20 подписчиков

Система регулярного менеджмента. Элемент №2: МИССИЯ

#Миссия – это краткое концентрированное описание основных фундаментальных принципов, на которых строится #бизнес. Какова глобальная цель существования компании? Как она определяет свой #рынок?

#Миссия – это краткое концентрированное описание основных фундаментальных принципов, на которых строится #бизнес. Какова глобальная цель существования компании? Как она определяет свой #рынок? Какую ценность предлагает рынку? Самое, может быть, важное: в чём состоит её #конкурентное преимущество? Этих принципов сотрудники должны придерживаться в своей деятельности; менеджеры всех уровней обязаны исходить из них, принимая свои управленческие решения.

В деловом сообществе понятие «Миссии» давно и прочно дискредитировано; часто единственной реакцией на его упоминание является ироническая усмешка. Сама концепция «Миссии» в этом ни капли не виновата. Виноват тот прискорбный факт, что 90% «миссий» сочиняются «для красоты». Ни к какой реальной действительности эти красиво оформленные тексты в роскошных рамочках отношения не имеют. Но! подойдите к задаче ответственно и вдумчиво, - а главное, честно, - и ваша Миссия будет именно тем, чем должна: достойным управленческим инструментом, точным описанием и «основным законом» вашего бизнеса.

Стандартные составляющие полноценной Миссии общеизвестны. Перечислю их коротко, на всякий случай:

1) Идеология компании: #система ценностей, приоритеты, которым компания придает особое значение и которые не меняются с переменой внешней (рыночной) ситуации. «Ради чего мы это делаем?» «Почему мы делаем именно это?»

2) #Ассортиментный набор: Что мы производим / продаём?

3) Принципы рыночной политики, сегменты рынка (целевые группы) и приоритеты среди них: Чьи потребности мы хотим удовлетворять? Какие потребности хотим удовлетворять? В развитие на какой территории вкладываем стратегические ресурсы?

4) Базис конкурентоспособности компании: В чём состоит наше устойчивое конкурентное преимущество?

5) Принципы кадровой политики: Каких работников ценим? Как вознаграждаем работников, которые удовлетворяют нашим требованиям?

6) Принципы технологической политики: На какие технологии делаем ставку? Если мы – производственная компания, то как добиваемся оптимальности производственных процессов?

7) Принципы финансовой политики: Как и на что расходуем свободные средства?

…и отмечу пару важных обстоятельств.

1. Миссию условно можно разделить на «идеологическую» и «технологическую» составляющие.

- Идеология компании, её система ценностей определяется ведущими мотивами руководителя, который подбирает сотрудников, партнеров, строит отношения с клиентами исходя из своих представлений о том, что хорошо, что плохо, что важно и что не важно. (Подробно на эту тему – здесь.)

- «Технологическая» часть основывается на тщательном маркетинговом анализе. Проанализировать придётся, как минимум, 1) ассортиментный набор, 2) рынок (целевые группы) и 3) конкурентную среду. У меня есть своя методика такого анализа, которую я применяю на стратегических сессиях; со временем я ею поделюсь; сейчас пока ограничусь констатацией этого факта.

2. Самая большая концентрация пользы от разработки честной и обоснованной Миссии приходится на «нулевой цикл». Когда вы создаёте её впервые, - да ещё с участием тщательно отобранной команды помощников, - важные открытия касательно собственного бизнеса не просто вероятны, они неизбежны. Первый опыт разработки Миссии в ста процентах случаев даёт эффект «наведения резкости». С каждой очередной формулировкой вы как будто различаете новые детали и нюансы, «броуновское движение» мысли кристаллизуется, и на выходе вы получаете стройную и упорядоченную картину, каждый фрагмент которой увязан с остальными – а главное, внутренне обоснован.

Элемент №1: ВИДЕНИЕ

Элемент №3: СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН

Элемент №4: БИЗНЕС-ПРОЦЕСС

Элемент №5: ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

Элемент №6: ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ

Элемент №7: КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА