Решил сделать... типа небольшого мануала - какие пассажирские теплоходы работают на наших реках. Единственное - без планировок. Дело в том, что теплоходы в последние годы капитально перестраиваются внутри. И кроме того, я часто оперирую шифрами проектов в своем блоге. Вот будет такой микросправочник. Техническими данными злоупотреблять не буду. Шифр проекта, верфь, годы строительства. Поехали. Сразу оговорюсь - здесь я касаюсь только теплоходов, которые работают на реках России.
Начнем с грузопассажирских теплоходов - судов, которые строились в 50-е и 60-е годы. Изначально эти теплоходы предполагалось использовать в качестве именно транспортном. Но к концу 60-х начинается массовое дорожное строительство, достаточно бурно развивается авто и железнодорожный транспорт. И к концу 60-х свою транспортную функцию они практически порастеряли, став по сути круизными судами. Здесь я пишу только о проектах, которые были в работе по состоянию на 2020 год!
Проект 588
На сегодняшний день это - самые старые речные теплоходы, работающие на реках России. Теплоходы изначально распределялись между Волжским Объединенным Пароходством (ВоРП), Камским Речным Пароходством (КРП), Северо-Западным Речным Пароходством (СЗРП), Московским Речным Пароходством (МПР), Волго-Донским Речным Пароходством (ВДРП) и Енисейским Речным Пароходством (ЕРП).
Верфь - VEB Mathias Thesen Werft (Cудоверфь им. Матиаса Тезена), Висмар, Германская Демократическая Республика.
Годы строительства - 1954 - 1961 годы.
В конце 90-х начались работы по повышению комфортабельности теплоходов, а уже в 2000-е часть судов прошли реконструкцию с достройкой четвертой палубы. В своем практически изначальном виде эти теплоходы остались только на реке Енисей - это теплоходы ВАЛЕРИЙ ЧКАЛОВ и АЛЕКСАНДР МАТРОСОВ. В настоящее время на Средне-Невском Судостроительном заводе строится два теплохода на замену заслуженным ветеранам ЕРП.
Теплоходы проекта 588 были предпоследней ступенькой в иерархии теплоходов, пароходов и дизель-электроходов, которые планировалось построить по программе З. А. Шашкова. Главным бриллиантом должны были стать дизель-электроходы проекта 20 (о них мы поговорим отдельно). Да, буду делать еще и материал, о тех, кого уже нет на наших реках.
По различным источникам к внешнему виду новых теплоходов приложили руку лучшие архитекторы СССР. Да, те самые архитекторы, которые создали станции-дворцы московского метро и сталинские "высотки".
Проект разрабатывался в СССР, а уже технологическую документацию делали на верфи.
Обобщенные технические данные на момент постройки были таковы:
Класс Регистра: "О"
Длина: 95,8 м
Ширина: 14,3 м
Высота борта: 4,3 м
Высота от основной линии (без мачты): 16,7 м
Дедвейт: 334,6 т
Водоизмещение наибольшее: 1492 т
Осадка наибольшая: 2,4 м
Водоизмещение порожнем: 1228 т (1261 т у более поздних)
Осадка порожнем (кормой): 2,67 м (2,57 м у более поздних)
Грузоподъёмность: 100 т (145 т у более поздних)
Пассажировместимость: 364 чел
Скорость судна: 23,7 км/ч
Мест для экипажа: 72
Автономность: 7,5 сут
Тип ГД: дизель 6NVD48
Мощность ГД: 3х294 кВт
Перечислить все варианты модернизаций реально, но... это будет практически каждый находящийся в строю сегодня теплоход. Если взять ту же РУСЬ ВЕЛИКУЮ - а теплоход может выходить в открытое море - то там кроме полной перепланировки пассажирских помещений проведена и ремоторизация - главные и вспомогательные двигатели немецкого производства заменены на соответствующие по мощности ЯМЗ.
Всего было построено 49 теплоходов - таким образом это самая массовая серия теплоходов в российском речном флоте. Условно теплоходы делят на две серии - теплоходов I серии построено 11, второй - 38. Внешни они немного отличаются. Так же на первых двух судах была сделана попытка установить систему дистанционного автоматического управления двигателями. Но что-то у немецких специалистов пошло не так и от этой системы отказались - здесь все по старому, используются машинные телеграфы.
Теплоходы данного проекта отличались безаварийной службой. За все годы работы только один теплоход - СЕРГО ОРДЖОНИКИДЗЕ - сгорел во время навигации. Пожар был ликвидирован силами экипажа и подоспевших на помощь судов. Пострадавших не было.
Сегодня эти суда уже потихоньку начинают выводиться из эксплуатации, но все же большинство этих теплоходов пока работает на Волге. Так же пока в работе два енисейских теплохода - ВАЛЕРИЙ ЧКАЛОВ и АЛЕСАНДР МАТРОСОВ. Особенностью этих теплоходов является то, что они дошли до наших дней практически в первозданном виде.
Проект 26-37
"Чехословацкий вариант" проекта 588. Эти теплоходы строились изначально для работы только на Волге - на линиях Горький - Астрахань и Москва - Астрахань.
Они несколько менее мореходны - изначально они не имели права на выход в Ладожское и Онежское озера, а также в прибрежные зоны морей. Но в последние годы суда проходили модернизацию и многие из них все же стали ходить до Санкт-Петербурга.
Практически все теплоходы сегодня модернизированы. В основной массе модернизация касается кают. Наибольные кардинальные варианты модернизаций - проект 92-055, по нему на верфи в Комарно был перестроен один теплоход:
и теплоход ВОЛГА ДРИМ
В 90-е годы теплоходы стали расходится в частные руки. Из всей серии (14 теплоходов) до нас не дошло три теплохода. Теплоходы ВАЦЛАВ ВОРОВСКИЙ и КЛАРА ЦЕТКИН встали на прикол сразу после развала СССР. Паралельно они стали донорами запасных частей для работающих судов ВОРПа (сказывалась цнификация). Оба теплохода были списаны в 1997-1998 годах, а к 2003 году разобраны на металл.
Последним на данный момент стал теплоход СЕРГЕЙ АБРАМОВ - он погиб от пожара, возникшего на нижней палубе 14 ноября 2011 года у причала Северного Речного Вокзала Москвы (теплоход уже стоял без пассажиров и находился в стадии подготовки к зиме - зимой он работал как гостиница). В 2012 году судно было разделано в Череповце. Так же на борту этого теплохода был снят к/ф ДЕНЬ ВЫБОРОВ.
Как и теплоходы немецкой построки - эти суда речники прозвали "верблюдами" за две фальштрубы, которые чемто издали похожи на горбы верблюда. Старая же гвардия их презрительно именовала "этажеками". Пароходные капитаны им объявили бойкот. В результате их молодые помощники пошли работать на эти суда.
Проект 305
Это самый настоящий речной "вездеход". Изначально эти теплоходы строились для работы на небольших реках.
Сегодня это уже уходящая натура - таких теплоходов в работе остается все меньше в работе.
Теплоход изначально планировался для работы на малых реках, и на мелководных (чаще всего в верховьях) участках крупных рек. Но так сложилось, что именно с этих небольших теплоходов, способных пролезть практически где угодно, начиналась биография многих крупных компаний речного туризма России.
Место постройки: Верфь "Obuda Hajogyar" (Венгрия, г. Будапешт).
Класс Регистра: "О"
Характеристики:
Длина: 77,91 м
Ширина: 15,2 м
Высота борта: 3,4 м
Высота габаритная: 12,25 м
Водоизмещение (с пассажирами и грузом 80 т): 800,3 т
Осадка наибольшая: 1,39 м
Водоизмещение (с полным запасом топлива, без пассажиров и груза): 2009 т
Осадка (с полным запасом топлива, без пассажиров и груза): 1,41 м
Грузоподъёмность: 173,4 т
Пассажировместимость: 311 чел
Скорость судна: 20 км/ч
Мест для экипажа: 55
Автономность: 8 сут
Тип ДГ: дизель 8NVD36
Мощность ДГ: 2х400 л.с.
Тип вспомогательного ДГ: дизель 4DV224, генератор DGB 17/8)
Мощность вспомогательного ДГ: 2х100 л.с.
Суда 305 проекта имели ширину 15.2 только до 1586 строительного номера (теплоход Башкортостан (Даугава)), после 28.06.1962 суда стали делать для северных рек шириной 14.2 метра. Итого было построено 25 широких теплоходов и 22 узких.
Так же эти теплоходы получили ДАУ. Но использовать данную систему судоводители предпочитают только на маневрах - уж больно от нее шуму много в рубке.
Сегодня в основном такие теплоходы можно встретить недалеко от Москвы - пока на маршруте "Московская Кругосветка" им конкурентов нет.
