не её круга; потому, что для девушки, инстинктивно тянущейся ко всему красивому, близость с некрасивым мужчиной неприятна, а значит, её нравственное падение в собственных глазах окончательно и бесповоротно: она падшая женщина, и жить с таким позором нельзя.

Мы можем лишь догадываться, как Оля воспринимала тот факт, что она не оттолкнула своего совратителя, возможно даже испытывала наслаждение в его объятиях, в то время как в обществе всё ещё были сильны викторианско-пуританские представления о женской чувственности. По юности и неопытности жертва Малютина могла решить, что это она виновата в случившемся с ней, она порочна и не заслуживает другого к себе отношения.

Возможно, Оля искала решительного человека, которого не остановит скандал в обществе, не испугает имя Малютина, потому что для человека не её круга оно не имеет такого веса, в отличие от мужчин, которые ей знакомы. Предполагается, что офицер, который посвятил свою жизнь войне, должен быть хладнокровным, готовым к непредвиденным обстоятельствам и прекрасно понимать, что значит человеческая жизнь, как легко и безвозвратно она отнимается, если ты недрогнувшей рукой стреляешь в юную девочку. Наверное, безумно влюблённому в Олю гимназисту Шеншину мы бы ещё поверили, что он стрелял в глубоком потрясении, с которым был не в состоянии справиться. Бывалому офицеру - вряд ли.

Оля честно говорит офицеру, что не любила его. А он разве достоин любви? Сам он любил эту девушку? Или ему просто льстило, что юная красавица не его круга что-то там в нём разглядела и могла быть более чем полезной для его карьеры в случае женитьбы?

Мы можем лишь догадываться, как у Оли холодело внутри, как стучало сердце, как ей хотелось убежать с той платформы, пока офицер читал её дневник, потому что она в очередной раз доверила взрослому, теперь уже мужчине, который познал её тело, свою позорную тайну, потому что сейчас решалась её судьба. Этот некрасивый мужчина мог бы обнять её и наконец-то дать выплакаться девушке, дать запоздалое утешение. Но он выстрелил в Олю. Удивилась ли она? Испугалась? Пожалела о том, что её прекрасное юное тело теперь обезображено? Мы можем лишь догадываться, что происходило в сознании девушки, когда она сделала свой последний легкий вдох.

Никто из мужчин Мещерскую Олю по-настоящему не любил. Они лишь хотели наслаждения её юностью, лёгкостью, красотой и очарованием. Никто не попытался заглянуть под маску отчаянного веселья, не защитил, не сказал: милая, славная, ты слишком хороша для этого мира, ты не виновата, что пытаешься играть по правилам взрослых людей, но никак не научишься быть такой же равнодушной, как они. Ты уже поняла, что никто тебя не спасёт, а сама ты спастись не можешь. Чем ты несчастнее, тем громче твой смех, за которым ты прячешь себя настоящую от желающих обладать тобой не любя.

Простите, Елена Николаевна, но теперь я возражу Вам. Оля Мещерская, не попрыгунья-стрекоза, а жертва взрослого жестокого мира мужчин, где ценны красивые дорогие вещи, высокое общественное положение, мелкие эгоистичные желания, но нет места искренности и живой красоте. Оля Мещерская это глубоко несчастная, сломленная девочка, зарождавшаяся женственность которой была грубо смята равнодушными руками, словно крылышки бабочки. Мотыльком можно лишь любоваться издали, прикосновение к мотыльку лишит его возможности летать, а затем погубит. Оля Мещерская может вызывать лишь сострадание, а не осуждение.