Найти тему

Введение в историографию ветхозаветного времени. Литургия Преждеосвященных Даров.

Оглавление

Данная статья «Литургия Преждеосвященных Даров» была написана научно-исследовательским методом, в которой обговаривается вопрос об авторстве ее происхождения, используя различные источники и высказывания святых отцов. Высказывание и свидетельство Симеона Солунского говорит о том, что Литургия Преждеосвященная была учреждена задолго до ее нынешнего чина.

Рис.1. Изображение Агнца на Престоле.

Пояснение терминологии.

Между восточными и западными древними литургиями, которые составляют большую область их исследования, есть особенная литургия – Литургия Преждеосвященных Даров. Она включает в себя совокупность литургий Востока и Запада. С этим же названием она до сих пор существует Восточной, Западной, и в римской церквах.

Она совершается в святую Четыредесятницу в Восточной Православной Церкви. В Западной церкви - только в Великую Пятницу.

Мнение о истории возникновения «Литургии Преждеосвященных Даров » полезно начать с краткого описания вопроса: понятие "Литургия", и понятие "Литургия Преждеосвященных Даров", и какой чин ее совершения.

-2

Рис.2 Изображение Евхаристических сосудов.

Василий Великий говорит в своем двадцать первом правиле о Евхаристии так: «Причащение тела и крови Христовых необходимо для вечной жизни. Приступающий к причащению без разумения того, для чего дается причащение тела и крови Христовых, не получает от причащения пользы; а недостойно причащающиеся осуждается.»

Итак, начнем раскрывать понятия..

Греческое слово Литургия означает общественное служение. В Священном Писании она называется иногда как служение ближним, благотворительность, иногда служение при алтаре, при жертвах, как было при ветхозаветной церкви.

-3

Рис. 3 Тайная Вечеря

Господь заповедовал ученикам Своим творить это Таинство:

«сие творите в Мое воспоминание», (Лк. 22, 19).

«Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца, и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната ,в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху. И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием. И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание ».

Аргументация.

Итак, святитель Кирилл Иерусалимский в своих «Тайноводственных поучениях» говорит о Теле крови Христовой так: «Были в Ветхом Завете хлебы предложения: но оные, как относились к Ветхому Завету, отменены. А в Новом Завете существует хлеб небесный и чаша спасения, освящающая душу и тело. Ибо как хлеб сходствует с телом, так и слово душе привиличествует ». И еще: «Итак, хлеб и вино в Евхаристии не разумей простыми: ибо оныя суть и кровь Христова, по изречению Владыки. Ибо хотя чувство тебе и представляет сие, но вера да утверждает тебя. Не по вкусу рассуждай о вещи, но от веры будь известен без сомнения, что ты сподобился тела и крови Христовой».

-4

Рис. 4 Кирилл Иерусалимский

Сегодня Евхаристия совершается в Восточной церкви согласно одному из четырех разных чинов:

1) Литургия св. Иоанна Златоуста (обычная литургия в воскресные дни и в будни).

2) Литургия св. Василия Великого (совершается десять раз в году, по структуре очень напоминает литургию св. Иоанна Златоуста, но центральная евхаристическая молитва намного длиннее).

3) Литургия св. Иакова, брата Господня (совершается только раз в году, надень св. Иакова, 23 октября, в Иерусалиме и немногих других местах).

4) Литургия Преждеосвященных Даров Григория Двоеслова( совершаемая по средам и пятницам во время Великого поста и в первые три дня Страстной недели.

-5

Рис. 5 Григорий Двоеслов, папа римский

Во время этой литургии даров не освящают, но причащаются дарами, освященными в прошлое воскресенье). Свое начало Литургия Преждеосвященная берет с Апостольских времен. Подтверждение тому- Апостольское предание, берущее свое начало от самих Апостолов. Патриарх Софроний говорит о Преждеосвященной Литургии:

«Ныне более прочих в уважении священнодействие великого Василия и Иоанна Златоуста с литургией Преждеосвященных Даров, о которой одни говорят, что она Иакова, именуемого братом Господним, другие – Петра верховного Апостола, иные – иначе». Константинопольский патриарх Михаил Анхиали (XII в.), излагая доказательства древности литургии Преждеосвященных Даров, говорит: «Это тайноводство необходимо сопутствовало проповеди апостольской и появилось вместе с преданием Четыредесятидневного поста».

И в другом месте: «Литургия Преждеосвященных есть исконное и древлепереданное тайноводство, известное в святой Божией церкви прежде самих тайноводителей наших – великого во святых отца нашего Златоуста и архиепископа и божественного украшения Кесарийской церкви величайшего отца нашего Василия».

-6

Рис. 6 Василий Великий

И из 49-го правила святого собора Лаодикийского известно, что в Четыредесятницу не дóлжно приносить хлеб (то есть совершать полную литургию), разве только в субботу и Неделю (день воскресный). Современником этого собора был великий Василий, а свт. Иоанн Златоуст был еще позже по времени».[4] Ле Брюн в своей истории литургии говорит: «То, что латиняне соблюдают в этот великий день (Великий пяток), греки совершают с незапамятных времен во все дни поста до среды страстной седмицы, называя литургию Преждеосвященных Даров именем Григория Двоеслова, так как она употребляется в Риме в Великий пяток столько веков, что и не видно ее начала».

Продолжение темы о Литургии Преждеосвященной смотрите в следующих публикациях. Они связаны между собой.

Были использованы материалы:

[1] Святоотеческая симфония. Начала познания вещей Божественных и человеческих. Москва. Сибирская Благозвонница, 2015 год.- 819 с.

[2] Евангелие от Луки, глава 22, стихи 7-19.

[3] Святитель Кирилл Архиепископ Иерусалимский. «Огласительные и тайноводственные поучения». –С - 330-332.

[4] А.Б. Белоусов. « Собрание древних Литургий». С.- 623.

#история древних Литургий #тайная вечеря #апостольская церковь #Григорий двоеслов #восток и запад #патриарх Софроний #чин