Имя Филиппа Ермаша обросло легендами. Суровый председатель Госкино едва ли не одним жестом мог решить судьбу фильма, а одно его слово могло в миг изменить жизнь режиссёра. Его сын Андрей решил делать карьеру в кино. И,
похоже, Филипп Ермаш был не только грозным начальником, но и ответственным отцом: не без его протекции Андрей Ермаш получил возможность снять самостоятельную полнометражную картину в 27 лет.
Клуб «Советские фильмы» теперь в Telegram!
Это случай действительно выдающийся, поскольку в советском кино молодыми и начинающими режиссёры числились до 35-40 лет. Считалось, что лишь к этому возрасту режиссёр набирается достаточного опыта, как кинематографического, так и жизненного, полноценно формируется как личность с собственным мировоззрением, вырабатывает узнаваемый стиль. Снять большое кино до 30 было практически невозможно. Но не для Андрея Ермаша.
Ермаш-младший выбрал для экранизации непростую книгу. Это был роман писателя-фантаста Сергея Павлова, вышедший в 1978 году. История «По чёрному следу» из цикла «Лунная радуга» стала бестселлером и через пять лет вышло её продолжение, и именно эти произведения заинтересовали начинающего режиссёра. Тут стоит напомнить, что фантастика не была популярным жанром среди советских кинематографистов. Отчасти потому, что
писателей-фантастов, чьи творения можно было бы перенести на экран, в СССР было совсем мало.
Но основной причиной была необходимость внушительного финансирования, ведь создать на экране фантастические миры, тем более инопланетные, — задача не из лёгких. Тут требовались и реалистичные декорации, и фантазийные костюмы, и комбинированные съёмки с последующим замысловатым монтажом. А на всё это денег не выделялось. Но для сына председателя Госкино опять же сделали исключение.
Сценарий с названием «Лунная радуга» написали сам Андрей и драматург Валентин Ежов. Поначалу привлекли и Сергея Павлова, но он скоро отказался из-за разногласий с Андреем Ермашом. Эта размолвка не пошла на пользу сценарию, а потом и фильму:
сценарий получился недоработанным, не всем понятным, поверхностным. Уже потом, когда ленту завершили, критики именно слабость сценария назвали одной из основных неудач.
Да и сам Сергей Павлов о работе кинематографистов отзывался негативно и считал «Лунную радугу», вышедшую в 1983 году, провалом.
Актёров подбирали тоже не без вмешательства Ермаша-старшего. Андрею хотелось заполучить исполнителей с именами, но желанием сниматься в непростой ленте у начинающего режиссёра горели далеко не все. Кое-кого пришлось уговаривать, на других понадобилось поднажать. Так, Георгий Тараторкин спустя время говорил, что решился на съёмки только потому, что его сын любил фантастику, а Игоря Старыгина соблазнила возможность провести время в Прибалтике (там снимали натуру). Кроме них в картине сыграли Владимир Гостюхин, Василий Ливанов, Юрий Соломин, Александр Пороховщиков, Леонид Неведомский, Владимир Кенигсон (для него это стало одним из последних появлений в кино). Состав без преувеличения звёздный! Хотя и он не впечатлил многих зрителей и критиков. Многие отмечали, что актёры не вполне понимают, что делают, и просто отыгрывают прежние образы.
Мало кто не упрекнул Василия Ливанова в том, что он копирует Холмса, а Игорю Старыгину пеняли, что он так и не вышел из образа Арамиса.
Андрею Ермашу предоставили павильоны на «Мосфильме», главной киностудии СССР, где он мог использовать все технические средства. Но
«Лунная радуга» всё равно смотрится несколько топорно с технической точки зрения,
и лишь самые невнимательные зрители не обратили внимания на то, что звездолёт подвешен на нитках, которые даже не удосужились замаскировать или закрасить на монтаже. Сама картина вышла мрачной с точки зрения цвета, и даже костюмы героев в ней не отвечали представлениям о будущем.
Ещё одним недостатком «Лунной радуги» сразу же назвали попытку подражания «Солярису» (1972) Андрея Тарковского. Скорее всего, тут дело в неприязни Филиппа Ермаша к режиссёру. В картине Андрея Ермаша тоже есть затяжные паузы, философствования героев, почти медитативные кадры, но почему-то у него, в отличие от Тарковского, не получилось наполнить их смыслом.
Ну и, пожалуй, самым большим недостатком ленты стал тот самый сценарий. У Ермаша и Ежова не получилось уложить внушительный том в полуторачасовой фильм, поэтому
зрители, роман не читавшие, даже не совсем понимали сюжет.
Итог был закономерным: «Лунная радуга», несмотря на вложенные усилия (как моральные, так и материальные) не стала ни фантастическим советским кинохитом, ни даже сколь-нибудь заметной лентой. А ещё
она фактически закрыла эру космической кинофантастики в советском кино
(после вышло, кажется, лишь «Подземелье ведьм» (1989), повествующее о приключениях на другой планете).
А как вы считаете, почему у нас так редко снимали фантастику? Дело действительно было в недостатке средств (хотя, например, фильмы Ричарда Викторова доказывают. что и без огромных бюджетом можно было делать увлекательное кино) или причины были иные?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:
Как связаны советский фильм «Паспорт» и французская комедия «Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра"»? Узнайте, какой актёр появился в обеих этих историях, из выпуска моего подкаста: