Спорный фантастический фильм сына всесильного председателя Госкино

12K прочитали

Имя Филиппа Ермаша обросло легендами. Суровый председатель Госкино едва ли не одним жестом мог решить судьбу фильма, а одно его слово могло в миг изменить жизнь режиссёра. Его сын Андрей решил делать карьеру в кино. И,

похоже, Филипп Ермаш был не только грозным начальником, но и ответственным отцом: не без его протекции Андрей Ермаш получил возможность снять самостоятельную полнометражную картину в 27 лет.
Кадр из фильма «Лунная радуга»
Кадр из фильма «Лунная радуга»

Клуб «Советские фильмы» теперь в Telegram!

Это случай действительно выдающийся, поскольку в советском кино молодыми и начинающими режиссёры числились до 35-40 лет. Считалось, что лишь к этому возрасту режиссёр набирается достаточного опыта, как кинематографического, так и жизненного, полноценно формируется как личность с собственным мировоззрением, вырабатывает узнаваемый стиль. Снять большое кино до 30 было практически невозможно. Но не для Андрея Ермаша.

Ермаш-младший выбрал для экранизации непростую книгу. Это был роман писателя-фантаста Сергея Павлова, вышедший в 1978 году. История «По чёрному следу» из цикла «Лунная радуга» стала бестселлером и через пять лет вышло её продолжение, и именно эти произведения заинтересовали начинающего режиссёра. Тут стоит напомнить, что фантастика не была популярным жанром среди советских кинематографистов. Отчасти потому, что

писателей-фантастов, чьи творения можно было бы перенести на экран, в СССР было совсем мало.

Но основной причиной была необходимость внушительного финансирования, ведь создать на экране фантастические миры, тем более инопланетные, — задача не из лёгких. Тут требовались и реалистичные декорации, и фантазийные костюмы, и комбинированные съёмки с последующим замысловатым монтажом. А на всё это денег не выделялось. Но для сына председателя Госкино опять же сделали исключение.

Фото со съёмок. Георгий Тараторкин
Фото со съёмок. Георгий Тараторкин

Сценарий с названием «Лунная радуга» написали сам Андрей и драматург Валентин Ежов. Поначалу привлекли и Сергея Павлова, но он скоро отказался из-за разногласий с Андреем Ермашом. Эта размолвка не пошла на пользу сценарию, а потом и фильму:

сценарий получился недоработанным, не всем понятным, поверхностным. Уже потом, когда ленту завершили, критики именно слабость сценария назвали одной из основных неудач.

Да и сам Сергей Павлов о работе кинематографистов отзывался негативно и считал «Лунную радугу», вышедшую в 1983 году, провалом.

Актёров подбирали тоже не без вмешательства Ермаша-старшего. Андрею хотелось заполучить исполнителей с именами, но желанием сниматься в непростой ленте у начинающего режиссёра горели далеко не все. Кое-кого пришлось уговаривать, на других понадобилось поднажать. Так, Георгий Тараторкин спустя время говорил, что решился на съёмки только потому, что его сын любил фантастику, а Игоря Старыгина соблазнила возможность провести время в Прибалтике (там снимали натуру). Кроме них в картине сыграли Владимир Гостюхин, Василий Ливанов, Юрий Соломин, Александр Пороховщиков, Леонид Неведомский, Владимир Кенигсон (для него это стало одним из последних появлений в кино). Состав без преувеличения звёздный! Хотя и он не впечатлил многих зрителей и критиков. Многие отмечали, что актёры не вполне понимают, что делают, и просто отыгрывают прежние образы.

Мало кто не упрекнул Василия Ливанова в том, что он копирует Холмса, а Игорю Старыгину пеняли, что он так и не вышел из образа Арамиса.
Фото со съёмок
Фото со съёмок

Андрею Ермашу предоставили павильоны на «Мосфильме», главной киностудии СССР, где он мог использовать все технические средства. Но

«Лунная радуга» всё равно смотрится несколько топорно с технической точки зрения,

и лишь самые невнимательные зрители не обратили внимания на то, что звездолёт подвешен на нитках, которые даже не удосужились замаскировать или закрасить на монтаже. Сама картина вышла мрачной с точки зрения цвета, и даже костюмы героев в ней не отвечали представлениям о будущем.

Ещё одним недостатком «Лунной радуги» сразу же назвали попытку подражания «Солярису» (1972) Андрея Тарковского. Скорее всего, тут дело в неприязни Филиппа Ермаша к режиссёру. В картине Андрея Ермаша тоже есть затяжные паузы, философствования героев, почти медитативные кадры, но почему-то у него, в отличие от Тарковского, не получилось наполнить их смыслом.

Кадр из фильма «Лунная радуга». Участие в работе знаменитого опытного космонавта, увы, не поспособствовало успеху
Кадр из фильма «Лунная радуга». Участие в работе знаменитого опытного космонавта, увы, не поспособствовало успеху

Ну и, пожалуй, самым большим недостатком ленты стал тот самый сценарий. У Ермаша и Ежова не получилось уложить внушительный том в полуторачасовой фильм, поэтому

зрители, роман не читавшие, даже не совсем понимали сюжет.

Итог был закономерным: «Лунная радуга», несмотря на вложенные усилия (как моральные, так и материальные) не стала ни фантастическим советским кинохитом, ни даже сколь-нибудь заметной лентой. А ещё

она фактически закрыла эру космической кинофантастики в советском кино

(после вышло, кажется, лишь «Подземелье ведьм» (1989), повествующее о приключениях на другой планете).

А как вы считаете, почему у нас так редко снимали фантастику? Дело действительно было в недостатке средств (хотя, например, фильмы Ричарда Викторова доказывают. что и без огромных бюджетом можно было делать увлекательное кино) или причины были иные?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

Имя Филиппа Ермаша обросло легендами. Суровый председатель Госкино едва ли не одним жестом мог решить судьбу фильма, а одно его слово могло в миг изменить жизнь режиссёра.-5

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:

Как связаны советский фильм «Паспорт» и французская комедия «Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра"»? Узнайте, какой актёр появился в обеих этих историях, из выпуска моего подкаста: