1,6K подписчиков

Старое кино. Фильм "Париж, Техас". Производство: ФРГ, Франция, Великобритания 1984 г. Кинопрокат СССР в 1987 году.

Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.

Фильм немецкого кинорежиссёра Вима Вендерса, которому в 1984 году была единогласно присуждена "Золотая пальмовая ветвь" Канского кинофестиваля. Название фильма происходит от небольшого техасского города, называющегося так же, как и столица Франции. Атмосферную музыкальную канву создаёт слайд-гитара Рая Кудера.. Фильм посвящён памяти Лотты Эйзнер.

Жанр: психологическая драма.

После победы на Каннском фестивале фильм имел такой оглушительный успех у европейской публики, что в честь него взяли название две шотландские рок-группы, Texas и Travis, тогда как ирландскую рок-группу U 2 фильм Вендерса вдохновлял при работе над альбомом The Joshua Tree.

"Пейзаж американского Юга органично вобрал в себя усталую тоску старой Европы", — писал о фильме Вендерса кинокритик Андрей Плахов. В других рецензиях также обращалось внимание на необычный синтез европейской художественной восприимчивости с традиционными американскими пейзажами и мотивами.

Актеры: Гарри Дин Стэнтон, Дин Стокуэлл, Настасья Кински, Хантер Карсон, Бернхард Викки, Орор Клеман, Сэм Берри, Кларис Мобли, Вива, Сокорро Валдез, Эдвард Фэйтон, Джастин Хогг, Том Фаррелл, Джон Лури, Шарон Мензел, Сэм Шепард.

Кратко о сюжете: Трэвис появляется из бескрайней пустыни под завораживающие аккорды певучей гитары. Откуда он пришел и куда он идет? Он бежит от катастрофического разрыва со своей женой, которая бросила его и их маленького сына Хантера. Брат Трэвиса Уолт должен постепенно помочь ему вернуться к истокам, к обществу, к воспоминаниям о доме и к тому, кем он является.

Поворотная картина в карьере Вима Вендерса, который также, как и Трэвис осторожно ощупывает свои взаимоотношения с обществом и пытается идти при этом своей дорогой.

Долгих четыре года продолжалось бегство мистера Тревиса от действительности, от себя самого, от своей семьи. Был человек - и исчез, оборвав все нити, связявающие его с прежней жизнью. Тогда же исчезла и его жена, Джейн, а брат Тревиса, Уолт, обнаружил у двери собственного дома своего четырехлетнего племянника Хантера и заменил ему отца.

Так неожиданно, как и исчез, Тревис через четыре года появится в жизни Уолта и его семьи. Молчащий, ничего не собирающийся и не желающий объяснить, лишь через большой промежуток экранного времени Тревис произносит одно только слово: "Париж". И еще раз - "Париж".

Нет, это восе не детская мечта посетить столицу мира проснулась в беглеце. Париж - это лоскут выжженной земли в штате Техас, где много лет назад встретились и полюбили друг друга отец и мать Тревиса. Он хочет вернуться к истокам: быть может, хоть там он обретет себя для иной - лучшей или худшей не так уж и важно - но иной жизни.

Интригующая, сродни детективной, завязка фильма постепенно начнет развиваться совсем в ином направлении. Поначалу может показаться - что в знакомом направлении семейной мелодрамы, исторгающей из зрителя потока слез. Но это впечатление будет поверхностным и обманчивым. Лишь недолго подержав нас на манке излюбленного киножанра, сценарист Сэм Шепард и режиссер Вим Вендерс мастерски выруливают на качественно иной уровень разговора и размышлений о человеке, потерявшемся в этом мире и потерявшем какие-то очень важные жизненные ориентиры.

Простое становится сложным, ясное - туманным, дюбимая женщина - ненавистной, родной сын - почти безразличным. По теории американских врачей-психологов, мужчина, достигший рубежа сорока лет, должен резко все поменять - работу, жену, друзей, подруг, чтобы вдохнуть в стареющий организм новые силы. Вовсе не призывая моментально последовать спорным советам американских ученых, все же заметим, что именно мужчины очень остро переживают период размена пятого десятка: вспомним хотя бы Сергея Макарова из фильма "Полеты во сне и наяву".

Так может быть, в этом причина бегства мистера Тревиса, и если в этом, то почему авторы фильма так неспешно разматывают всем уже хорошо известное?

"Так он бежал, пока не зашло солнце. У него больше не было сил. А когда солнце зашло, он побежал снова. Он бежал пять дней, пока не пропал последний след того, что на земле существуют люди", - так вот, в третьем лице, Тревис будет рассказывать о своем бегстве. Этот долгий рассказ в финале фильма уравновесит долгое молчание .тревиса в начале картины. Уравновесит и перевернет все зрительские умозаключения о предыстории жизни Тревиса, Джейн и Хантера и о причинах их четырехлетней разлуки; предистории, которая так трагично развела любящих друг друга людей.

Эту предисторию Тревис рассказывает в каком-то сомнительном заведении с девочками, которые за определенную плату готовы выслушать клиента, обнажающего и выворачивающего наизнанку свою душу. Заведение это - что-то среднее между "горячей линией" (или "телефоном доверия", как это называется у нас) и публичным домом. С той лишь разницей, что "партнеры" отделены друг от друга целомудренным стеклом, через которое "клиента" не увидеть, а "исповедница" в своих необременительных одеждах - как на ладони.

Исповедь Тревиса - самый сильный эпизод фильма. Снятый с нарочитой безыскусностью, почти статичной камерой, без особых монтажных ухищрений, этот эпизод в исполнении замечательных актеров Гарри Дина Стэнтона и Настассии Кински силен прежде всего силой негромких и разящих слов, простотой и кажущейся обыденностью реплик, за которыми кроется невероятное внутреннее напряжение и яростное сопротивление двух характеров - говорящего и слушающего. Ведь даже не очень внимательный зритель узнает в слушающей ту самую юную женщину, чье беззаботное счастье было запечатлено в семейном любительском фильме, который герои картины "Париж, Техас" смотрят вскоре после того как нашелся Тревис.

"Писать о фильме Вима Вендерса безнадежная попытка словами передать интенсивную и завораживающую силу его образов", - растерянно признавался критик журнала "Шпигель". С болью в сердце вынужден солидаризироваться с этим мнением.

Тем, кто впервые будет смотреть этот фильм можно только позавидовать.

Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Париж, Техас" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.