Сурово и безотрадно было детство великого немецкого композитора Людвига Бетховена. На семнадцатом году жизни от потерял любимую и любящую мать.
За несколько лет до ее смерти Бетховен подружился с семьей Брейнинг, и в ней он нашел тот уют, ласку и внимание, которых так недоставало ему в родной семье.
Дочь, Элеонора Брейнинг, брала у Бетховена уроки музыки и, в свою очередь, знакомила его с литературой, в частности, с поэзией.
До самой смерти она, а потом и ее муж, оставались самыми близкими и лучшими друзьями Бетховена.
Многие стороны жизни Бетховена , который никогда не был женат и не знал счастья длительной взаимной любви, до сих пор остаются невыясненными и загадочными.
У Бетховена были дружеские отношения со многими выдающимися и талантливыми женщинами того времени, которых не могла не заинтересовать личность гениального музыканта. Бетховен же, по словам друга его Вегелера, был постоянно увлечен кем-то и большею частью очень сильно.
Первым сильным увлечением Бетховена была блестящая певица Магдалена Вилльман, которой двадцатипятилетний, тогда еще не приобревший громкой известности, композитор сделал предложение. Вилльман ответила отказом.
В тридцать лет предметом его страсти была Джульетта Гвичарди. Он посвятил ей «Лунную сонату».
Но кокетливая и ветреная Джульетта вскоре вышла замуж за графа Галленберга, человека ничтожного во всех отношениях.
В старости Бетховен рассказывал одному из своих друзей: «Она меня очень любила — любила больше, чем своего супруга».
Через несколько лет счастье как будто бы улыбнулось Бетховену. В 1806 году он обручился с Терезой Брунсвик, которая еще девочкой брала у него уроки. Тереза и старший брат ее граф Франц Брунсвик были незаурядными и музыкально одаренными личностями. Демократ и республиканец Бетховен, не особо жаловавший аристократов, бы на «ты» с Францем Брунсвик и называл его «своим братом». Ему он посвятил самую замечательную из своих фортепианных сонат, знаменитую сонату «Аппассионата» (двадцать третью), а Терезе — мечтательную и поэтическую двадцать четвертую сонату (опус 78).
https://www.youtube.com/watch?v=bVD_ckRTHqM
В 1806 году Бетховен гостил в имении Брунсвик в Венгрии. Тереза Брунсвик рассказывала о своих воспоминаниях об этом времени: «Вечером, в воскресенье, после обеда, при лунном свете, Бетховен сел за фортепиано. Сначала он легко пробегал рукой по клавишам… Потом он медленно, с таинственной торжественностью заиграл песню Себастьяна Баха: «Если ты отдашь мне свое сердце, пусть сначала это будет тайной; и то, что мы оба думаем, пусть никому не будет доступно»».
Брат смотрел перед собой задумчиво и строго; а я, которую проникали его пение и взор, я чувствовала жизнь во всей ее полноте. Он мне сказал: «Я пишу сейчас оперу.. Главное лицо — во мне, передо мной везде, где я не остановлюсь. Никогда я не был на такой высоте. Все — свет, ясность, чистота. До нынешнего дня я походил на ребенка из волшебных сказок, который собирает булыжники и не видит блестящего цветка, распустившегося на его дороге. И в мае 1806 года я стала его невестой с согласия только моего брата Франца».
В потайном ящике Бетховена были найдены после его смерти три письма, адресованные (без имени) «бессмертной возлюбленной»и, вместе с ними, написанный красками портрет Терезы Брунсвик, на оборотной стороне которого было написано ее рукой: «Редкому гению, великому артисту, хорошему человеку от Т.Б».
Вот отрывки из писем к «бессмертной возлюбленной»:
«Ангел мой, мое все, мое я...мое сердце переполнено тем, что я хочу сказать тебе...Ах, где я, там и ты со мной…
Я люблю тебя, как и ты меня любишь, но гораздо сильнее...Увы...Так близко — и так далеко… Мои мысли мчатся к тебе, моя бесссмертная возлюбленная, то радостные, то печальные, в ожидании судьбы, если она услышит нас. Я могу жить только с тобой, иначе я совсем не живу...Никогда другая не будет владеть моим сердцем…
Никогда. Никогда. Увы, почему те, кто любит, должны жить далеко друг от друга. И все-таки моя жизнь, как сейчас, горькая жизнь. Твоя любовь сразу сделала меня самым счастливым и самым несчастным из людей...Будь покойна...будь покойна — люби меня. Сегодня, вчера, - какое страстное стремление к тебе, сколько слез...- к тебе, к тебе — моя жизнь — моя- все… Прощай, о, продолжай любить меня,- не забывай никогда сердцаа твоего дорого Л.- Вечно твой, -вечно твой, - вечно наш».
Что помешало соединиться двум любящим существам, осталось до сих пор невыясненным.
Могли иметь значение и разница в положении, и необеспеченность Бетховена, и его независимый характер, не выносящий каких-либо оков, стесняющих его свободу творческой деятельности.
Как ни сильна была в Бетховене потребность женской любви, женской ласки,- верность и преданность своему творческому призванию, любовь к своему искусству были, по-видимому, сильнее.
Продолжение следует...