Теплоходы этого проекта в среде речников получили прозвище "пузырь" - сочетание малой осадки и большой площади надводного борта требовала от рулевого хороших навыков управлением теплоходом - при боковом ветре и неаккуратном рулении теплоход мог запросто "заплясать" на воде. Но по выражению старых волжских капитанов - научишься ходить на "пузыре" - сможешь ходить на всем, что угодно.
Проект 860
Что бы увидеть эти теплоходы в работе, надо отправляться за Урал, а то и за БАйкал. Эти суда строились для работы на сибирских реках. Проект 860 был переработанным под возможности сибирских и дальневосточных верфей проект 305:
Год постройки первого судна серии: 1958
Последнее судно серии: 1963
Всего построено судов: 14
Судостроительные предприятия:
Жатайский судостроительно-судоремонтный завод (СССР, Жатай)
Иркутский судостроительно-судоремонтный завод (СССР, Иркутск)
Сретенская верфь (СССР, Читинская обл., поселок Кокуй)
Тюменский судостроительный завод (СССР, Тюмень)
Класс регистра: О (изначально), для части судов затем — Р
Длина, м: 77Ширина, м: 15,2
Высота судна надводная, м: 13,65
Высота борта, м: 3,4
Высота надводного борта, м: 1,95-2,0
Водоизмещение, т: 830-863 (в грузу), 668-705 (порожнем)
Осадка средняя, м: 1,4 средняя (1,35-1,43)
Грузоподъемность, т: 80
Марка ГД по проекту: R8DV136, на части судов затем заменен на 8NVD-36IU (2x300, 2x294)
Тип ГД: четырехтактный бескомпрессорный реверсивный
Мощность ГД по проекту, кВт: 2x400
Движитель:
Тип: Гребной винт
Кол-во: 2
Диаметр, м: 1,1
Шаг, м: 1,135
Дисковое отношение: 0,65
Число лопастей: 4
Частота вращения, оборт./мин: 500
Материал винта: сталь
Скорость, км/ч: 20,2
Автономность, сут.: 8
Экипаж, мест.: 54 изначально, на части судов затем сокращен до 33-43
Пассажировместимость по первоначальному проекту, чел.: 304
Таких теплоходов практически не осталось. Вроде бы как на Амуре еще пока они есть.
Проект 646
Не самая удачная серия теплоходов. Хотя это были полноценные мореходы - эти суда могли работать не только не реках, но и спокойно выходить в моря. Например теплоход БЕЛИНСКИЙ (проект 646) долгое время работал в составе Черноморского Пароходства и ходил по маршруту Одесса - Измаил. Так же на реках Сибири эти суда выходили в устья рек, доставляя пассажиров и грузы к дальним стойбищам и островам. Например, красноярский ПРОФЕССОР БЛИЗНЯК достаточно часто ходил когда-то на Диксон.
Судостроительное предприятие: Warnowwerft Warnemuende (Варнемюнде/Росток, Германия)
Класс регистра: М
Длина, м: 65,2
Ширина, м: 12
Высота судна надводная, м: 11,1
Высота борта, м: 3,7
Высота борта полубака, м: 5,2
Высота надводного борта, м: 1,37-1,48
Водоизмещение, т: 774
Осадка средняя, м: 2,2
Марка ГД по проекту: 6NVD48
Мощность ГД по проекту, кВт: 2x400
Скорость, км/ч: 22
Автономность, сут.: 8
Экипаж, мест.: 28
Обслуживающий персонал, чел.: 12
Пассажировместимость по первоначальному проекту, чел.: 197
Перевозка пассажиров на коротких маршрутах, чел.: 580-700
Тип кают по первоначальному проекту: двухместные одноярусные, четырехместные двухъярусные, шестиместные и восьмиместные.
Типы кают на судах реконструированных для круизов: одноместные, двухместные, трехместные с индивидуальными санузлами.
Инфраструктура: ресторан, салон отдыха.
В современном круизном судоходстве эти суда не прижились. Хотя при своих габаритах они могли ходить и по Беломоро-Балтийскому каналу, и выходить в Белое моря, доходя до Соловецкого архипелага.
На борту теплохода КРАСНОГВАРДЕЕЦ был снят остросюжетный кинофильм "Два долгих гудка в тумане". Фильм вышел на экраны в 1980 году. Для желающих - здесь лежит разбор данного фильма.
