Я иногда вспоминаю те самые 90-е годы, которые сейчас так модно ругать. Главным символом тех лет стала приватизация, когда каждому гражданину дали возможность почувствовать себя хозяином уже не всей страны, а малого её кусочка, населению выдали так называемые ваучеры.
Ваучерная приватизация проводилась в 1992-1994 годах. А началось все с законодательных актов Верховного совета СССР в 1991 году, которые предусматривали выкуп государственных предприятий и их преобразование в акционерные общества.
Чубайс, наряду с Егором Гайдаром, был одним из идеологов приватизации государственного имущества в начале 1990-х. Первый этап приватизации - ваучерный, или чековый - начался в июне 1992 года. Каждый россиянин получал ваучер номинальной стоимостью 10 тысяч рублей, которым мог распорядиться по выбору: обменять на акции своего предприятия, поучаствовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций или просто продать ваучер.
Летом 1992 г. были введены ваучеры (приватизационные чеки), которые совсем не бесплатно раздавались населению. За каждый ваучер необходимо было заплатить 25 рублей, независимо от того, кто получал ваучер — взрослый человек или ребёнок. Номинальная стоимость ваучера составляла 10 тысяч рублей. Имущество предприятий страны было оценено в 1400 миллиардов рублей, и на эту сумму были изданы ваучеры. По субъективной оценке главы Госкомимущества Чубайса, руководившего приватизацией, один ваучер примерно соответствовал по стоимости двум автомобилям Волга. Но купить эти автомобили в обмен на ваучер было нельзя.
На тот момент реальная рыночная стоимость пакета акций, который можно было получить в обмен на один ваучер, колебалась в достаточно широких пределах в зависимости от компании, чьи акции приобретались в обмен на ваучер, а также от региона, где это происходило. Например, в Нижегородской области один ваучер можно было обменять в 1994 г. на 2000 акций РАО «Газпром» (их рыночная стоимость в 2008 г. составила порядка 700 тыс. рублей), в Московской области — на 700 акций Газпрома (в 2008 г. — порядка 245 тыс. рублей), а в г. Москве — на 50 акций Газпрома (17 тыс. руб. в 2008 г.). За один ваучер можно было также получить 7 акций Торгового дома «ГУМ» (менее 100 руб. в 2008 г.).
Вот тогда и началась ваучеризация населения и раздел и последующие переделы бывшей государственной собственности.. Помню массу объявлений на каждом столбе и в каждой газете: "Куплю ваучер".
Руководители предприятий воспользовались этой ситуацией, так как закон давал им право преимущественного выкупа. Как правило, все эти директора были при этих должностях ещё с советских времен.
В ноябре 2004 года А. Чубайс в интервью The Financial Times сказал: «У коммунистических руководителей была огромная власть — политическая, административная, финансовая… нам нужно было от них избавляться, а у нас не было на это времени. Счёт шёл не на месяцы, а на дни».
Вот так Чубайс вёл непримиримую борьбу со всем столь ему ненавистным советским..
Сам Анатолий Чубайс рассказал, что его собственный ваучер пропал.
"Крайне неудачно вложил в один из инвестиционных фондов", - рассказал Чубайс в программе "Действующие лица" на телеканале "Россия 1" о судьбе собственного ваучера.
"Пропал, к большому сожалению, как у многих других", - сказал он.
Анатолий Чубайс также рассказал, куда дел свой ваучер: вложил в один из чековых инвестиционных фондов – и это было крайне неудачное вложение, "так же, как и у многих других людей, которые сделали то же самое".
Чековые инвестиционные фонды были одной из самых крупных ошибок при приватизации, наконец признает Чубайс.
Кстати, я помню, что фамилия "отца приватизации" на долгое время стала популярной кличкой для всех рыжих котов. Чубайс говорит, что ему не обидно: люди к котам всегда относятся хорошо.
Интересно, что Чубайс говорит, что совсем не вспоминает 90-е годы. "Я вообще не очень воспоминательный. И не очень рефлексирующий. Как-то так сложилось, что у меня, в общем, особенно не было в жизни таких пауз, чтобы можно было не торопясь, задумчиво, обдумать и передумать. Нет, не вспоминаю ничего", — заверил Чубайс.
То, что Россия смогла выйти "из одного из самых драматических преобразований в своей истории", заново построить государство и создать экономику – это большая удача, добавил он.
Чубайс, кстати, сказал, что его сильная сторона – менеджмент, а не бизнес. Управленец..
Тут у меня даже слов нет.. Спасибо вам, Анатолий Борисович за такую экономику и за то, что дербанили страну как могли. Спешили. торопились, так как счет по вашим же словам шёл на дни. а не на месяцы и надо было вам все успеть - растащить всё, что плохо и хорошо лежало и функционировало..
В итоге огромная масса предприятий была приватизирована, обанкрочена и пущена на металлолом.. А люди, специалисты высочайших категорий остались без работы..