Я давеча немного развлёкся с рейтингом всех альбомов, на которых пел Ронни Джеймс Дио, и решил замахнуться на величину, до которой в наших палестинах и самому Вильяму Шекспиру далеко. Это одна из любимейших групп среди всех немолодых меломанов нашей страны (и, по совместительству, одна из моих любимых) - Deep Purple.
И если в прошлый раз мы забавлялись с расстановкой в условном порядке целых альбомов, то тут будем играть в ещё более спорную игру: ранжировка песен. Это и в принципе задача непростая, а уж применительно к Deep Purple, у которых за долгую творческую жизнь образовалось порядка двух сотен треков, и вовсе затруднительная.
Сразу хочу сообщить банальную вещь, которую, почему-то, на дзене принято проговаривать вслух: разумеется, это совершенно субъективный рейтинг, который базируется исключительно на параметрах "нравится" и "не нравится". Методологически он составлялся следующим образом. Я выписал любимые песни из каждого альбома; здесь труднее всего было не выбрать слишком много из дисков, которые я уважаю больше всего, вроде Machine Head или Purpendicular. Получилось, кстати, 64 песни. Этот объём был грубо разделён на три категории - "офигенные", "классные" и "отличные", затем каждая категория была раскинута пополам. Ну, потом уже я немножко порасставлял композиции внутри каждой десятки, но это уже было местами на уровне подбрасывания монеток. Ну, а на заключительном этапе пришло понимание, что четыре трека вовсе лишние и список из шестидесяти треков, наконец, сложился.
60. April (Deep Purple, 1969)
Вообще говоря, это не столько место в рейтинге (по чесноку я бы вообще практически ни одну из песен первого состава в такую компиляцию не включил), сколько повод выразить позицию в однозначном неприятии первых трёх дисков Deep Purple. Они нудные, они увязшие в шестидесятых, и даже если рассматривать их как прогрессив, неудачные. Это плохой и совершенно неинтересный прогрессив, и в нём абсолютно не чувствуется никакого благородного безумия, которое можно услышать, например, на дебютнике Genesis или, если брать другой полюс, на первых дисках Grand Funk Railroad. Можно сколько угодно рассуждать о том, как Лорд не давал Блэкмору жарить рок в полный рост, но все три диска Mark I ясно показывают: пока в группу не пришла парочка Гиллан-Гловер у всех остальных что-то творческое было отключено. Впрочем, сам по себе "Апрель" как трек, не так уж безнадёжен - эпично, органно, ренессансно, и мало вокала. Да, Эванс мне не нравится, извините, от слова «совсем».
59. Money Talks (Rapture of the Deep, 2005)
Даже в третьем тысячелетии у группы неплохо получались открывашки. И даже на совершенно невразумительной пластинке 2005 года, после которой у группы надолго отбило творческое начало, нашлось место для такой песни. Она просто чудовищно характерна и типична для Mark VII, но странным образом запоминается; скорее риффами, нежели соло Морса, к сожалению.
58. The Surprising (Infinite, 2017)
Я бы сказал, что это центральный трек на предпоследнем диске Deep Purple. Эпичный, с интересно развивающейся темой, большим количеством Эйри и очень грустным Гилланом; есть ощущение, что это больше экскурс прог, чем более традиционный для группы хард; любопытно, что улавливаются некоторые мотивы заглавного трека с Rapture of the Deep. И что важно, песня запоминающаяся, а то вообще говоря для позднего творчества группы это не сказать, что очень характерно.
57. Lady Double Dealer (Stormbringer, 1974)
В целом "Буревестник" не отнести к числу моих любимых альбомов, но кроме двух всем известных песен на нём нашлось место и для этого энергичного трека, короткого и яростного. Вообще пара Блэкмор-Ковердейл, хотя и ассоциируется больше с балладным началом, создала не так уж и мало таких вот мощных и запоминающихся номеров. Как это ни странно.
56. Mitzi Dupree (The House of Blue Light, 1987)
Это самая странная песня в рейтинге. Я не слишком люблю диск 1987 года и не большой фанат блюза в интерпретации Deep Purple, но по каким-то совершенно непонятным причинам история гмм... не сказать, что прямо уж любви, в крайнем случае любви по-гиллановски, засела мне в мозг. Я не могу и не хочу выковыривать её оттуда и поэтому размещаю на относительно безобидное место в нашем параде субъективизма.
55. Doing it Tonight (Bananas, 2003)
То, что любая смена состава "пёрпл" хорошо отражается на первом альбоме, записанном с новыми музыкантами - это аксиома, и Bananas, первая пластинка группы без Лорда, не является исключением. Альбом хорош чуть менее, чем полностью, и эта песня вполне соответствует - компактная, яркая, типично Гиллановская, хотя в авторах как бы все пятеро мушкетёров. Нормального видео или мэшапа на неё нет, но весь альбом Bananas внезапно пропал из яндекс.музыки, так что наслаждайтесь ютубом.
54. Throw my Bones (Whoosh!, 2020)
Гиллан всё больше и больше полагается на что-то близкое к мелодекламации, чем на пение, но иногда он с коллегами кладёт это на весьма приятную музыку. Открывающий трек с последнего альбома Deep Purple звучит размеренно и неторопливо, и больше всего на нём старается "молодёжь" - Морс (66 лет на момент записи) и Эйри (72 года). Кстати, ещё больше для открытия подошла бы Nothing at All, они удивительно в одном ключе написаны и я долго выбирал, которую взять в рейтинг.
53. Love Conquers All (Slaves and Masters, 1990)
Типичный балладный Блэкмор, которому не нужны товарищи (хотя в соавторах песни перечислен весь Mark V, кроме Пейса), с типичным же Тёрнером на вокале (вы заметили, что ещё только восьмая песня, а мы уже перебрали всех вокалистов Deep Purple?). Бери и ставь на практически любой из дисков Rainbow с голосом Джо Линна. Вроде бы клише на клише сидит, и клише погоняет, типичный попсовый медляк - но, чёрт возьми, красивый и с такой характерной, знаете ли, жалостью лирического героя к самому себе, что плакать хочется.
52. All the Time in the World (Now What?!, 2013)
После невразумительного Rapture of the Deep прошло восемь лет, и лично я, например, уже решил, что свежего творчества пёрпл больше не будет - примерно с таким настроением я встретил новости о свежей пластинке DP. Now What?! был крайне неожиданным, а неторопливая баллада, вышедшая синглом ещё до релиза, была неожиданна вдвойне, ибо оказалась прекрасной. Я бы сказал, что это квинтэссенция творчества группы в XXI веке, когда внезапно старики поняли, что им совершенно некуда спешить.
51. Walk On (Bananas, 2003)
Композиционным центром Bananas является этот долгий и красивый блюз, который написан Гилланом в соавторстве с Майклом Брэдфордом, который сводил и продюсировал альбом, да ещё и записан с его участием. Вещь сильная, и как по мне, это куда лучший пёрпловский блюз, чем Mistreated.
На этом пока остановимся и, если ничего экстраординарного не случится, вернёмся к этой теме в следующей серии. А потом вернёмся ещё раз. Как это ни странно, но и ещё раз вернуться тоже получилось. А затем вышло и ещё раз обратиться к теме. И наконец шестым стулом мастер Гамбс закрыл эту серию - лучшая десятка песен DP венчает этот список.