Так, с грузопассажирским флотом закончили. В конце 60-х стало понятно, что основная масса пассажиров просто каталась по рекам на теплоходах. А вот для круизного судоходства нужны были суда покомфортнее. Итак - перейдем к круизным теплоходам Волги. К тому же в те годы страна стала более открытой, иностранные туристы стали массово ездить в круизы. А вот им хотелось каюты куда более комфортные, чем могли предоставить старые суда.
Проект Q-040/040A
Первенцами нового круизного флота стали теплоходы, построенные в Австрии. Правда выбор верфи был во многом политизирован - на верфи AG «Österreichische Schiffswerften (ÖSWAG) Linz-Korneuburg была весьма суровая ячейка компартии. Где-то мне попадалась информация, что хозяин верфи был членом компартии... Хм... и чего я на Грудинина бочку катил. Впрочем - я отвлекся.
Первые два теплохода проекта Q-040 - МАКСИМ ГОРЬКИЙ и АЛЕКСАНДР ПУШКИН - были построены в 1974 году. Но цена оказалась немалой. Поэтому для МРП решили сделать попроще и подешевле - упрощенный проект получил маркировку Q-040A. У него часть кают не была первоначально оснащена санузлами, только раковины.
Австрияки тоже не лыком шиты - раз изменение проекта, то бабки на бочку! Да, мы понимаем, что интернационал и все такое. Но кушать хоцца!
Весь анекдот вышел в том, что упрощенные теплоходы обошлись дороже неупрощенных. На австрияков лет на десять забили большое скобяное изделие (для Волги - на Дунае работали под советским флагом суда австрийской постройки - о них поговорим как-нибудь отдельно). Позже австрийцы построят еще несколько круизных судов для Волги других проектов.
Сегодня МАКСИМ ГОРЬКИЙ работает на Енисее, увели его с Волги. Остальные теплоходы - АЛЕКСАНДР ПУШКИН, ИЛЬЯ РЕПИН и ВАСИЛИЙ СУРИКОВ (всего построено 4 теплохода) работают в наших волжский краях.
Прозвище данное речниками - "Сервант", "Стекляшка" - за более чем солидную площадь остекления. Собственно эти прозвища относятся ко всем волжским "австрийцам"
Проект 301
Следующий, 1975 год, положил начало сразу двум крупным сериям круизного флота. Первым стали теплоходы проекта 301
В последствии на основе данный проект будет развиваться далее.
За грузный и прямоугольный вид новые суда резко схватили прозвище "чемодан". А вот в плане качества работы на новых судах речники были крайне довольны. Маневренный, ходкий теплоход.
Судостроительное предприятие: VEB Elbewerfen Boizenburg (Бойценбург, Германия)
Построено всего судов: 22
Класс речного регистра: М
Длина, м: 125,0
Ширина, м: 16,70
Высота от ОП, м: 15,96
Высота борта до гл.палубы, м: 4,5
Водоизмещение, т: 3570
Осадка, м: 2,76
Марка ГД: 6ЧРН 36/45
Мощность ГД, кВт: 3x736
Скорость, км/ч: 26,2
Экипаж, чел.: 84-99
Пассажировместимость по первоначальному проекту, чел.: 360
Тип кают: одноместные, двухместные одноярусные, двухместные двухъярусные, трехместные, двухместные люкс
Инфраструктура: два ресторана, кафе-бар с танцполом, музыкальный салон, салон отдыха (бар), кинозал
Здесь уже все каюты (за исключением части кают на нижней палубе) были оснащены полноценными санузлами, кондиционерами.
Проект 92-016
Эту серию, построенную в ЧССР, речники прозвали "крокодилами". На момент своего появления это были самые большие речные пассажирские теплоходы в мире!
Как и предыдущий проект 26-37, новые суда строили с прицелом на маршрут Москва - Астрахань.
Отделка этих теплоходов была попроще, чем на немецких судах. Так же доставляла немало хлопот экипажу не самая мощная система кондиционирования воздуха (если не изменяет память - польского производства).
Судостроительное предприятие: Slovenske Lodenice Komarno (Комарно, Словакия)
Построено всего судов: 9
Судам присваивались названия в честь военноначальников (5) и политических деятелей (4).
Класс речного регистра: О
Длина, м: 135,75
Ширина, м: 16,80
Высота от ОП, м: 16,10
Высота борта до гл.палубы, м: 5,05
Водоизмещение, т: 3935
Осадка, м: 2,83
Марка ГД: 6ЧРН 36/45
Мощность ГД, кВт: 3x736
Скорость, км/ч: 26,1
Экипаж, чел.: 84
Пассажировместимость по первоначальному проекту, чел.: 400
Тип кают: полулюкс, одноместные, двухместные, трехместные.
