Общественный совет при Роспотребнадзоре решил оживить «светофор». В 2018 году производителям пищевых продуктов предложили на добровольных началах маркировать определенными цветами свою продукцию в зависимости от содержания в ней соли, сахара, трансжиров.
Идея была взята, как всегда, где-то за границей, где, такая маркировка, якобы, помогает людям правильно питаться; люди от этого стали меньше болеть неинфекционными болезнями и у них прибавилось здоровья, потому что они стали чаще отказываться от вредных продуктов.
В России добровольная маркировка не пошла, а общественное здоровье вызывает у членов общественного совета растущую тревогу. Вот и решили сделать ее не добровольной, а обязательной. Предложение простое: красным цветом выделять переизбыток соли, жира и трансжиров, а зеленым – их нормальные значения. При этом помечать предлагается не упаковку продукта, а ценник и сделать эту процедуру предлагают сделать обязательной и для обычных магазинов и для интернет-торговли.
Маркировать предлагается все продукты кроме специй и минеральной воды. Но, в представлении сторонников этой меры, дополнительных затрат производитель не понесет, поскольку ему не придется менять упаковку и ее дизайн. Раскрасить планируется ценники, а производитель всего лишь будет предоставлять торговым организациям информацию о том, сколько сахара, соли и жиров содержится в продукте, чтобы там могли предупредить покупателей о последствиях употребления в пищу того или иного продукта.
Благородное начинание не учитывает элементарных вещей:
- индивидуальные особенности обмена веществ;
- частоту и количество потребления "вредных" продуктов человеком;
- Что скажет наука завтра о пользе и вреде тех или иных веществ, а главное - об их безопасной норме;
- коррупционную емкость.
Одному десять граммов соли в день принесут вред, другому - в самый раз. Человек сегодня занимался спортом -вместе с потом потерял много соли, завтра просидит в офисе - баланс получится другой.
Вся колбаса и почти все молочные продукты попадают в красную зону из-за высокого удельного содержания соли и жиров. Однако, те же насыщенные жиры необходимы организму человека. Особенно - в холодном климате. А маркировка направлена на то, чтобы отвратить нас от продуктов, которые кто-то считает вредными.
Научные взгляды меняются, поскольку новые исследования часто дают новые результаты.
Появляется новая административная функция - следить за исполнением новых правил. А где функция, там и возможность злоупотребления ею. А также кто-то должен решить, что вредно, а что полезно. Этот кто-то не обязательно будет руководствоваться только интересами потребителя.
И совсем уж практическое соображение: ценники в магазинах и сейчас имеют разные цвета. Распродажа - желтый, ликвидация товара - красный. Вносить путаницу еще одним подходом к цветовой дифференциации штанов ценников - затея непродуманная и бесперспективная. Попытка дрессировать людей как собаку Павлова - занятие не благородное, при всех благородных мотивах "дрессировщиков".