Инфраструктура: 2 ресторана, бар, киноконцертный зал, музыкальный салон.
Проект 302 (302М, 302МК)
Проект 302 стал дальнейшим развитием проекта 301. Проект развивался, в результате чего появились теплоходы проектов 302М и 302МК. Из всех теплоходов Волги, построенных в советские годы, это самые современные суда.
Судостроительное предприятие: VEB Elbewerfen Boizenburg (Бойценбург, Германия)
Построено всего судов: 27
Класс речного регистра: М
Длина, м: 129,1
Ширина, м: 16,7
Высота от ОП, м: 15,93
Высота борта до гл.палубы, м: 4,5
Водоизмещение, т: 3852
Осадка, м: 2,94
Марка ГД: 6ЧРН 36/45
Мощность ГД, кВт: 3x736
Скорость, км/ч: 25,5
Экипаж, чел.: 130
Пассажировместимость по первоначальному проекту, чел.: 332
Тип кают: одноместные, двухместные одноярусные, четырехместные двухъярусные, двухместные люкс
Инфраструктура: ресторан, кафе-бар и танцполом, музыкальный салон, салон отдыха, кинозал
Проект 302М
Проект 302МК
Проект Q-056
По данному проекту австрийцы построии всего два судна. Теплоходы АНТОН ЧЕХОВ и ЛЕВ ТОЛСТОЙ были единственными, которые имели бассейн на борту.
Первоначально распределение судов было следующим - АНТОН ЧЕХОВ ушел на Енисей, а ЛЕВ ТОЛСТОЙ работал на Волге. Но в 90-е АНТОН ЧЕХОВ был переведен на Волгу.
удостроительное предприятие: Osterreichische Schiffswerften AG Linz Korneuburg (OSWAG), (Корнойбург, Австрия)
Построено всего судов: 2
Судам присваивались названия в честь русских писателей.
Класс речного регистра: М
Длина, м: 115,63
Ширина, м: 16,46
Высота от ОП, м: 15,61
Высота борта до гл.палубы, м: 4,8
Водоизмещение, т: 2920
Осадка, м: 2,8
Марка ГД: 6ЧРН 36/45
Мощность ГД, кВт: 3x662
Скорость, км/ч: 25,6
Экипаж, чел.: 75-78
Пассажировместимость по первоначальному проекту, чел.: 250
Тип кают: двухместный пюкс, одноместные, двухместные, трехместные.
Инфраструктура: ресторан, бар, конференц-зал (киноконцертный), музыкальный салон, закрытый бассейн, сауна.
Проект Q-065/PV08
Судьба этого проекта была печально. Изначально суда строились с возможностью работы на Оке - для того, что бы можо было и иностранцев катать, ну не прельщали их наши 305-е. Но полностью металлическая надстройка, системы водоснабжения и кондиционирования... Все это повысило водоизмещение и осадка была хоть и близкой к 305-му, но стремительно мелеющая Ока поставила крест на этой затее.
Всего было построено пять судов, из которых два - ДЕМЬЯН БЕДНЫЙ и МИХАИЛ СВЕТЛОВ отправились в Якутск. СЕРГЕЙ ЕСЕНИН, АЛЕКСАНДР БЛОК и ВАЛЕРИЙ БРЮСОВ остались здесь. В последствии Блок с Брюсовым встали на прикол и работали в качестве развлекательных центров на р. Москве.
Первоначально у МРП была идея восстановить в работу оба теплохода. Но был восстановлен только АЛЕКСАНДР БЛОК - он стал АЛЕКСАНДРОМ ГРИНОМ. Брюсов вроде бы в Кимрском затоне сейчас. Какова его судьба - пока вопрос.
Проект PV300
В настоящее время это самый новый пассажирский теплоход на Волге.
Длина габаритная, м 141.15
Длина по КВЛ (расчетная), м 141.00
Ширина габаритная (с учетом привальных брусьев), м 16.80
Ширина расчетная, м 16.60
Высота борта, м 5.00
Такого количества споров не вызывал еще ни один волжский теплоход. Во всяком случае - это первая ласточка нового круизного флота для Волги.
Технические характеристики проектов взяты с сайтов Fleetphoto.ru и Riverfleet.ru